УДК 37

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУЗЕЙНОЙ ЛЕКЦИИ “ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКО-ВЬЕТНАМСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1975-1991 ГГ.”

Скрипкарь Мария Викторовна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В данной статье приведена методическая разработка музейной лекции "Забайкальский край в контексте советско-вьетнамских отношений 1975-1991". Описаны специфика музейной лекции,ее цель,задачи,план. Особое внимание уделено подробному анализу структуры музейной лекции.

Ключевые слова: методическая разработка, музейная лекция, советско-вьетнамские отношения


METHODICAL DEVELOPMENT OF THE MUSEUM LECTURE "TRANS-BAIKAL TERRITORY IN THE CONTEXT OF THE SOVIET-VIETNAMESE RELATIONS 1975-1991"

Skripkar Maria Viсtorovna
Transbaikal State University

Abstract
This article is a methodical development of museum lecture "Trans-Baikal region in the context of the Soviet-Vietnamese relations 1975-1991". Describes the specifics of museum lectures, its goals, objectives, plan. Particular attention is paid to the detailed analysis of the structure of the museum's lecture.

Библиографическая ссылка на статью:
Скрипкарь М.В. Методическая разработка музейной лекции "Забайкальский край в контексте советско-вьетнамских отношений 1975-1991 гг." // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2320 (дата обращения: 13.07.2023).

Музейная лекция представляет собой последовательное  изложение в устной форме темы, либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания.

В настоящее время музейные лекции в рамках учебного процесса проводятся все реже и реже, что имеет как объективные причины: недостаточную оснащенность музеев необходимыми экспонатами, возросшую конкурентоспособность экспонатам из музея современных технических средств, позволяющих на большом экране непосредственно в учебной аудитории, знакомить слушателей с музейными экспонатами, так и субъективные: пассивность участников образовательного процесса, снижение интереса к более углубленному изучению темы. Тем не менее, на наш взгляд, использование музейных лекций в образовательном процессе необходимо, т.к. они не только повышают уровень знаний о теме, но и способствуют более прочному запоминанию материала, а также выступают в роли социального катализатора интеграции группы слушателей[1]. Сама обстановка музея стимулирует воспринимать информацию более внимательно, с большим интересом. Неоднократно замечалось, что темы изучение которых включало проведение хотя бы одной музейной лекции, усваивались учащимися глубже и прочнее, чем остальные.

Тематика музейной лекции должна быть связана с профилем музея или с использованием музейных материалов. В лекции приоритетным является рациональное восприятие. Основная цель лекций — донести до слушателей теоретический материал, сопроводив его материалами музейных коллекций; очень часто это копии или дубликаты музейных предметов, иллюстрации, фотографии, слайды. Музейные предметы, если и не демонстрируются во время лекций, то присутствуют «незримо» — их описание и характеристика включаются в содержание лекции.

Перечисленное было учтено нами при методической разработке музейной лекции на тему: “Забайкальский край в контексте советско-вьетнамских отношений 1975-1991 гг.”

Методическая разработка включала следующие пункты:

1) определение целей, задач и целевой аудитории музейной лекции;

2) определение плана, структуры и подробного содержания музейной лекции;

3) выбор наглядного материала.

Тема музейной лекции: “Забайкальский край в контексте советско-вьетнамских отношений 1975-1991 гг.”

Цель: познакомить слушателей с развитием советско-вьетнамских отношений в контексте Забайкалья в 1975-1991 гг.

Задачи:

1) способствовать усвоению слушателями основной научной информации;

2) сформировать коммуникативные компетенции слушателей с лектором;

3) развить устойчивый интерес слушателей к истории;

4) повысить уровень знаний слушателей по истории советско-вьетнамских отношений 1985-1991 гг.;

5) расширить общий культурный кругозор слушателей.

Целевая аудитория: учащиеся старших классов среднеобразовательных школ, ПТУ и лицеев, студенты изучающие курсы “Отечественная история”, “Международные отношения” и др.

План лекции:

1. Вводная часть (формулировка темы и цели лекции).

2. Основная часть:

а) участие забайкальцев в военных действиях во Вьетнаме;

б) участие вьетнамских рабочих в укреплении экономики Забайкалья, культурой и бытом, работающих на территории Забайкалья вьетнамцев в 1975-1991 гг.

3. Заключительная часть:

а) краткая справка о забайкальцах, оказавших влияние на развитие советско-вьетнамских отношений;

б) подведение итогов;

в) рекомендации литературы, кинопродукции по теме;

г) ответы на вопросы аудитории.

Структура:

1. Вводная часть.

Вводную часть целесообразно начинать с формулировки темы и цели музейной лекции. Во вводной части необходимо отметить:

Тема “Забайкалье в контексте советско-вьетнамских отношений 1975-1991 гг.”практически не затронута отечественными исследователями, это при том, что наш край заслуживает должного упоминания. На протяжении рассматриваемого периода, немало забайкальских военных исполняло свой интернациональный долг во Вьетнаме, вьетнамскими рабочими была сформирована крупная диаспора на территории г. Читы, что оказывало влияние на экономическую и культурную жизнь города.

2. Основная часть лекции.

Особое внимание следует обратить на первые 20 минут, именно тогда слушатели наиболее полно воспринимают информацию.

Для повышения познавательной активности слушателей мы предлагаем использовать следующие приемы:

- постановка перед слушателями вопросов – риторических или требующих реального ответа (“Что вы знаете о Вьетнаме?”, “Почему вьетнамские рабочие приезжали в Читу?” и т.д.);

- включение в лекцию элементов беседы;

- предложение сформулировать те или иные положения или определения;

Повышению познавательной активности слушателей способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы.

Основная часть лекции должна включать в себя ознакомление слушателей с:

1) участием забайкальцев в военных действиях во Вьетнаме;

2) участием вьетнамских рабочих в укреплении экономики Забайкалья, культурой и бытом, работающих на территории Забайкалья вьетнамцев в 1985-1991 гг.

Первую часть мы рекомендуем начать с вводного слова о причинах китайской агрессии во Вьетнам в конце 70-х гг. и вмешательства Советского Союза в урегулирование данного конфликта. В частности, необходимо включить следующее:

В период китайской агрессии во Вьетнаме плацдармом предполагаемых военных действий СССР против КНР стало Забайкалье. Среди населения проводилась постоянная идеологическая работа, направленная на закрепление в общественном сознании представления о том, что КНР готовится к вторжению на территорию Советского Союза.

В феврале 1979 г. в Чите было развернуто Главное командование войск Дальнего Востока, объединившее войска Забайкальского и Дальневосточного военных округов.

Пока китайская армия штурмовала окопы вьетнамских ополченцев, части Забайкальского военного округа были приведены в повышенную боеготовность и начали концентрироваться на границе с Маньчжурией, где проводили учебную «психическую атаку», а корабли Тихоокеанского флота взяли курс на Желтое и Южно-Китайское море.

Уместным будет вставлять в лекционный материал воспоминания участников рассматриваемых событий, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала.

Во второй части необходимо ознакомить слушателей с особенностями экономических отношений СССР и Вьетнама, Соглашением между СССР и Вьетнамом о направлении и приеме вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на предприятиях и организациях СССР от 2 апреля 1981 г., рассмотреть присутствии вьетнамских рабочих на камвольно-суконном комбинате в Чите, их обычаи и быт. Например, согласно соглашению с начала 80х гг. в столицу Читинской области г. Читу была направлена группа вьетнамских рабочих для участия в деятельности камвольно-суконного комбината. К 1990 г. на камвольно-суконном комбинате трудилось свыше 500 вьетнамцев. В Забайкалье было организовано и действовало вьетнамское общество.

3. Заключительная часть.

Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, формулировку выводов и т.д. Также в этой части можно представить краткую справку о забайкальцах, оказавших в свое время большое влияние на развитие советско-вьетнамских отношений, которые не были упомянуты в основной части. Например:

1) Лаптиев П.П. в 1970-е гг. Начальник Забайкальского УГМС. Участвовал в организации гидрометеорологической сети во Вьетнаме.

2) Кулигин В.Я. Под его руководством разработаны схемы обогащения руд десятков местонахождений золота и цветных металлов во  Вьетнае и др.

В заключительной части также может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике. В самом конце лекции следует ответить на вопросы слушателей.

Выбор наглядного материала.

Осуществляется в зависимости от имеющихся в наличии музейных экспонатов. Если в музее существует отдельная экспозиция, посвященная Забайкалью в контексте советско-вьетнамских отношений, то музейная лекция должна проходить в зале, где данная экспозиция представлена. При отсутствии такой экспозиции, используются все доступные материалы: фотографии, исторические свидетельства, материалы, представленные в виде слайдов и показываемые аудитории с помощью проектора. Сочетание зрительных и слуховых образов позволяет более эффективно воздействоать на слушателя [2]. Так, в рамках ознакомления слушателей с участием забайкальцев в военных действиях во Вьетнаме, можно представить фотографии, установленного в парке ОДОРА самолета МИГ-21 (возможно с последующей экскурсией к самолету), принимавшего участие в отражении американской агрессии во Вьетнаме. Как наглядный материал можно использовать таблицы внешнеэкономических показателей сотрудничества Забайкалья с разными государствами.

Обобщая научные и методические материалы, составившие основу данной методической разработки по “Забайкалье в контексте советско-вьетнамских отношений 1985-1991 гг.”, можно сделать следующие выводы.

Музейная лекция является базовой музейной формой. Проведение музейных лекций необходимо для закрепление знаний слушателей о предлагаемой теме. Однако для достижения наибольшей эффективности музейной лекции необходимо наличие  при ее проведении предметной среды (в натуральной или визуальной форме), высокого качества содержания представленного материала и выбранного способа построения взаимодействия лектора и слушателей.

Результативность разработанной нами музейной лекции зависит и от активности и заинтересованности всех ее участников – полноправных субъектов музейной коммуникации: музея, в рамках экспозиций которого будет проходить лекция, лекторов, выступающих в роли партнеров музейных сотрудников, и, конечно, самих слушателей, большую часть которых будут представлять школьники и студенты образовательных учреждений Забайкальского края. Роль школьных и вузовских преподавателей, готовящих учеников и студентов к посещению музея чрезвычайна важна, от них зависит общий посыл, установка на восприятие информации,  поддержание интереса к теме музейной лекции, повторение и необходимые разъяснения на занятиях тех сведений, которые слушатели получили в музее. В целом, важно заметить, что эффективность музейной лекции может быть оценена по критериям оценки коммуникативного акта [3].


Библиографический список
  1. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов//Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  2. Скрипкарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: дис.. канд. социол. наук. Чита, 2009. 187 с.
  3. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: