УДК 94(07)

ПРОЕКТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Возна Зоя Александровна
Уманский государственный педагогический университет имени П.Тычыны
преподаватель кафедры философии и обществоведения

Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема поиска активизации процесса обучения через организацию проектной деятельности в практике школьного обществознания. Предложенный учебно-тематический план проектного и предметного обучения по предмету «Человек и мир».

Ключевые слова: метод проектов, обществознание, проблемно-проектное содержание обучения, проблемные ситуации, проектная деятельность, проектная компетентность, проектное обучение


PROJECT AND THEMATIC APPROACH IN THE SYSTEM OF SOCIAL SCIENCE PUPILS EDUCATION

Vozna Zoe Aleksandrovna
Tychyna State Pedagogical University of Uman
department of philosophy and social science

Abstract
An urgent problem of finding ways of intensification of the learning process through the organization of project activities in the practice of school social science is examined in the article. The ideas of projects that can be implemented on the lessons of the subject "Man and the world" are defined.

Keywords: problem and project content of teaching, problem situations, project activity, project competency, project method, project teaching, social science


Библиографическая ссылка на статью:
Возна З.А. Проектно-тематический подход в системе обществоведческого образования школьников // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2532 (дата обращения: 27.05.2017).

Перед образованием  XXI века стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в новой информационной среде. Еще недавно основной целью образования было освоение обобщенных результатов опыта человечества. Сегодня для развития личности важным условием является овладение процессом, способами и средствами деятельности [1. c. 196]. Таким приоритетным видом деятельности в современной отечественной и зарубежной образовательной системах  есть проектная деятельность учеников. Последние десятилетия характерны появлением и активным развитием такого социокультурного феномена  как проектность.  Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, связанная с преобразовательной деятельностью человека. Проектирование – важнейший компонент жизнедеятельности любого человека, направленный на расширение горизонтов развития человеческой субъектности [2. c. 3].  Отражением этой тенденции в образовании является проектное обучение, основанное на внедрении метода проектов. Сегодня проектное обучение  удерживает передовые позиции в педагогическом пространстве и продолжает приобретать мощное развития в теории и практике   отечественной  и зарубежной образовательных системах.

Целью статьи есть очертить проблему проектного обучения и раскрыть возможности современной практики использования проектной методики в системе обучения обществоведения.

Прежде чем рассмотреть проектное обучение с позиции педагогики  XXI века, следует объяснить различие между часто отождествляемыми понятийными конструктами «метод проектов», «проектное обучение», «проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями. Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения. Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности.

Целью проектного обучения является формирование таких условий учебного процесса, при которых его результатом становится получение индивидуального опыта проектной деятельности ученика. Практическим результатом учебной проектной деятельности является проект.

Основными задачами проектного обучения выступают:

а) обучение школьника приобретать знания самостоятельно, уметь применять их не только в стандартных, но и в нестандартных ситуациях;

б) содействие ученику в получении разрешения, работая в различных группах, выполнять различные социальные роли: исполнителя, лидера, посредника;

в) расширение круга общения детей, знакомство с различными культурами, формирование умений разностороннего обзора проблем;

г) привитие учащимся способности пользоваться исследовательскими приемами и методами в учебно-познавательной деятельности [ 3].

Задачи научного исследования:

  1. Показать возможность проектного обучения  предмета «Человек и мир» образовательной области « Обществоведение»;
  2. Обосновать логику проектно – тематического подхода  в системе обществоведческого образования школьников;
  3. Выделить и систематизировать проблемно-проектное содержание в программе предмета « Человек и мир»;
  4. Определить темы (проблемы) проектов, рациональные в системе обучения  предмета школьного обществоведения.

Метод проектов является технологией продуктивного, компетентностно-направленного, деятельностного образования, которое способно преодолеть одну из проблем современной школы – отчуждение ученика от учебно-воспитательного процесса. По мнению И. Ермакова «преодоление отчуждения способствует ученическое целеполагание и самоопределение относительно курса, который изучается, раздела или темы, обеспечение продуктивной ориентации образования путем планирования создания творческого продукта учениками … Этот процесс реализуется в виде маршрута, определенного действиями, ориентированными на получение продукта в ситуациях реальной жизни » [4. c. 48]. Для преодоления отчуждения, важно актуализировать темы, в рамках которых пройдут проекты, обозначить поле проективной деятельности, определить последовательность проектов, их классификацию,  концептуальную основу (описание инициативы, ее культурно-исторического содержания, педагогические гипотезы, оценку новизны и возможных актуальных последствий), а также системно-организационную часть (описание конкретных механизмов и этапов реализации проекта).

Вернемся к проблеме использования метода проектов в обучении обществоведения. Обратимся к программе курса «Человек и мир». Теоретической основой для отбора обществоведческих проектов является противоречие современной действительности, понимание которых заложены в содержании программы. Жак Делор указывает на устойчивые противоречия, определяющие глобализованную действительность XXI века, и которые нужно научиться преодолевать. Это противоречие между глобальным и локальным, общим и индивидуальным, традиционным и современным, перспективным и близким, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека их усвоить, противоречия между духовным и материальным. Олькерс Ю. предлагает применить к отбору проектов проблемный тип содержания образования. Проблемное содержание – это единый перечень проблем и вопросов, с которыми должна познакомиться молодежь в настоящее историческое время и в данных социально-культурных условиях. Проблемы должны иметь характер личного интереса, но и актуальных и нерешенных в сфере жизни системы «Природа – общество – человек».

Мы предлагаем ввести понятие проблемно-проектного содержания обществоведения. Такой подход к использованию метода проектов является ответом  на вопросы современности.  Критики такого подхода скажут, что проектное содержание программы (когда темы проектов определены) отрицают, нивелирует инициативу учащихся. Однако, Дж. Дьюи считал, что нельзя полагаться только на субъективизм и интересы учащихся, нужно направлять ученическую деятельность. Это возможно  путем прогнозирования, отбора и систематизации тем проектов. С точки зрения проектно-тематического  подхода в каждой предложенной программой теме  можно сформировать проблему, которая станет основой для организации проекта. В таком случае сам курс обществоведения будет рассматриваться как проект, который в свою очередь состоит из тематических частей, проектов, которые выполняются для конкретных учебных целей. Остановимся на этом варианте и проанализируем программу предмета «Человек и мир», на предмет определения тем (проблем) проектов. Если воспринимать курс как проект (итоговый), то все остальные проекты, по месту в дидактическом процессе, могут быть опережающими, текущими, тематическими и в таком случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения. Обобщим обусловленное в таблице1.

Таблица 1. Темы обществоведческих проектов

Содержание учебного материала Темы проектов Перечень проблем проектов
Тема І.

Человек. Личность. Гражданин

Тема проекта: « Личность» Творческое название:

«Чтобы стать личностью – общайся с личностью»

Легкий  ли путь   от «маленького» человека к «великому»?
Тема ІІ. Социализация  личности Тема проекта: «Тинейджер»

Творческое название: «Поучение от Мономаха к  Саватеру»

Легко ли быть  тинейджером?
Тема ІІІ. Стереотипы и предубеждения Тема проекта: «Выход за рамки». Творческое название: «Взгляд сквозь гендерные очки» Образ женщины в   рекламе СМИ – рациональный аргумент или стереотип , что дискриминирует пол ?
Тема І V. Конфликты Тема проекта: « Медиатор». Творческое название: «Медиация сверстников» Могу ли я быть медиатором? Нужна ли в школе служба разрешения конфликтов?
ТемаV. Социум (общество людей) Тема проекта: «Развитие человека» .Творческое название: «Украина в мировых индексах» Индекс развития человеческого потенциала – красивая картинка или руководство к действию?
ТемаVІ. Социальная мобильность Тема проекта: «Движение личности в социальном пространстве». Творческое название: «Мобильность поколений» Знаю ли я свой род?
Тема VІІ. Права, свободы и ответственность

Тема VІІІ. Гражданское общество

Тема IХ. Политические институты и процессы

Тема Х. Демократия

Тема ХІ. Средства массовой информации

 

Тема проекта: «Социальная реклама – территория твоего развития».

Творческоя название: «Не будь равнодушным!»

Верна ли мысль Бруно Ясинского: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство »?

 

Тема ХІІ. Нация

Тема ХІІІ. Поликультурность

Тема ХІУ. Украина  и мир

Тема проекта:  «Поликультурность- глобальная потребность человечества» Творческое название: «Мы – разные, мы -  равные». Имеет ли границы территория культуры?

Таким образом, организацию проектной деятельности на уроках обществоведения целесообразно начать с:

  1. Составления учителем учебно-тематического плана с указанием проектных форм учебной деятельности;
  2. Объяснения учащимся концептуальных основ проектов, которые будут происходить в рамках изучения предмета.
  3. Привлечение учащихся к составлению маршрута действий, ориентированного на получение творческого продукта.

Выполнение проектов в рамках изучения обществоведческих предметов возможно в двух формах: урочной и урочно-внеурочной. Урочная система – это проектный урок. Проектным уроком по определению Пахомовой Н.Ю. называется урок, который «проводится в рамках предметной, классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности учащихся, путем осуществления учебных проектов» [5. c. 50]. В обосновании программы курса учитель должен объяснить ученикам, какие уроки будут предметными, какие проектными, на каких уроках  будет происходить погружение в проект, составляться промежуточные отчеты и подводиться итоги выполнения проектов. Используя проектную форму обучения нужно обратить внимания  на то, что «выполняя проекты, связанные с решением конкретных проблем, ученик приобретает знания, которые по дидактическому значению выходят за пределы учебного предмета, а по своему личностному смыслу – за пределы привычной школьной среды, что связывает учащихся с реальными социальными проблемами» [6. c. 27]. Такие проекты будут иметь форму урочно-внеурочных и пребретать социальную ориентацию. С формально-юридической стороны в учебно-тематическом плане проектного и предметного обучения курса должен быть определены следующие характеристики: тип проектного урока, форма организации осуществления проекта, тип проекта или направленность проектного задания, продолжительность. Но для обоснования участия учеников в  проекте этого мало. Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.

Но для начала нужно вместе определить маршрут действий и обосновать  их смысл, определить место  и значимость проектной деятельности в содержании программы предмета. Обобщим обусловленные  положения в таблице 2.

Таблица 2. Проектно-ориентированная модель обучения предмета «Человек и мир»

Номер урока Тема урока. Тема проекта Общая характеристика проектной формы обучения

ТЕМА 1. ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОСОЦИАЛЬНОГО СУЩЕСТВА

1. Проект в уроке.    Тема проектного задания:  «Личность».  Проект проходит в начале учебного года. Имеет опережающий характер, помогает осознать сферу использования знаний в тематическом блоке учебной программы Т1-Т.6. Посвященный осознанию собственной идентичности, ее возможности и стремлений. Кратковременный. По форме урочно-внеурочный. Монопроект.

ТЕМА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

2. Проект в уроке.  Тема проекта: «Тинейджер» Происходит в рамках темы. Опережающий. Направлен на понимание следующих тем – 3,4,5. Актуализирует проблему социализации молодежи, поиск в себе социально-значимых черт личности. Имеет поисково-исследовательский характер. Обучает проводить и анализировать социологический опрос. Позволяет определить уровень собственной социализации, рефлексировать по вопросу генезиса нравственных норм, важных для современной молодежи. Кратковременный. По форме урочно-внеурочный.
3.

ТЕМА 3. СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ

4. Предметный урок   с погружением в проектное задание Тема проектного задания со свободным пространством действий:  «Выход за пределы» Начинается в рамках темы. Опережающий. Углубляет понимание тем 1-7. Учит искать конструктивное и деструктивное в социальных явленииях. Углубляет понимание их сущности. Развивает критическое мышление по гендерным проблемам. Формирует модели будущего социально – ролевого поведения. Социальный. Проект средней продолжительности. Его презентация может состояться в рамках тем 3-11. По форме урочно – внеурочное  Межпредметный.

ТЕМА 4. КОНФЛИКТЫ

5. Проект  в проекте «Медиатор» Опережающий. Начинается в рамках темы, содержательно-важный для усвоения тем 5,6,13,14. Имеет практически-ориентированную направленность. Обучает искусству медиации. Имеет вполне конкретную задачу – инициировать создание в школе ШСРК (школьной службы разрешения конфликтов), стать активным ее участником. Является продолжением всеукраинского проекта «Медиация сверстников».  Проект довгосрочныйй. По форме урочно-внеурочное. Надпреджметный. Социальный.

ТЕМА 5. СОЦИУМ (ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ)

6. Проект в уроке. Название проекта: «Развитие человека» Проект информационный, имеет форму аналитической задачи, учит читать индексы, в частности, индекс развития человеческого потенциала Развивает критическое мышление, позволяет выйти за пределы предмета. Целесообразный  в пределах познания тем 5, 6, 7,10. Презентация возможна на уроках по обозначенных темах. Проект средней продолжительности. По форме урочно – внеурочний. Мижпредметный . Опережающий .Социальный.

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

7. Проект «Движения человека в социальном пространстве» Проект разворачивается в пределах темы. Носит обобщающий характер, по отношению к изученным темам. Актуализирует исследования явления междупоколенной мобильности и проблемы семейной социализации.  Исследовательский. Кратковременный. По форме урочно- внеурочний.Межпредметный.Обобщающий. . Социальный.

ТЕМА 7. ПРАВА СВОБОДИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

8. Проект «Територия твого развития». Опережающий. Проект начинается в рамках темы , содержательно связан с темами 8-11. Проект знакомит с работой Всемирной организации «Молодежь за права человека». Имеет практически-ориентированное направление. Продуктом проекта является создание центра социальной рекламы в школе. Рефлексивный , социальный. Долгосрочный . Презентация результатов возможна в рамках темы 8-11. По форме урочно – внеурочный. Надпредметный.

ТЕМА 8. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

9. Предметний урок. Урок в проекте.

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

10. Предметний урок. Урок в проекте.

ТЕМА 10. ДЕМОКРАТИЯ

11. Предметний урок Урок в проекте.
12. Предметний урок Урок в проекте.

ТЕМА 11. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

13. Предметний урок Урок в проекте.

ТЕМА 12. НАЦИЯ

14. Предметний урок Урок в проекте.

ТЕМА 13. ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ

15. Проект «Поликультурность– глобальная потребность человечества». Обобщающий. Тематически связывает уроки 10,11,12,13,14. В рамках проекта разворачивается общение со сверстниками из разных стран мира. Проходит исследования проблем поликультурности в разных регионах мира. Телекоммуникационный проект. Способствует реальному партнерству, моделирует позитивный поведенческий комплекс. Средней продолжительности. Может выступать итоговым в курсе. По форме урочно-внеурочное. Надпредметный. Социальный.

 

ТЕМА 14. УКРАИНА И МИР

16. Предметний урок Урок в проекте
17. Обобщающий урок. Подведения итогов усвоения предметного содержания, формирования проективных умений.

Таким образом,  учебный проектно-тематический план дает возможность учащимся определить общие направления исследовательской деятельности предмета, выбрать значимые для себя проекты, определить свои возможности, спроектировать свою работу при изучении обществоведческого курса.  Представленны проектно-тематический план  определяет следующие типы проектов: практически-ориентированные, поисково-исследовательские, информационные. Все проекты имеют социальную направленность (социальные),  некоторые  требуют выполнения с использованием средств коммуникации (телекомуникационные). Такой подход к организации обучения позволяет определить его как «проектно – ориентированного обучения» [7. c. 16]. Урок, на котором используется проектный подход к любому виду деятельности, будет  проектно-ориентированный. Смысл понятийного конструкта определим  как  занятие, которое построено на логике учебного предмета, ориентированное на формирование личности, глубокое усвоение содержания предмета, через целесообразно подобранные проектные формы учебной деятельности. Такой подход подтверждается и практикой организации проектов в зарубежной школе, где определяют две категории проектов. Первая  категория – проекты не связанные тематически с материалами учебника. Вторая категория – это исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определенной темы учебника [8].

Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в педагогической практике, требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач. Для внедрения такого обучения есть все возможности. Концептуальные положения метода проектов,  разработали  многие отечественные и зарубежные  ученые и исследователи: К.Баханов, Е. Пометун, И. Ермаков,  Ю. Загуменнов, Р.Галустов, Н.Зубов, А. Хуторской, И.Чечель, Н. Пахомова , Н. Матяш, В. Радионова, В. Слободчиков, И. Гуревич и др. Созданы учебные ресурсы – программы проектной и исследовательской деятельности, учебные пособия, изданы научно-методические сборники, организованы дистанционные обучающие курсы для преподавателей, тренинги и семинары по  организации проектов через  программу  ИНТЕЛ «Обучения для будущего» и др.

Приведем пример решения этого вопроса в школах США. Американские педагоги разрабатали учебники проектного обучения (например: S. Hallermann , J. Larmer , JR Mergendoller « PBL in the Elementary Grades: Step – by – Step Guidance , Tools and Tips for Standards – Focused K -5 Projects»; J. Larmer « PBL Starter Kit»; T. Markham , J. Larmer , J. Ravitz «Project Based Learning Handbook: A Guide to Standards – Focused Project Based Learning for Middle and High School Teachers»; JF Barell « Problem – Based Learning : An Inquiry Approach»; S. Boss , J. Krauss , L. Conery « Reinventing Project – Based Learning : Your Field Guide to Real – World Projects in the Digital Agе» и др.), создали специальные научно- образовательные учреждения, посвященные проектному обучению (например: Бакский институт обучения, г. Новато, штат Калифорния), проводят семинары во всем мире (вебинары – виртуальные семинары), организованные с помощью Интернет – технологий [9].

Подводя итоги отметим, что на сегодняшний день можно выделить три основных изменения в теоретических подходах к методу проектов: первое, понимание необходимости реализации метода проектов на основе традиционного образовани; второе, осознание необходимости планирования учителем проектной деятельности учащихся (это касается темы проектов, места в содержании учебной дисциплины, методов исследования и др.); третье, допущение возможности изучения детьми не только реальных жизненных проблем, но и проблем, имеющих вымышленный характер. Современная дидактика ищет новые пути применения метода проектов на уроках. Понимаем, что метод проектов не является универсальным для решения сложных дидактических проблем. Эффективность метода в том, что он облегчает осознание структурных элементов учебной деятельности, производит положительное личностное отношение к обучению, дает опыт совместных действий, перестраивает содержание познавательной деятельности личности, дает возможность рассматривать проблему в развитии через призму собственного опыта, способствует становления компетентностной личности.


Библиографический список
  1. Власенко В. А. Проектная деятельность в  информационно- коммукационной образовательной среде /В. А. Власенко // Народное образование.– 2012.–№1.– С.196–200.
  2. Матяш Н.В., Фещенко И.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема / Н. В. Матяш, И. В. Фещенко//Школа и производство.– 2007.– №7.– С. 3–9.
  3. Пальчевський С. С. Педагогіка  : навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / С. С. Пальчевський. –  Друге вид. – К.: Каравела, 2008. – 496 с. [Електронний ресурс ] – Режим доступу: http://pidruchniki.ws/1319100435360/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss
  4. Ермаков И. Проектный подход в школе жизненной компетентности / И. Ермаков / / Учебник для директора. – 2005. – № 9–10. – С. 32–49.
  5. Пахомова Н.Ю. Урок и ученическое проектирование. Метод учебных проектов в предметной классно-урочной системе / Н. Ю. Пахомова / / Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 3. – С.47–55.
  6. Мариновська  О. Метод проектів як форма відображення проектної культури в освіті / Мариновська О. //Управління освітою.–2008. – Червень 16(184)  С.19 –29.
  7. Загуменнов Ю. , Шелкович Л. , Шварц Г. Лично ориентированные технологии в образовании / Ю. Загуменнов, Л. Шелкович, Г. Шварц / / Учебник для директора . – 2005 . –№ 9 –10. – С.10 – 24.
  8. Афонина М.В. Метод проектов в работах зарубежных ученых // Интернет-журнал «Эйдос». –2005. –30 мая. Режим доступу:http://www.eidos.ru/journal/2005/0530.htm
  9. Куліченко А. К. Проектне навчання в освітньому просторі США на початкуХХІ [Електронний ресурс ] – Режим доступу: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pfto/2012_26/files/P2612_223.pdf


Все статьи автора «Возна Зоя Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: