УДК 372..8

ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Полякова Наталья Владимировна
КООУ ВО "Семилукская санаторная школа-интернат"
учитель физкультуры

Аннотация
Статья из опыта работы. Многолетние наблюдения автора за работоспособностью школьников на уроках физкультуры в условиях щадящего обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.

Ключевые слова: месячные биоритмы, недельные, повышенная утомляемость, работоспособность, суточные


THE IMPACT OF JET LAG ON THE PERFORMANCE OF PUPILS AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

Polyakova Natalia Vladimirovna
COO IN "Semiluki sanatorium boarding school"
Physical education teacher

Abstract
Article from the experience. Long-term observations of the author of the health of pupils at lessons of physical culture in the conditions of gentle teaching children requiring long-term care.

Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Н.В. Влияние биоритмов на работоспособность школьников на уроках физкультуры // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2417 (дата обращения: 02.10.2017).

В санаторной школе-интернате работаю свыше 20 лет и накопила много  наблюдений, которые могут быть полезны моим коллегам в практической работе. Здоровье наших воспитанников с самого детства находилось под угрозой из-за неблагоприятной социальной среды (неблагополучные и неполные семьи, алкоголизм родителей, отягощенная наследственность и т.д.).

Задача всего коллектива санаторной школы-интерната, где учащиеся проводят большой отрезок своей жизни,- восстановить и укрепить здоровье маленького человека всеми доступными способами.

Уроки физкультуры становятся уроками здоровья в руках умелого педагога. Контролировать эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенка необходимо до начала урока,  в течение занятия и после него. Свои наблюдения желательно вести регулярно и в письменном виде – это позволит в дальнейшем систематизировать и обобщить полученные данные. Кроме того необходимо работать в тесной связи с медицинским персоналом школы. Знание биоритмов (циклических спадов и подъемов функций организма) значительно облегчает задачу контроля и фиксирования уровня работоспособности ребенка на уроке физкультуры.

По последним исследованиям ученых, колебания биоритмов можно представить в следующей таблице.

Дата рождения Физические

колебания

Эмоциональные

колебания

Интеллектуальные

колебания

ХХ.ХХ.ХХХХ 23 дня 28 дней 33 дня

Ф – 23 (не рекомендованы зачеты по физкультуре и повышенные физические нагрузки)

Э – 28 (раздражительность, немотивированная агрессия)

И – 23 (невнимание, рассеянность, ухудшение памяти)

Дополнительные факторы, влияющие на амплитуду колебаний биоритмов: индивидуальные особенности ребенка, перенесенные заболевания, уровень физического развития, состояние здоровья в данный момент, социальные факторы, внешние раздражители.

Наименее благоприятные дни, когда все биоритмы проходят через 0 значение. Наиболее благоприятные -  соответственно, когда все 3 биоритма проходят через максимум. Циклические спады и подъемы проявляются в течение суток (суточные биоритмы), в течение недели (недельные биоритмы) и месячные биоритмы.

Совместно со школьными медработниками  мы проводили наблюдения над учащимися младших классов. Выяснилось, что условные “жаворонки” были активнее, работоспособнее и результативнее на первых уроках физкультуры, а “совы” показывали лучшие результаты тестирования после 3-го урока.

Такие факторы полезно учитывать любому учителю, т.к. именно биоритмы влияют на поведение ребенка: его восприимчивость, активность, сосредоточенность, эмоциональную устойчивость и высокий физический тонус. Для учителя физкультуры в условиях санаторной школы-интерната подобные наблюдения, мини-тесты и их результаты, грамотно обработанные и подытоженные, представляют собой ценное руководство к действию, применяемое в повседневной педагогической практике.


Библиографический список
  1. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985
  2. Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984
  3. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 1991
  4. Козлов Л.В. Особенность подросткового возраста / Защита прав ребенка и здоровье: Материалы круглого стола 30 мая 1996 г. – Минск, 1996
  5. Макарова Г.А. Спортивная медицина: – М.: Советский спорт, 2004
  6. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиновой, Б.С. Круглова. – М.: Педагогика, 1988
  7. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. – М., 1986


Все статьи автора «natalipol»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: