УДК 372.879.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ НАЧАЛЬНОЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ КОМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР)

Майбуров Андрей Генрихович1, Собянин Александр Алексеевич2
1Сыктывкарский государственный университет, канд. пед. наук, доцент, кафедра общетехнических дисциплин и методики преподавания технологии
2Сыктывкарский государственный университет, Магистрант 2 курса, факультет технологии и предпринимательства

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности бакалавров педагогического образования по профилю начальное и дошкольное образование к организации игровой деятельности обучающихся. Проведенное исследование позволяет утверждать, что предложенную нами систему занятий, как фактора формирования профессиональной готовности бакалавров педагогического образования к организации игровой деятельности, можно использовать для обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, игровая деятельность, обучающиеся, профессиональная готовность


THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION, IN THE SPHERE OF "PRIMARY AND PRE-SCHOOL EDUCATION", TOWARD THE ORGANIZATION OF PLAY ACTIVITIES OF STUDENTS (USING THE EXAMPLE OF THE KOMI NATIONAL GAMES)

Mayburov Andrew Genrikhovich1, Sobyanin Alexander Alexeyevich2
1Syktyvkar State University, candidate of pedagogic sciences, the department of the technical disciplines and methodology of teaching technology
2Syktyvkar State University, second-year candidate for a Master's degree, the faculty of Buisness and Technology

Abstract
This article focuses on the problem of the formation of professional readiness of bachelors of pedagogical education, in the sphere of "Primary and Pre-school Education", using the example of organization of play activities of students. The research allows us to assert, that the proposed system of classes, as a factor of the formation of professional readiness of bachelors of pedagogical education for the organization of play activities, could be used for education in institutions of the higher professional education.

Keywords: bachelors of pedagogical education, play activity, professional readiness, students


Библиографическая ссылка на статью:
Майбуров А.Г., Собянин А.А. Формирование профессиональной готовности бакалавров педагогического образования по профилю начальное и дошкольное образование к организации игровой деятельности обучающихся (на примере Коми национальных игр) // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2460 (дата обращения: 14.07.2023).

Исходя из федеральной программы развития образования, мы видим, что современное российское образование ориентировано на реализацию положений Болонского соглашения, утвердившего формирование основных компетенций личности в качестве основной цели и результата профессиональной готовности. Видим, что современные условия общественного развития требуют того, чтобы выпускники педагогических институтов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности [5, с.3].

Сегодня, в программе по физической культуре для начальной школы ФГОС, отмечается  важность включения игровой деятельности. Предлагаемая программа ориентируется на такие образовательные  задачи, как совершенствование жизненно важных навыков и умений, посредством обучения подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, где одной из компетенций обучающихся является организация и проведение подвижных игр со сверстниками, и осуществление их объективного судейства [3].

Анализируя программы подготовки бакалавров педагогического образования по профилю начальное и дошкольное образование, видно, что данному аспекту уделено мало внимания, в связи со спецификой начального образования, т.к. на данной специальности изучается множество методик.

Все выше сказанное, предопределило выделение противоречий между высоким функциональным потенциалом игровой деятельности, в формировании профессиональной готовности будущего педагога и не разработанностью программно-содержательного обеспечения этого процесса, отсутствием конкретных научно-методических рекомендаций использования различных соотношений средств, методов, способов, развития интереса.

Исходя из этого, задачей особой важности является качественная подготовка конкурентоспособного выпускника учреждения профессионального образования, что позволит ему успешно организовывать игровую деятельность, продуктивно использовать свой творческий потенциал.

Следовательно, актуальность исследования определяется возрастанием требования социального заказа в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной готовности к организации игровой деятельности и недостаточной возможностью практико-ориентированного образовательного процесса, направленного на подготовку к этой деятельности.

Формирование профессиональной готовности бакалавров педагогического образования по профилю начальное и дошкольное образование к организации игровой деятельности будет более эффективным, если процесс  подготовки будет:

- сочетать методическую подготовку с практическими занятиями по физической культуре. Для этого мы предлагаем, на занятиях по физической культуре  дополнительно включать подвижные  игры, решая образовательные задачи как методико-практической подготовки, так и физической подготовки.

- строиться на основе  коми национальных игр, для этого мы предлагаем, в организацию игровой деятельности бакалавров педагогического образования по профилю начальное и дошкольное образование включать Коми национальные игры, что вызовет большее развитие интереса к игровой деятельности, так как будут учитываться народные и национальные традиции богатого культурного наследия предков.

Первый этап исследования – теоретико-поисковый. Проводился теоретический анализ научной  литературы с целью осмысления представления об объекте и предмете исследования. Выдвинуты гипотетические положения исследования.

Второй этап исследования – экспериментальный. Проводилось обобщение теоретического и накопленного практического материала, было разработано содержание и определены способы деятельности по формированию профессиональной готовности бакалавров педагогического образования по профилю начальное и дошкольное образование  к организации игровой деятельности, проводилась опытно-экспериментальная проверка.

Третий этап исследования – заключительно-оценочный. В ходе этого этапа осуществлялся анализ результатов исследования, оформление исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ, обобщение, сравнение, классификация, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, изучение и анализ педагогической документации, результатов студенческой деятельности, методы математической статистики.

Экспериментальная проверка предложенных педагогических условий, способствующих формированию профессиональной готовности бакалавров педагогического образования к организации игровой деятельности,  получила положительные результаты и подтверждает эффективность проведенной экспериментальной работы и правильность основных положений гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа предполагала констатирующий, формирующий и контрольный этапы, которые подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы и привели  к достижению поставленной цели. Число будущих учителей с высоким уровнем сформированности профессиональной готовности  к организации игровой деятельности до начала эксперимента у студентов (ЭГ) показал, что к высокому уровню относится 16% студентов, после эксперимента высокий уровень увеличился на 35%; к среднему уровню стало относиться 38% студентов, низкий уровень был 45% студентов, а после эксперимента уменьшился на 34%.

Исследование показало, что предложенную нами систему занятий, как фактора формирования профессиональной готовности бакалавров педагогического образования к организации игровой деятельности, можно использовать для обучения в образовательных учреждениях профессионального образования. Совокупность педагогических условий влияет на эффективность процесса формирования профессиональной готовности бакалавров педагогического образования к организации игровой деятельности и развитие устойчивого интереса к игровой деятельности.

Разработанное научно-методическое обеспечение, спецкурс, методические рекомендации способствуют формированию профессиональной готовности бакалавров педагогического образования к организации игровой деятельности.

Полученные результаты исследования и выводы не претендуют на исчерпывающее решение проблемы. Накопленный теоретический и экспериментальный материал требует уточнения и развития, а также дальнейшего изучения. Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проведённая исследовательская работа дает возможность решения поставленной проблемы.


Библиографический список
  1. Блохина Т.В. Некоторые инновационные подходы к организации деятельности общеобразовательного учреждения [Текст] / Т.В. Блохина, Е.М. Дуранов. – Челябинск, 1997. – 52 с.
  2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей [Текст]: монография / Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997. – 217с.
  3. Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС. [Электроный ресурс]. http://fizkultura-na5.ru/programmy-po-fizicheskoj-kulture/rabochaya-programma-po-fizicheskoj-kulture-1-4-klass-fgos.html (дата обращения:05.06.2014).
  4. Реан A.A. Социальная педагогическая психология [Текст] A.A. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.
  5. Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности [Текст]: дис. канд. пед. наук / З.Н.Черных. –Шуя, 2012.-162 с.


Все статьи автора «Майбуров Андрей Генрихович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: