УДК 373.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Горохов Михаил Николаевич
ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова»
студент 5 курса, институт энергетики и автоматизированных систем, факультет информатики

Аннотация
В статье отражены основные моменты, связанные с использованием продуктивного обучения на уроках информатики.

Ключевые слова: инновационные подходы в образовании, информационные технологии, образование, продуктивное обучение


USE PRODUCTIVE EDUCATION COMPUTER INFORMATICS LESSONS

Gorokhov Mikhail Nikolaevich
FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University to them G.I.Nosova"
5th year student, Institute of Energy and automated systems, Faculty of Informatics

Abstract
The paper describes the main points related to the use of productive learning informatics lessons.

Библиографическая ссылка на статью:
Горохов М.Н. Использование продуктивного обучения на уроках информатики // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2544 (дата обращения: 02.10.2017).

Одной из новых инновационных педагогических технологий используемых в школе является продуктивное обучение. Идеи продуктивного обучения состоят в следующем: деятельность школьников должна быть осмысленной и у них должна быть ответственность за результаты своей работы.

Сущность продуктивного обучения мы видим в следующем:

  • на уроке формируется проблема, которую необходимо решить;
  • деятельность учителя сводится к управлению процессом решения учащимися поставленной проблемы;
  • учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом учащихся.

Одна из задач продуктивного обучения сделать учителя необходимым для своих учеников. Показателями продуктивности для учителя являются консультирование и поддержка учащегося, взаимодействие с ним, обеспечение условий для продуктивной учебной деятельности.

И тогда изменится роль учителя на уроке, это будет:

  • организация пространства для самостоятельной работы учеников;
  • консультирование, взаимодействие и поддержка ученика;
  • переход от творчества учителя к творчеству ученика.

Учителю необходимо уметь сформировать у учащихся умение самостоятельно добывать необходимый для решения проблемы объём знаний. Самостоятельную работу учащихся следует организовывать таким образом, чтобы у них возникали мотивы, побуждающие их к самостоятельному углублению и расширению полученных знаний [1].

Можно выделить четыре уровня проблемных ситуаций:

  1. проблемное изложение, при этом учитель сам ставит проблему перед учащимися и сам находит ее решение;
  2. проблемная ситуация, при которой учитель сам ставит проблему перед учащимися, а поиск ее решения осуществляет совместно с учащимися;
  3. проблемная ситуация, при которой учащиеся сами ставят проблему, а учитель помогает ее им решить.
  4. творческое обучение, при этом учащиеся сами ставят проблему и самостоятельно ее решают [2].

Проблемное обучение может быть реализовано с помощью системы проблемных учебных заданий. При этом урок с использованием проблемного обучения будет протекать по следующим этапам: создание проблемной ситуации – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения.

При постановке учебной проблемы ученики сначала обсуждают, что они уже знают для решения проблемы и пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить данную проблему. В проблемной ситуации очень важно четко сформулировать цель и конкретный результат решения учебной проблемы.

Методы продуктивного обучения, прежде всего, направлены на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При этом во взаимодействии с информационными технологиями они обеспечивают средства для реализации поставленных целей. Информационные технологии раскрывают перед учащимися широкие возможности: доступ к информации, ее анализу и структурированию, моделированию различных процессов, проведению экспериментов, презентации конечного результата [3].

При этом можно активно использовать в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют разрабатывать индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществлять постоянный и многовариантный контроль успеваемости [4].

Приемов создания проблемных ситуаций много, выделим некоторые из них:

  • подведение учащихся к противоречию, которое необходимо разрешить;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • подведение учащихся к рассмотрению явлений с различных позиций;
  • подведение учащихся к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов;
  • использование проблемных задач с недостаточными, избыточными или противоречивыми исходными данными;
  • использование проблемных задач с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками.

При обучении на уроках информатики с использованием методики продуктивной деятельности у учащихся возрастает внимание, улучшается память и развивается мышление. Применение продуктивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики, и во внеурочной деятельности способствует творческому развитию не только учащихся, но и самого учителя.

В целом продуктивное обучение является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности.


Библиографический список
  1. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
  2. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148-157.
  3. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  4. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.


Все статьи автора «gorokhov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: