УДК 371.5

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)"

Аннотация
Данная статья посвящена изучению влияния школьной формы на становление личностных качеств ученика. В данном исследовании школьная форма рассматривается не только как разновидность одежды, но и как элемент образовательной системы, способный повлиять на личность школьника.

Ключевые слова: влияние., личностные качества, школьная форма, школьник, элемент образовательной системы


INFLUENCE ON THE FORMATION OF SCHOOL UNIFORMS STUDENT PERSONAL QUALITIES

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named AP Chekhov (branch) of the federal government's budget educational institution of higher professional education "Rostov State Economic University (RINH)"

Abstract
This article is devoted to studying the impact of school uniforms on the development of personal qualities of the student. In this study, school uniform is not only seen as a kind of clothing, but also as part of the educational system that might affect a person schoolboy.

Библиографическая ссылка на статью:
Луцева И.Ю. Влияние школьной формы на становление личностных качеств ученика // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2507 (дата обращения: 26.05.2017).

Актуальность данной проблемы определяется тем, что в настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости введения единой школьной формы, при этом сторонниками и противниками идеи высказываются противоположные точки зрения по поводу значимости школьной формы как элемента воспитательного процесса образовательного учреждения. Данной проблеме посвящали свои работы Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, Л.М. Фридман, К.Н. Волков и др. Однако, специальных исследований значения школьной формы в воспитательно-образовательном процессе не проводилось.

Положительное отношение к введению единой школьной формы свойственно многим социальным педагогам с высоким уровнем готовности к профессиональному труду [6; 7; 8], и напротив, отрицательное отношение зачастую отражает мифологизированные компоненты профессионального сознания учителей [4], социальных педагогов и психологов образования [2; 3; 5].

Цель исследования – рассмотреть влияние школьной формы на решение воспитательных задач образовательного учреждения, касающихся становления личностных качеств ученика.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель которого – формирование личности, нужной и полезной обществу [9].

Согласно Р.С. Немову, «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих». То есть личность – это человек в совокупности его социальных приобретенных качеств.

Воспитательный процесс оказывает определяющее влияние на становление таких подструктур личности, как направленность, характер. Специфика воспитательного процесса заключается в своеобразии акцентов в формировании личностных качеств. Школьная форма один из элементов в воспитательном процессе, влияющих на становление черт характера, направленности.

Для того чтобы обсудить влияние школьной формы на формирование личностных качеств, необходимо определить основные направления воспитательного процесса. Как отмечают ученые (Подласый И.П., Коджаспирова Г.М. и др.), в школе процесс воспитания направлен, прежде всего, на формирование сознания, которое называют еще осознанием воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Одним из условий формирования сознания является способность в речевом общении, т.е. в коммуникации. Коммуникативная потребность определяется необходимостью в обмене смысловой и оценочной информацией. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, соответствующие тем или иным потребностям, и достигать их. Ю.К. Бабанский отмечал, что чем разумнее строится общение между педагогом и учениками, тем эффективнее протекает воспитательный процесс [1].

Следует обратить внимание, что деловой костюм, каким является школьная форма, это не просто одежда – это средство коммуникации.

Строгие правила школьного костюма приучают будущих активных членов социума к деловому стилю, к опрятности, ответственности, организованности и внутренней культуре. Кроме всего эстетика формы призвана воспитывать вкусовые навыки школьников.

Единая школьная форма способствует сплочению учащихся, что стимулирует развитие контактов между субъектами воспитательного процесса.

Важным элементом сознания является самосознание, т.е. способность познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Понимание своего внутреннего мира открывает возможность для самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования. Уровень актуализации самоконтроля реализуется в зависимости от степени развитости таких личностных качеств, как самостоятельность (проявляется на всех уровнях опыта самоконтроля); организованность (прежде всего, влияет на соотнесение результатов своей деятельности с эталонами, образцами); ответственность (в значительной степени проявляется в самопроверке, самонаблюдении за ходом своей деятельности).

Одним из средств влияния на становление выделенных личностных качеств является школьная форма. Поскольку с начала обучения в школе предусмотрено наличие единой школьной формы, то ученики должны соблюдать правила образовательного учреждения, следовательно, контролировать свои обязательства. Помимо этого, ученик должен следить за тем, чтобы форма всегда была в порядке, т.е. чистая, аккуратная.

Таким образом, очевидно, что школьная форма способствует формированию таких личностных качеств как организованность, ответственность, опрятность, прилежность, исполнительность, добросовестность.

Стержневым направлением воспитательного процесса школы выступает развитие убеждений учащихся. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрениях взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни [9]. Без убеждений нет целостной личности. Убеждения, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в качестве нравственных суждений.

Как отмечает Ю.К. Бабанский, школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминируют определенные стороны воспитания. В воспитании школьников центральным аспектом системы воспитательной работы выступает нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности и учатся следовать им в различных ситуациях. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы [1].

Нравственные представления дают школьнику возможность понимать, что хорошо, справедливо, оправданно, а что неправильно, недопустимо. Нравственные убеждения проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственных убеждений подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Школьная форма как атрибут школьной жизни формирует моральный облик, т.е. не позволяет ученикам одеваться вычурно, вызывающе, подчеркивать свой материальный статус. Следовательно, школьная форма способствует формированию таких личностных качеств как такт, порядочность, чувство меры, достоинство, уважение к другим.

Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде, что является огромным фактором, предотвращающим расслоение детского коллектива на социальные группы, и дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу, что стимулирует процессы взаимодействия учеников.

Таким образом, школьная форма влияет на формирование социальной справедливости, коммуникабельности, общительности, активности.

Еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса – это формирование чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет, и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подвигнуть на самовоспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Многие педагоги, психологи, социологи и философы (Л.Н. Гумилева, В.А. Караковский, В.А. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.) считают, что современная воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание чувства гордости за свою страну, патриотизма, формирование чувства национальной гордости. Данные установки формируются у школьников при наличии таких личностных качеств, как благожелательность, дружеские связи, чувство сопричастности коллективу, забота о ближнем, помощь окружающим. Единая школьная форма дает возможность осознания учащимися единства, желания поддерживать друг друга в трудную минуту.

Следует обратить внимание и на психолого-педагогический аспект вопроса. В силу возрастных особенностей (а для начальной школы особенно), ученику важно научиться понимать, что в школе он другой, чем привык быть дома. Единая форма в этом плане является замечательным механизмом психологического воздействия, отработанным на практике во многих странах мира. Школьная форма есть внешняя организация внутренней жизни ученика.

Подводя итог, можно сделать вывод: школьная форма является необходимым элементом в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию нравственно-волевых качеств личности, стимулирует к обучению, развивает социальные функции (общение, коллективизм, корпоративность и др.), позволяет школьнику идентифицировать себя как члена классного и школьного коллектива, носителя его норм и ценностей. Школьная форма способствует коррекции таких негативных качеств личности, как неорганизованность, высокомерие, снобизм, неразвитый эстетический вкус.


Библиографический список
  1. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. 2-е издание, дополненное и переработанное. Москва: Просвещение, 1988.
  2. Ефремова О.И. и др. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования: Монография // отв. ред. О. И. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т им. А.П. Чехова». Таганрог, 2011.
  3. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научно-методический журнал «Концепт». 2012 № 55. С. 26-30.
  4. Ефремова О.И. Об одном из подходов к изучению информационной компетентности учителя // Наука и школа. 2009. № 3. С. 12-15.
  5. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1с. С. 146-151.
  6. Кобышева Л.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2004.
  7. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение. 2013. № 4. С. 142-145.
  8. Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 95-103.
  9. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006.
  10. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв.ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. Изд-во: Издательство проспект, 2011.


Все статьи автора «Луцева Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: