УДК 316.644

К ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Лунев Владимир Викторович1, Злотковский Владимир Ильич2
1Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления бизнес-процессами
2Института социально-политических исследований РАН г. Москва, кандидат социологических наук, докторант

Аннотация
Статья посвящена анализу ценностных предпочтений современной российской молодежи. Она опирается на результаты анкетного опроса учеников школ и студентов города Красноярска, проведенного в 2008 и 2010 гг. В статье рассмотрено отношение респондентов к свободному времени, жизненным ценностям, целям, политике.

Ключевые слова: жизненные цели, политические взгляды, современная молодежь, социологический портрет, структурирование времени, ценностные ориентации


ON SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Lunev Vladimir Viktorovich1, Zlotkovskiy Vladimir Ilyich2
1Siberian Federal University, Krasnoyarsk, PhD in Social Science, Assistant Professor of the Department of Economics and management of business processes
2Institute of social and political studies of RAS, Moscow, PhD in Social Science, doctoral student

Abstract
This article analyzes the value preferences of the modern Russian youth. It is based on the results of a questionnaire survey of high-school and college students of the city of Krasnoyarsk, held in 2008 and 2010. The paper observes the respondents' attitudes towards leisure time, life values​​, goals, politics.

Keywords: life goals, political views, sociological portrait, time structuring, values​​, young people today


Библиографическая ссылка на статью:
Лунев В.В., Злотковский В.И. К портрету современной российской молодежи // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2431 (дата обращения: 06.10.2017).

Молодость – важный этап в жизни человека, время, когда формируется его мировоззрение и иерархия ценностей. Процесс социализации молодежи во многом связан с типом общественного устройства, социальными институтами. Известно, что современное общество, в отличие от традиционного, «характеризуется нестабильностью системы ценностей [5. с. 218]». Поэтому процесс социализации современной молодежи отличается противоречивостью [4].

Современная Россия находится в особой ситуации. Ее социальные институты до сих пор испытывают последствия «радикальной трансформа­ции не только политической и экономической жизни общества, но всего уклада жизни [5. с. 217]». В этих условиях формирование ценностных предпочтений молодежи характеризуется определенной сложностью. С одной стороны, продолжают действовать такие социальные силы, как аномия и социальная инерция, с другой – мы наблюдаем появление нового поколения людей, воспитанных в рыночном демократическом обществе.

Исследования последних лет показывают, что тема социологического портрета молодого поколения россиян является актуальной [2, 3, 5]. У актуальности есть несколько аспектов. Во-первых, этот портрет до сих пор полностью не описан в науке, не имеет окончательных характеристик. Любые работы на эту тему открывают новые грани проблемы. Во-вторых, тема ценностной ориентации молодого поколения подводит нас к более глобальной проблеме – проблеме развития общества: «ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом [3. с. 83]».

Цель нашей работы – на эмпирическом материале показать ценностные предпочтения современного молодого поколения россиян. В статье мы опираемся на результаты анкетного опроса учеников школ и студентов города Красноярска, проведенные в 2008 и 2010 гг. По некоторым вопросам была возможность сравнить результаты 2008 и 2010 годов и проследить динамику. Этим наша работа выгодно отличается от исследований на эту тему, которые обычно опираются на один период опроса. В статье мы остановимся на таких ценностных ха­рактеристиках, как  структурирование времени, иерархия ценностей, жизненные цели, политика.

Структурирование времени. Одна из важнейших черт любого поколения – структурирование своего свободного времени. Это говорит о жизненных приоритетах человека. Ученикам школ был задан вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время?». Были получены следующие ответы (таблица 1). Основное время молодежи занимает общение с друзьями (44,1% – постоянно и 15,5% – достаточно часто), занятие спортом (20,6% – постоянно и 20,3% – достаточно часто) и просмотр телепередач (19,3% – постоянно и 23,8% – достаточно часто). Среднюю оценку получили такие направления, как чтение (17,6% – постоянно и 26,3% – достаточно часто), походы в кино (11,5% – постоянно и 33,9% – достаточно часто). Достаточно мало времени тратится на занятие художественным творчеством (12,7% – постоянно и 11,8% – достаточно часто), посещение храмов (13,4% – постоянно и 12,5% – достаточно часто), театров (9,6% – постоянно и 4,5% – достаточно часто), музеев (7,8% – постоянно и 3,2% – достаточно часто).

Хочется отметить, что значительная часть учащихся совсем не посещает клубов по интересам (41,3%), храмов (38,2%), музеев (31,7%), театров (26,2%), не смотрит телевизор (24,4%) и не читает (14,7%).

Таблица 1 – Ответы на вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время? (2010 год[1]

Постоянно

Достаточно часто

От случая к случаю

Никогда

Хотел бы заниматься, но не имею возможностей

Занимаюсь физкультурой или спортом

20,6

20,3

29,4

11,5

9,3

Посещаю театры

9,6

4,5

36,2

26,2

12,8

Посещаю музеи

7,8

3,2

37,9

31,7

6,6

Хожу в кино

11,5

33,9

28,4

10,1

1,2

Посещаю бары, рестораны, ночные клубы

4,5

9,6

33,4

34,1

4,6

Занимаюсь музыкой

11,8

11,4

20,8

35,9

7,4

Занимаюсь художественным творчеством

12,7

11,8

26,3

31,6

4,5

Путешествую

5,6

12,8

40,2

9,8

14,6

Встречаюсь с друзьями

44,1

15,5

8,2

20,8

1,7

Посещаю клубы по интересам

10,7

11,0

16,2

41,3

8,6

Посещаю храмы

13,4

12,5

16,4

38,2

5,6

Смотрю телевизор

19,3

23,8

17,5

24,4

0,3

Посещаю баню

11,0

15,9

33,9

23,0

2,4

Читаю

17,6

26,3

30,1

14,7

1,2

Иерархия ценностей. Второй, рассмотренной нами характеристикой, была система жизненных ценностей учащихся (таблица 2). По этому вопросу мы имели возможность сравнить результаты исследования 2008 и 2010 годов студентов и школьников и проследить динамику. Можно сказать, что получился срез трех поколений. Как наиболее раннее поколение было взято поколение студентов (опрос 2008 года), затем поколение школьников (опрос 2008 года) и как более позднее – поколение школьников 2010 года. Это позволило посмотреть, как менялись ценностные представления во времени.

В 2008 году среди жизненных ценностей у студентов высокую оценку получили такие позиции как «семья» (1 ранг – 77,7%), «карьера» (2 ранг – 67,0%), «дружба» (3 ранг – 55,3%), «любовь» (4 ранг – 54,2%), «самореализация» (5 ранг – 52%), «деньги» (6 ранг – 46,4%), «брак по любви» (7 ранг – 26,8%), «родина» (8 ранг – 24%). Низко были оценены «власть» (9 ранг – 11,2%) и «политика» (10 ранг – 8,4%).

Среди учащихся школ в 2008 году наибольшее предпочтение было отдано таким позициям, как «дружба» (1 ранг – 73,1%), «самореализация» (2 ранг – 66,7%), «семья» (3 ранг – 62,8%), «любовь» (4 ранг – 55,1%), «карьера» (5 ранг – 50,0%), «деньги» (6 ранг – 33,3%), «родина» (7 ранг – 26,9%). Невысоко оценены такие ценности, как «власть» (8 ранг – 6,4%), «брак по любви» (9 ранг – 5,1%), «политика» (10 ранг – 5,1%).

В 2010 году первые позиции получили следующие ценностные ориентиры: «семья» (1 ранг – 49,1%), «дружба» (2 ранг – 45,4%), «любовь» (3 ранг – 35,2%), «самореализация» (4 ранг – 34,4%), «карьера» (5 ранг – 31,7%), «деньги» (6 ранг – 28%). Ценности с низкой оценкой: «брак по любви» (7 ранг – 12%), «родина» (8 ранг – 11,9%), «власть» (9 ранг – 5,1%), «политика» (10 ранг – 4,5%).

В целом видно, что молодое поколение больше ориентировано на личностные ценности, чем общественные. Во всех трех срезах низко были оценены такие позиции, как «власть» и «политика». Более позднее поколение школьников добавило к этому списку и «родину». Также низкий ранг оказался у позиции «брак по любви», при этом сама «любовь» входит в четверку высших ценностей. Интересно отметить, что все три поколения показали одинаковое отношение к «деньгам» – 6 ранг в рейтинге.

Сравнивая результаты 2008 и 2010 годов, а также студентов и школьников, можно отметить, что личностные ценности также подвержены трансформации. Более раннее студенческое поколение в четверку наиболее значимых ценностей включало «карьеру». Более молодое поколение поставило вместо «карьеры» «самореализацию». Таким образом, как тенденцию можно отметить, что  молодое поколение как бы замыкается в своем мире («дружба», «семья», «любовь») и все меньше и меньше ориентируется на статусных позициях («самореализация», «власть», «карьера») и общественном («родина»).

Таблица 2 – Ответы на вопрос: «Что для Вас на сегодняшний момент наиболее ценно и важно в жизни?»

2008

2010

Студенты

Ученики

Ученики

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

Дружба

55,3

3

73,1

1

45,4

2

Самореализация

52,0

5

66,7

2

34,4

4

Семья

77,7

1

62,8

3

49,1

1

Любовь

54,2

4

55,1

4

35,2

3

Карьера

67,0

2

50,0

5

31,7

5

Деньги

46,4

6

33,3

6

28,0

6

Родина

24,0

8

26,9

7

11,9

8

Власть

11,2

9

6,4

8

5,1

9

Брак по любви

26,8

7

5,1

9

12,0

7

Политика

8,4

10

5,1

10

4,5

10

Иное

1,7

6,4

4,9

Затрудняюсь ответить

*

*

1,5

Нет ответа

*

*

38,0

ВСЕГО

424,7

390,9

301,7

Жизненные цели. Далее рассмотрим целевые ориентиры молодежи. Мы также имели возможность сравнить ответы студентов и учащихся 2008 и 2010 годов. На тему жизненных целей было задано два вопроса: «Как Вы думаете, кем сегодня чаще всего хотят стать юноши (и девушки)?» и «Когда Вы размышляете о завтрашнем дне, о будущем, то какие цели для себя намечаете? Чего хотите добиться в жизни?».

Если посмотреть, как на первый вопрос ответили юноши, то видно однообразие среди разных временных поколений (таблица 3). Ранги в ответах студентов и учеников школ фактически не меняются. Все три группы опрошенных на первое место поставили ответ «предпринимателем, бизнесменом». Однако видно, что с каждым новым поколением  процент уверенных в этом ответе молодых людей снижается: 67,6%, 64,1% и 61%. Вторую позицию получил ответ «успешным, богатым, олигархом». При этом процент, поддерживающих эту позицию, со временем также снижается: 61,5%, 59,0%, 54,1%. Третье место в рейтинге – «директором, руководителем, начальником». Здесь наблюдается та же тенденция – снижение значимости позиции: 59,8%,  57,7%, 54,0%. Четвертый ранг – «юристом, адвокатом». Эта позиция показывает определенную стабильность во времени: 43,6%, 57,7%, 52,3%. Пятая позиция – «спортсменом». Она имеет нестабильную, скачкообразную динамику: 35,8%, 52,6%, 42,2%. Позиция «менеджером» получила 6 ранг, однако она имеет тенденцию на увеличение 7,8%, 11,5%, 16,9%. Эта же тенденция отмечается и с позицией «инженером» – 7 ранг и 2,2%, 7,7%, 13,0%. Низкий рейтинг (8 и 9 ранг) и противоречивую поддержку получила позиция «художником, певцом, писателем»: 1,7%, 5,1%, 4,9% и «заниматься научной деятельностью» (8 и 9 ранг): 0,6%, 5,1%, 3,8%.

Таблица 3 – Кем сегодня хотят стать юноши

2008 г.

2010 г.

Студенты

Ученики

Ученики

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

Предпринимателем, бизнесменом

67,6

1

64,1

1

61,0

1

Успешным, богатым, олига

рхом

61,5

2

59,0

2

54,1

2

Юристом, адвокатом

43,6

4

57,7

3-4

52,3

4

Директором, руководителем, начальником

59,8

3

57,7

3-4

54,0

3

Спортсменом

35,8

5

52,6

5

42,2

5

Менеджером

7,8

6

11,5

6

16,9

6

Инженером

2,2

7

7,7

7

13,0

7

Художником, певцом, писателем и т.д.

1,7

8

5,1

9

4,9

8

Заниматься научной деятельностью

0,6

9

5,1

8

3,8

9

Иное

0

1,3

2,0

Затрудняюсь ответить

7,8

5,1

3,7

ВСЕГО

288,4

326,9

307,9

На вопрос кем бы хотели стать девушки (таблица 4), как и у юношей, заметно определенное однообразие у разных временных групп, но только в первых четырех позициях. Первое место получил ответ – «удачно выйти замуж, быть женой». Динамика этого ответа следующая: 60,3%, 66,7%, 63,6%. Вторая позиция: «моделью, артисткой». Ее поддержка со временем также остается высокой: 56,4%, 53,8%, 56,6%. Третий ранг – «юристом, адвокатом». Динамика: 43,6%, 46,2%, 32,2%. Четвертый ранг – «экономистом, финансистом, бухгалтером». Видно, что поддержка этой позиции имеет положительную динамику: 33,5%, 41,0%, 48,1%. Дальше мы наблюдаем противоречивую картину. Позиция  стать «менеджером» сначала  набирает поддержку, а потом ее снижает 16,8% (7 ранг), 28,2% (5 ранг), 23,0% (6 ранг). Позиция – «директором, руководителем, начальником». Здесь мы наблюдаем последовательное снижение рейтингов и процентов поддержки: 33,0% (5 ранг), 23,1% (6 ранг), 17,3% (7 ранг). Позиция «врачом, преподавателем», наоборот, набирает поддержку: 10,1% (8 ранг), 19,2% (7 ранг), 24,0% (5 ранг). «Предпринимателем, бизнесменом» –  наблюдается снижение: 27,9% (6 ранг), 16,7% (8 ранг), 15,1% (8 ранг). «Заниматься научной деятельностью» стабильно занимает 9 ранг: 3,9%, 2,6%, 3,1%.

Таблица 4 – Кем сегодня хотят стать девушки

2008 г.

2010 г.

Студенты

Ученики

Ученики

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

Удачно выйти замуж, быть женой

60,3

1

66,7

1

63,6

1

Моделью, артисткой

56,4

2

53,8

2

56,6

2

Юристом, адвокатом

43,6

3

46,2

3

32,2

4

Экономистом, финансистом, бухгалтером

33,5

4

41,0

4

48,1

3

Менеджером

16,8

7

28,2

5

23,0

6

Директором, руководителем, начальником

33,0

5

23,1

6

17,3

7

Врачом, преподавателем

10,1

8

19,2

7

24,0

5

Предпринимателем, бизнесменом

27,9

6

16,7

8

15,1

8

Заниматься научной деятельностью

3,9

9

2,6

9

3,1

9

Иное

1,1

2,6

1,9

Затрудняюсь ответить

11,7

9,0

5,1

ВСЕГО

298,3

309,1

290,0

Интерес представляют ответы на вопрос: «Когда Вы размышляете о завтрашнем дне, о будущем, то какие цели для себя намечаете? Чего хотите добиться в жизни (таблица 5)»? Мы наблюдаем противоречивую динамику. Почти по всем ответам мы не прослеживается определенных тенденций. Позиция «хорошей, высокооплачиваемой, интересной, любимой работы» занимает 1 и 2 ранги, но имеет отрицательную динамику: 64,2%, 60,3%, 47,4%. Ответ «счастья в личной жизни, благополучия семьи, детей» также 1 и 2 ранги и нестабильную динамику: 75,4%, 56,4%, 67,0%. Ответ «самореализации, определения своего места в жизни»: 31,8% (4 ранг), 37,2% (3 ранг), 30,8% (6 ранг). «Успеха, карьеры, высокой должности»: 41,3% (3 ранг), 35,9% (4 ранг), 37,1% (3 ранг). «Получения образования, профессионализма»: 27,4% (6 ранг), 34,6% (5 ранг), 32,4% (5 ранг). «Материального благополучия, достатка»: 28,5% (5 ранг), 25,6% (6 ранг), 33,2% (4 ранг). «Политической деятельности» – наблюдается рост поддержки: 2,2%, 5,1%, 10,9%, но ее рейтинг не меняется  (7 ранг).

Таблица 5 – Какие цели хотят добиться в жизни школьники и студенты

2008

2010

Студенты

Ученики

Ученики

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

Хорошей, высокооплачиваемой, интересной, любимой работы

64,2

2

60,3

1

47,4

2

Счастья в личной жизни, благополучия семьи, детей

75,4

1

56,4

2

67,0

1

Самореализации, определения своего места в жизни

31,8

4

37,2

3

30,8

6

Успеха, карьеры, высокой должности

41,3

3

35,9

4

37,1

3

Получения образования, профессионализма

27,4

6

34,6

5

32,4

5

Материального благополучия, достатка

28,5

5

25,6

6

33,2

4

Политической деятельности

2,2

7

5,1

7

10,9

7

Иное

-

2,6

5,1

Затрудняюсь ответить

0,6

1,3

1,5

Нет ответа

0

0

2,0

ВСЕГО

271,4

259

267,5

Политика. Респондентам были заданы вопросы на политические темы. В первую очередь нас интересовала политическая активности молодежи в целом. Ее можно оценить как среднюю. На вопрос: «В какой мере Вас интересует политика?», были получены следующие ответы (таблица 6). Ответ «очень интересует» имеет динамику: 19%, 24,4%, 6,3%. «Интересует, но не очень»: 64,2%, 47,7%, 54,9%. Имеют увеличение такие позиции как: «скорее не интересует»: 12,3%, 19,2%, 19,2% и «совсем не интересует»: 1,7%, 5,1%, 8,8%.

Таблица 6 –  Ответ на вопрос: «В какой мере Вас интересует политика?»

2008

2010

Студенты

Ученики

Ученики

Очень интересует

19,0

24,4

6,3

Интересует, но не очень

64,2

47,7

54,9

Скорее не интересует

12,3

19,2

19,2

Совсем не интересует

1,7

5,1

8,8

Затрудняюсь ответить

2,8

2,6

2,4

Нет ответа

0

1,0

8,4

ВСЕГО

100,0

100,0

100,0

Представляет интерес взгляд молодых людей на основные угрозы России. Он отличается от официальной версии. Существуют отличия между студентами и школьниками. Главными угрозами для России учащиеся средних школ города (опрос 2010 года) считают следующие:

- наркомания (77,3%);

пьянство (72,3%);

- терроризм (47,5%);

- безработица (43,9%).

У студентов вузов (опрос 2010 года) представления о главных угрозах для России иные:

- пьянство (76,8%),

- коррупция (57,6%),

- бедность (47,8%),

- равнодушие и пассивность людей (43,6%).

Что касается  экстремизма, то только 5,0% студентов и 5,8% школьников считают его угрозой для России.

Подводя итоги, можно сказать, что в целом наше исследование фиксирует изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значимость индивидуальных ценностей и снижается поддержка социально-политических. В определенном смысле, это мировая тенденция [4, 5]. В основе которой, возможно, лежат цивилизационные сдвиги, переход к постмодерну.

Существует и российская специфика. Достаточно сильно отличается целевая ориентация юношей и девушек. Юноши больше ориентированы на карьеру, а девушки – на семью. Наблюдается половое различие и в профессиональной ориентации. Также можно согласиться с предположением И.Г. Глазковой, что у современной российской молодежи наблюдается определенное противоречие между ценностными предпочтениями и  целевой ориентацией [1]. Это проявляется в том, что с одной стороны, у нее нет четкого фокусирования на образовании, профессионализме и личностном росте, с другой стороны – есть стремление стать богатыми, успешными, занимать высокие руководящие посты. Этим ценности молодых россиян отличаются от ценностей молодежи Запада [5].


[1] Ответ «затрудняюсь ответить» не внесен в таблицу по редакторским соображениям.


Библиографический список
  1. Глазкова И.Г. Ценностные основания образа жизни современного российского и американского студенчества: автореф. дис. канд. социолог., наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2003 //  URL: http: // http://www.dissercat.com/content/tsennostnye-osnovaniya-obraza-zhizni-sovremennogo-rossiiskogo-i-amerikanskogo-studenchestva
  2. Елишев С. Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь? // URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/8/17/problemy_sovremennoj_rossijskoj_molodyozhi_chego_hochet_molodezh
  3. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83-90.
  4. Ричард Дж., Браунгарт М. Советская и американская молодежь: сравнительный взгляд // Полис 1991 №4 С. 160-167.
  5. Соколова Е.В., Лобанова О.Б.  Ценностные предпочтения современной молодёжи России и Германии // Гуманитарный вектор. 2012. № 3 (31). С. 217-221.


Все статьи автора «Лунев Владимир Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: