УДК 377.4

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ротова Наталья Александровна
ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры»
Институт гуманитарного образования и спорта, кафедра теории и методики профессионального образования аспирант

Аннотация
Обоснована актуальность проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, исходя из социального заказа общества, который требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательных отношений. Раскрывается понятие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования и пути развития через систему повышения квалификации.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, надпрофессиональные компетенции, педагог начального общего образования, система повышения квалификации


COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER IN PRIMARY EDUCATION DURING TRAINING

Rotova Natalia Aleksandrovna
Surgut State University, Khanty-Mansiysk - Yugra
Institute of Humanities Education and Sports, Department of Theory and methodology of professional education Graduate student

Abstract
The urgency of the problem of development of the communicative competence of the teacher primary education, on the basis of the social order of society, which requires a highly professional level of communication with all members of the teacher education relations. The notion of communicative competence of the teacher and primary education through the development of a system of training.

Keywords: above-professional competence, communicative competence, teacher primary education, training system


Библиографическая ссылка на статью:
Ротова Н.А. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2523 (дата обращения: 12.07.2023).

В современном образовательном пространстве для достижения наилучших результатов работы, повышения качества образования, достижения поставленных целей педагогу необходимо обратить внимание на свой уровень развития компетенций. Компетентностный подход в образовании – главная составляющая новой парадигмы образования, ориентированной на результат. Об этом и говорит в своих научных трудах И.А. Зимняя [1, с. 34].

По мнению исследователей (Б. Оскарссон, А.В. Хуторской) [2, с. 5; 3, с. 12], коммуникативную компетенцию можно отнести к базовым навыкам – «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни».

Надпрофессиональные навыки (надпрофессиональные компетенции) – навыки, которые позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности. К надпрофессиональным навыкам относятся: целеустремленность и целенаправленность; владение литературной и деловой и письменной речью на родном языке; владение иностранным языком; умение пользоваться компьютерной техникой; знание психологии и этики общения; умение управлять временем; умение работать в команде (лидерские навыки); умение рефлексии; творческое мышление; способность адаптироваться в изменяющихся условиях; способность к саморазвитию и самообразованию; [2, с. 5].

Коммуникативная компетенция является надпрофессиональной  компетенцией, определяющей способность педагога решать определенный круг задач. Надпредметные компетенции – это надпрофессиональные способности, личностные качества, позволяющие личности успешно взаимодействовать. Они востребованы в различных сферах деятельности, им присуща интегративность (ряд однородных умений и знаний), многофункциональность (умение решать смежные проблемы), междисциплинарность (перенос знаний из одной предметной области в другую и умение применить их в различных ситуациях).

Анализ психолого-педагогической литературы по теме коммуникативной компетенции педагогов позволяет сделать вывод о том, что ее изучению уделено внимание в трудах философов (М.С. Каган, В.М. Соковнин), психологов (Р. Бояцис, В.А. Кан-Калик, С.Л. Рубинштейн) [4, с. 25; 5, с. 27; 6, с. 45], педагогов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова) [7, с. 24; 8, с. 62; 9, с. 10]. В литературе подробно освещен процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов, рассматривается проблема ее количественного измерения. Также раскрыты сущность, структура коммуникативной компетентности педагога (Г.С. Трофимова) [9, с. 25]. Нами была уточнена сущность и раскрыто содержание понятия коммуникативной компетенции педагога начального общего образования как необходимого компонента подготовки в системе повышения квалификации.

Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования – это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Сущность коммуникативной компетенции педагога начального общего образования состоит в системных изменениях знаний и умений педагога, направленных на поиск наиболее эффективных способов решения жизненных ситуаций, реализуя приемы, направленные на осуществление неразрушающего взаимодействия между учителем и обучающимся.

 По нашему мнению, процесс коммуникации педагога начального общего образования – это не общение ради общения, а общение целенаправленное, управляемое педагогом, имеющее синергетическое начало. Опираясь на теоретические исследования в определении понятий компетентность и компетенция, мы пришли к выводу, что содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования включает в себя:

- сочетание алгоритмизации деятельности педагога при учете практического опыта;

- психологическая и личная готовность педагога к деятельности, основанная на интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков;

- знание методов обучения и реализация их в деятельности.

Рассмотрим более подробно структуру коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.

Гносеологический компонент – это знание содержания решаемых задач, поиск и взаимообмен информацией, принятие решений.

Гносеологический компонент включает в себя:

- знание способов и приемов совершенствования навыков педагогического общения;

- знание приемов психологического и педагогического воздействия;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе и психологических;

- знание тенденций развития современного общества.

Аксиологический компонент – это ценности и ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, готовность к действиям, способность к самообразованию.

Аксиологический компонент включает в себя:

- понимание педагогом нравственных, моральных, позиций каждого участника образовательного процесса и уважительное к ним отношение;

- распространение положительного опыта, реализация педагогом в своей практике инноваций;

- мотивация педагога.

Специфика педагога начального общего образования заключается в особом отношении к обучающимся начальной школы с учетом их возрастных, в том числе и психологических особенностей. Именно педагогу важно рассматривать процесс общения в начальной школе как двусторонний, когда все его участники становятся полноправными партнерами. Педагог с развитыми коммуникативными умениями способен организовать такую образовательную среду, благодаря которой у ребенка появляется интерес, желание вместе думать, высказывать различные точки зрения, формулировать идеи, ставить цель. Очень важным является создание педагогом такой среды, которая мотивирует обучающихся на дальнейшие достижения и интеллектуальное развитие.

Уровень развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования виден не только на каждом уроке. Как только учитель заходит в класс, по вербальным признакам еще совсем маленькие ученики интуитивно видят установку учителя. Отсюда и появляются у обучающихся страх или уверенность в своих ответах, действиях, дальнейшее желание учиться. Установки могут быть разные: продуктивные (на успех в деятельности, на самораскрытие, самообразование, на выражение любви к детям, на служении обществу) и непродуктивные (на материальное благополучие, избегание трудностей, самовозвышение за счет других, случайные установки, потребность во власти). Учителю, идущему в своей профессиональной деятельности к ученику, необходимо всегда представлять свою установку каждый урок, каждый момент общения. У любого учителя есть свои приемы результативного общения на уроке: «Удивляй» – интересное начало урока, «Отдыхай» – заранее продуманные возможности для интеллектуального отдыха, переключения на другой вид деятельности, «Запоминай» – необходимо продумать различные приемы повторения учебного материала с целью за-крепления его в памяти. Во всем важно соблюдать принцип меры.

Отношение учеников к учителю складывается не только из результатов  общения, важно еще и общее зрительное восприятие (внешний вид, жесты, манеры, взгляд, улыбка), через которое «проглядывает» степень готовности учителя к взаимодействию. Все эти невербальные компоненты слабо осознаются и трудно контролируются самим учителем, однако оказывают сильное влияние на детей, особенно восприимчивы дети младшего школьного возраста. По результатам наблюдений учителя начальных классов знают, что младшие школьники порой копируют внешний облик педагога, его жесты, манеры и т.д. Компетентному педагогу необходимо уделять внимание всем компонентам образа учителя. Как правило, невербальные признаки подтверждаются вербальными компонентами педагогического общения. Стиль общения педагога во многом влияет на эмоциональность, владение голосом, художественную выразительность речи. Перечисленные выше вербальные компоненты, знаниевая составляющая определяют эмоциональную насыщенность урока, переживание учебного материала и присвоение его учащимися. Опыт тогда считается усвоенным, когда он лично пережит учеником.

Компетентный педагог считает нужным, как инструмент для лучшего усвоения знаниевой составляющей, использовать результативное общение, формирование доброжелательного эмоционального климата на уроке, позитивную мотивацию школьников к учению. Результативность процесса общения определяется в первую очередь системой ценностей педагога, которая включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми, использование  возмож-ностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Праксиологический компонент – это умения, навыки, действия, опыт. Праксиологический компонент включает в себя:

- умение педагога видеть план развития событий, прогнозируя и воздействуя на участников общения, достижение поставленной цели, наличие альтернативных предложений;

- умение педагога слушать, знание и успешная реализация приемов, направленных на неразрушающее взаимодействие.

Итак, выявленная нами сущность и структура коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, а также уточнение понятия коммуникативной компетенции педагога позволяют наиболее полно оценить и наметить пути развития коммуникативной компетенции педагога, что предполагает создание структурно-содержательной модели развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации.

Одним из возможных путей выполнения современных требований, способных существенно повлиять на повышение уровня коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, является непрерывное профессиональное совершенствование педагогов.

На современном этапе развития образования возникает необходимость инновационного подхода к организации системы повышения квалификации, заключающаяся в необходимости овладения новыми компетенциями всеми участниками образовательного процесса. Именно во ФГОС начального общего образования идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности и во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Перспективным направлением следует считать создание центров инновационного опыта школ-победителей национальных проектов, пилотных площадок.

Исходя из анализа потребностей участников отношений в сфере образования, основными аспектами курсовой подготовки педагога начального общего образования можно обозначить следующие:

- направленность содержания программ дополнительного профессионального образования не на обновление предметных знаний, а на осмысление и компетентностную проработку новых педагогических целей и задач, понимание педагогом новой роли, которую он должен занимать в образовательном процессе;

- направленность подготовки педагогов различных предметных областей на интегральное понимание учебного плана, надпредметных педагогических целей и задач;

- содержание теоретической и практической подготовки должно включать в себя участие в распространении инновационного опыта подведомственных учреждений.

Профессиональное развитие педагога – непрерывный процесс развития ключевых компетенций, в том числе и коммуникативной. В рамках системы повышения квалификации возможна координация деятельности педагога на актуализацию собственных возможностей. С точки зрения психологического подхода профессиональное развитие состоит в реализации «Я-концепции» [5, с. 29].

Компетенции, в основе которых не только навык, знания, но и мотив, «Я-концепция», будут работать на результат. «Я-концепция» – это самоопределение, выбор стиля поведения, совокупность сформированных убеждений на основе знаний и навыков, готовность к их реализации в различных жизненных ситуациях. Таким образом, «Я-концепция» имеет в своем составе когнитивный, оценочный, поведенческий компонент, она придает чувство уверенности, убежденности в правильности своих взглядов, педагогических убеждений, чувство собственной значимости. «Я-концепция» во многом определяет стиль поведения. Выделяют две формы «Я-концепции» – реальная и идеальная. Идеальная – это сложившееся представление о себе в соответствии со своими желаниями, оно не всегда соответствует «Я-реальному», когда в различных ситуациях человек ведет себя не так, как хотелось бы, возникает внутреннее противоречие. Оно может быть как источником серьезных внутриличностных конфликтов, так и источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.

Педагог, обладающий позитивной «Я-концепцией», считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Он убежден, что, столкнувшись с трудностями, преодолеет их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен другим людям, что они его принимают, а его способности, действия и суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель проявляет стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии, сензитивности к потребностям обучающихся; эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; владение стилем легкого и неформального общения. Обучающиеся обычно высоко ценят проявление таких качеств учителя.

В нашем исследовании мы рассматриваем систему повышения квалификации с позиции ее возможностей для развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в межкурсовой период. Необходимо заметить, что курсовую подготовку педагоги, в соответствии с требованиями к аттестации, обязаны проходить один раз в 5 лет. Несомненно, это слишком большой промежуток времени, чтобы успеть за всеми изменениями, происходящими в системе образования и влияющими на профессиональную деятельность педагога. К тому же институты повышения квалификации, ориентированы на проблемы, актуальные в данный момент времени для всех педагогов, не ставят перед собой цели профессионального совершенствования конкретного человека, очевидной становится необходимость обращения к образовательным личностно-педагогическим ценностям самому педагогу.

Итак, анализируя современное состояние и пути развития процесса коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, мы видим возможность включения в систему повышения квалификации педагогов следующих мероприятий:

- координация коммуникативной деятельности педагога начального общего образования на актуализацию собственных возможностей через понимание педагогом новой роли в образовательном процессе;

- активное распространение коммуникативного инновационного опыта на школьном, муниципальном, региональном уровне через работу творческих групп педагогов) организация тренингов, проектной и исследовательской деятельности, создание модульных программ;

- реализация результатов научных исследований в образовательном процессе на базе инновационных школ;

- организация мониторинга результативности инновационных процессов;

- создание развивающей образовательной среды для всех участников образовательных отношений.


Библиографический список
  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  2. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. В. Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров ; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. 52 с.
  3. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Высш.шк., 2007. 639 с.
  4. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы : пер. с англ. М. : HIPPO, 2008. 252 с.
  5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987. 190 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 2007. 720 с.
  7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высш. шк., 1990. 190 с.
  8. Сластенин В. А., Мищенко А. И.  Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М. : Педагогика, 1997. 345 с.
  9. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты : монография. Ижевск : УдГУ, 116 с.


Все статьи автора «Ротова Наталья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: