УДК 37

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ

Настенко Екатерина Сергеевна1, Гусева Елена Николаевна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка магистратуры
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, зав. каф. прикладной информатики, к.п.н., доцент

Аннотация
Статья посвящена внедрению системы «Сетевой Город. Образование» в образовательный процесс средней школы. Рассмотрены основные этапы внедрения системы. Определены проблемы, которые возникают при внедрении системы «Сетевой Город. Образование», предложены пути их решения.

Ключевые слова: внедрение, ИКТ-компетентность, информатизация, информационная система, педагогический коллектив, система «Сетевой Город. Образование», школа, электронный журнал


INTEGRATION OF INFORMATION SYSTEM «NETWORK CITY. EDUCATION» IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL

Nastenko Ekaterina Sergeevna1, Guseva Elena Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University, master degree student
2Magnitogorsk State Technical University, Head of Applied Informatics Department, Ph.D., Associate Professor

Abstract
Article is about integration of information system «Network City. Education» in the educational process of the school. The main stages of integration are described. Problems of integration are discussed and solutions of this problems are proposed.

Библиографическая ссылка на статью:
Настенко Е.С., Гусева Е.Н. Внедрение системы «Сетевой Город. Образование» в образовательный процесс школы // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2481 (дата обращения: 12.07.2023).

«Сетевой Город. Образование»  – комплексная информационная система, объединяющая в единую сеть школы и органы управления образования в пределах города, или сельского района (округа). Система обеспечивает формирование единого информационного образовательного пространства, позволяет активизировать многих участников учебно-воспитательного процесса: родителей, учащихся, психологов, педагогов. Система «Сетевой Город. Образование»  поддерживает следующие типы пользователей: директор, завуч, классный руководитель, преподаватель, учащийся, родитель, секретарь, специалист по кадрам, медицинский работник, социальный педагог.

Каждый пользователь имеет индивидуальные права доступа к разным частям базы данных образовательного учреждения. Единая база данных школы представляет различные наборы информации и ресурсов пользователю в соответствии с его личными правами доступа. Другими словами, каждый сотрудник школы, учащийся, родитель получает «проекцию» единого пространства на свой рабочий стол, получая всю  необходимую информацию «в едином окне».

«Сетевой Город. Образование» решает комплекс задач различного уровня. Для руководства школы директора, завучей позволяет автоматизировать множества функций, связанных с отчетностью. Родители получают возможность регулярно следить за успеваемостью детей, контролировать выполнение домашних заданий. Классные руководители получают своевременную информацию об успеваемости по всем предметам каждого ученика своего класса. Учащихся благодаря информации из системы имеют возможность оценивать свои достижения за любой период обучения. В системе можно отследить средний балл по каждому предмету, оценки за каждый день, неделю, четверть, год; сравнить свой уровень знаний с одноклассниками и учащимися всей паралелли.

Преимущества «Сетевой Город. Образование» для создания единой информационной среды общеобразовательного учреждения:

  • комплексный подход;
  • экономия времени, уменьшение рутинного труда сотрудников школы;
  • вовлечение родителей, общественности;
  • оперативность;
  • интеграция с современными информационными сервисами;
  • возможности для дальнейшего развития.

Особенность использования системы заключается в ее сетевой архитектуре. «Сетевой Город. Образование» достаточно установить на одном компьютере – сервере, а работать в локальной сети можно с любого компьютера. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ, нужна лишь стандартная программа-браузер. Работа в информационной системе выглядит как работа в Интернет, но обращение происходит не к внешним сайтам, а к серверу.

С 1 сентября 2012 г. в г. Магнитогорске был осуществлен переход всех муниципальных образовательных учреждений на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся на основе комплексной автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование» с целью создания единого информационного пространства, совершенствования информационного обеспечения процессов управления в общеобразовательных учреждениях, планирования и организации учебного процесса на основе внедрения информационных технологий.

Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 51 им. Ф.Д. Воронова» также включился в работу по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование». На этот момент в  школе была сформирована необходимая аппаратно-программная база внедрения системы «Сетевой Город. Образование»: установлен выделенный сервер с выходом в Интернет, установлена выделенная линия доступа в сеть Интернет с безлимитным тарифом доступа, смонтирована локальная сеть, объединяющая 90% компьютеров, обеспечивающая доступ к файловому серверу и в Интернет с каждого рабочего места учителя.

Работа с системой «Сетевой Город. Образование» началась с документации, создана внутри школьная нормативно-правовая база, включающая  положения, приказы, инструкции, памятки. В педагогическом коллективе школы  была сформирована инициативная группа, в которой распределили роли для реализации эффективного внедрения  системы «Сетевой Город. Образование»:

  • координатор СГО – организует работу всех типов пользователей (сотрудников, учащихся, родителей) на уровне данного ОУ, управляет системой ввода данных и правами доступа в СГО, контролирует полноту, качество, оперативность информации, вводимой в систему;
  • сетевой системный администратор – отвечает за работоспособность системы СГО и сервера;
  • сетевой  классный  руководитель – ответственный за ввод данных по учащимся своего класса, а также за ведение текущих записей в электронный классный журнал СГО по своему классу;
  • оператор – занимается введением данных в СГО на начальном этапе внедрения; предоставляет консультации и обучает (при необходимости) других участников проекта.

Первым этапом внедрения системы стало создание структуры школы  в «Мастере ввода данных». Это позволило упростить процедуру первоначального ввода данных, которая выполнялась сразу после установки системы. В рамках этой процедуры нужно было ввести календарные сроки начала и конца учебного года, время каникул. Кроме того были созданы списки сотрудников (основные поля), списки преподаваемых предметов, профили учебного плана, предметы для параллелей, типы и границы учебных периодов. На этом этапе с системой работал только один пользователь – администратор.

Вторым этапом внедрения системы СГО стало заполнение базы данных сведениями об учащихся и их родителях. В это же время проводились обучающие семинары для секретарей-делопроизводителей, классных руководителей и учителей. Каждый пользователь системы получил свой пароль и определенные права доступа.

На третьем этапе происходило заполнение и актуализация электронных классных журналов, календарно-тематических планов, организация электронного документооборота, использование средств СГО  для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Этот этап оказался самым трудоемким и проблемным. В первую очередь это было связано с настройкой работы системы как таковой, а также с включением множества пользователей в общую информационную образовательную среду. С одной стороны открывались перспективы удобных сервисов для некоторых пользователей, а с другой на учителей были возложены дополнительные обязанности по заполнению электронных журналов. Очевидно, что многократное дублирование данных является рутинной работой для и так серьезно загруженных работой педагогов. Кроме того, возможности автоматизации многих операций с данными еще не использовались учителями и не были освоены.

Особое место  во внедрении системы СГО занимает подготовка кадров в области информационных технологий. Педагогический коллектив школы в вопросе ИКТ-компетентности можно условно  разделить на две группы: опытные пользователи и пользователи, обладающие элементарными навыками работы на компьютере. Причем вторая группа составляет 70-80% педагогов. Именно поэтому внедрение системы «Сетевой Город. Образование» началось с обучения сотрудников первой группы, так как ИКТ-компетентность этой группы педагогов позволяла это сделать.  Позже началось обучение второй группы сотрудников. Для неподготовленных педагогов регулярно проводились обучающие семинары, где шло детальное знакомство с конкретными инструкциями, способами и методами управления системой «Сетевой Город. Образование».

Таким образом, внедрение системы «Сетевой Город. Образование» в работу образовательного учреждения представляет собой комплексный процесс, реализация которого зависит от множества условий, среди которых можно выделить основные.

1. Технико-технологические условия:

  • наличие постоянного доступа к сети Интернет и компьютерам;
  • наличие у пользователей базового уровня владения навыками работы с компьютером и информационными технологиями;
  • системное представление пользователей о том, как интегрировать СГО в свою профессиональную деятельность;
  • владение пользователями навыками работы в системе СГО.

2.  Психологические условия:

  • мотивационная и психологическая готовность школ к внедрению и использованию системы СГО;
  • положительный психологический климат в коллективе школы по отношению к инициативам в рамках проекта;
  • всесторонняя поддержка и заинтересованность руководителей системы образования разного уровня.

Система «Сетевой Город. Образование» обладает широкими возможностями, которые могут быть реализованы только в случае систематической работы педагогического коллектива по заполнению и обновлению баз данных сотрудников,  учащихся, выставлению итоговых и текущих оценок, регистрации пропусков, вовлечению родителей и учеников в активную работу в СГО. Гарантией успешности внедрения системы в образовательное учреждение в целом является поступательный или «эволюционный» характер деятельности по включению информационной системы работы в деятельность школы. Это означает разработку нормативно-правовой базы и поэтапного плана внедрения системы, учитывающего специфику области и школы: уровень информатизации, оснащенности компьютерной техники, качество и скорость подключения к сети Интернет, кадровое обеспечение и подготовку педагогов в области ИКТ.


Библиографический список
  1. Т. М. Алексеева, А.В. Шабашев. Информационная система образовательного учреждения: методика внедрения на примере системы  «NetSchool» /  Т. М. Алексеева, А.В. Шабашев. – Самара, 2009 г., 119с.
  2. Электронные услуги:  [Электронный ресурс] // NetSchool. URL: http://www.net-school.ru/index.php (Дата обращения: 19.06.2014)
  3. Дистанционный курс:  [Электронный ресурс] // Формирование информационно-образовательной среды с помощью АИС Сетевой край. Образование. URL:http://distant-edu.ru/data/3/738_13218.html (Дата обращения: 19.06.2014)


Все статьи автора «Настенко Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: