В санаторной школе-интернате работаю свыше 20 лет и накопила много наблюдений, которые могут быть полезны моим коллегам в практической работе. Здоровье наших воспитанников с самого детства находилось под угрозой из-за неблагоприятной социальной среды (неблагополучные и неполные семьи, алкоголизм родителей, отягощенная наследственность и т.д.).
Задача всего коллектива санаторной школы-интерната, где учащиеся проводят большой отрезок своей жизни,- восстановить и укрепить здоровье маленького человека всеми доступными способами.
Уроки физкультуры становятся уроками здоровья в руках умелого педагога. Контролировать эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенка необходимо до начала урока, в течение занятия и после него. Свои наблюдения желательно вести регулярно и в письменном виде – это позволит в дальнейшем систематизировать и обобщить полученные данные. Кроме того необходимо работать в тесной связи с медицинским персоналом школы. Знание биоритмов (циклических спадов и подъемов функций организма) значительно облегчает задачу контроля и фиксирования уровня работоспособности ребенка на уроке физкультуры.
По последним исследованиям ученых, колебания биоритмов можно представить в следующей таблице.
Дата рождения | Физические
колебания |
Эмоциональные
колебания |
Интеллектуальные
колебания |
ХХ.ХХ.ХХХХ | 23 дня | 28 дней | 33 дня |
Ф – 23 (не рекомендованы зачеты по физкультуре и повышенные физические нагрузки)
Э – 28 (раздражительность, немотивированная агрессия)
И – 23 (невнимание, рассеянность, ухудшение памяти)
Дополнительные факторы, влияющие на амплитуду колебаний биоритмов: индивидуальные особенности ребенка, перенесенные заболевания, уровень физического развития, состояние здоровья в данный момент, социальные факторы, внешние раздражители.
Наименее благоприятные дни, когда все биоритмы проходят через 0 значение. Наиболее благоприятные - соответственно, когда все 3 биоритма проходят через максимум. Циклические спады и подъемы проявляются в течение суток (суточные биоритмы), в течение недели (недельные биоритмы) и месячные биоритмы.
Совместно со школьными медработниками мы проводили наблюдения над учащимися младших классов. Выяснилось, что условные “жаворонки” были активнее, работоспособнее и результативнее на первых уроках физкультуры, а “совы” показывали лучшие результаты тестирования после 3-го урока.
Такие факторы полезно учитывать любому учителю, т.к. именно биоритмы влияют на поведение ребенка: его восприимчивость, активность, сосредоточенность, эмоциональную устойчивость и высокий физический тонус. Для учителя физкультуры в условиях санаторной школы-интерната подобные наблюдения, мини-тесты и их результаты, грамотно обработанные и подытоженные, представляют собой ценное руководство к действию, применяемое в повседневной педагогической практике.
Библиографический список
- Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985
- Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984
- Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 1991
- Козлов Л.В. Особенность подросткового возраста / Защита прав ребенка и здоровье: Материалы круглого стола 30 мая 1996 г. – Минск, 1996
- Макарова Г.А. Спортивная медицина: – М.: Советский спорт, 2004
- Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиновой, Б.С. Круглова. – М.: Педагогика, 1988
- Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. – М., 1986