Одной из новых инновационных педагогических технологий используемых в школе является продуктивное обучение. Идеи продуктивного обучения состоят в следующем: деятельность школьников должна быть осмысленной и у них должна быть ответственность за результаты своей работы.
Сущность продуктивного обучения мы видим в следующем:
- на уроке формируется проблема, которую необходимо решить;
- деятельность учителя сводится к управлению процессом решения учащимися поставленной проблемы;
- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом учащихся.
Одна из задач продуктивного обучения сделать учителя необходимым для своих учеников. Показателями продуктивности для учителя являются консультирование и поддержка учащегося, взаимодействие с ним, обеспечение условий для продуктивной учебной деятельности.
И тогда изменится роль учителя на уроке, это будет:
- организация пространства для самостоятельной работы учеников;
- консультирование, взаимодействие и поддержка ученика;
- переход от творчества учителя к творчеству ученика.
Учителю необходимо уметь сформировать у учащихся умение самостоятельно добывать необходимый для решения проблемы объём знаний. Самостоятельную работу учащихся следует организовывать таким образом, чтобы у них возникали мотивы, побуждающие их к самостоятельному углублению и расширению полученных знаний [1].
Можно выделить четыре уровня проблемных ситуаций:
- проблемное изложение, при этом учитель сам ставит проблему перед учащимися и сам находит ее решение;
- проблемная ситуация, при которой учитель сам ставит проблему перед учащимися, а поиск ее решения осуществляет совместно с учащимися;
- проблемная ситуация, при которой учащиеся сами ставят проблему, а учитель помогает ее им решить.
- творческое обучение, при этом учащиеся сами ставят проблему и самостоятельно ее решают [2].
Проблемное обучение может быть реализовано с помощью системы проблемных учебных заданий. При этом урок с использованием проблемного обучения будет протекать по следующим этапам: создание проблемной ситуации – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения.
При постановке учебной проблемы ученики сначала обсуждают, что они уже знают для решения проблемы и пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить данную проблему. В проблемной ситуации очень важно четко сформулировать цель и конкретный результат решения учебной проблемы.
Методы продуктивного обучения, прежде всего, направлены на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При этом во взаимодействии с информационными технологиями они обеспечивают средства для реализации поставленных целей. Информационные технологии раскрывают перед учащимися широкие возможности: доступ к информации, ее анализу и структурированию, моделированию различных процессов, проведению экспериментов, презентации конечного результата [3].
При этом можно активно использовать в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют разрабатывать индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществлять постоянный и многовариантный контроль успеваемости [4].
Приемов создания проблемных ситуаций много, выделим некоторые из них:
- подведение учащихся к противоречию, которое необходимо разрешить;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- подведение учащихся к рассмотрению явлений с различных позиций;
- подведение учащихся к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов;
- использование проблемных задач с недостаточными, избыточными или противоречивыми исходными данными;
- использование проблемных задач с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками.
При обучении на уроках информатики с использованием методики продуктивной деятельности у учащихся возрастает внимание, улучшается память и развивается мышление. Применение продуктивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики, и во внеурочной деятельности способствует творческому развитию не только учащихся, но и самого учителя.
В целом продуктивное обучение является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности.
Библиографический список
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
- Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148-157.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.