УДК 373.21

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Назарова Ольга Сергеевна1, Семенова Елена Валентиновна2
1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 69 г. Владимир, кандидат педагогических наук, учитель-логопед
2Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 69 г. Владимир, педагог-психолог

Аннотация
Представлен теоретический и практический материал по различным аспектам взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога с участниками образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, в рамках авторского проекта по развитию и коррекции грамматического строя речи в процессе формирования навыков эффективного межличностного взаимодействия детей.

Ключевые слова: грамматический строй речи, коммуникация, межличностное взаимодействие, старший дошкольник


METHOODS OF DEVELOPMENT AND CORRECTION OF THE GRAMMATICAL SYSTEM OF PRE-SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF INTERPERSIONAL COOPERATION

Nazarova Olga Sergeevna1, Semenova Elena Valentinovna2
1Municipal pre-school educational establishment «Kindergarten» №69 Vladimir, candidate of pedagogical science, teacher of defectology
2Municipal pre-school educational establishment «Kindergarten» №69 Vladimir, teacher of psychology

Abstract
The theoretical and practical experience on various aspects of interaction between speech therapist (logopedist) and an educational psychologist and the educational stakeholders in kindergarten is presented. It is in the auteur project on development and correction of grammatical speech structure in forming of effective skills of children interpersonal interaction.

Keywords: an elder pre-school child, communication, grammatical speech structure, interpersonal communication (interpersonal interaction, person-to-person interaction), senior preschooler


Библиографическая ссылка на статью:
Назарова О.С., Семенова Е.В. Приемы развития и коррекции грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы в процессе формирования навыков межличностного взаимодействия // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2554 (дата обращения: 03.10.2017).

Современное детство претерпело небывалые до настоящего времени изменения возникшие на фоне информатизации общества, где реальное общение и взаимодействие переходят из реального в виртуальный план, осуществляемый посредством электронных средств массовой и индивидуальной коммуникации. И в первую очередь эти изменения касаются общения и речи детей. В наши дни появился новый феномен детской психологии, проявляющийся в снижении интенсивности игрового взаимодействия. Выражено растет число аутичных, а также социально депривированных, дезадаптивных детей. В основе таких социально и индивидуально опасных проблем, как наркомания и алкоголизм также очень часто лежит фактор общения [4].

В интернет пространстве, являющимся для современных детей обычной средой коммуникации, игры и в целом времяпровождения, хотя бы отчасти приближенное к реальному межличностное общение с использованием грамматически правильной речи становится невозможным. Во вступившем в силу 1 января 2014 года Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [6] в п.2.6. указаны основные, самые значимые на сегодня образовательные области–это социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие дошкольников.

Грамматический строй речи является важнейшим условием функции речи, как средства коммуникации. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания – это кульминационный процесс формирования речи.

Для формирования грамматического строя речи наиболее благоприятен дошкольный возраст. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. А основой для усвоения грамматического строя речи является познание отношений, связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. При этом нарушения грамматического строя речи, недоразвитие морфологических и синтаксических обобщений у детей проявляются не только в устной речи, но и на этапе усвоения письменной речи, что проявляется в аграмматизмах на письме и ведет к появлению аграмматической дисграфии.

В целом, учитывая то, что овладение закономерностями грамматического строя речи является одним из важнейших условий как речевого развития, так и осуществления учебной деятельности, очень важно своевременно установить характер трудностей, которые возникают у детей дошкольного возраста при овладении грамматическим строем речи, а также своевременно провести необходимую логокоррекционную работу по устранению данных нарушений.

В энциклопедическом словаре «Психология общения» отмечается, что «отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей… Преобладающее у старших дошкольников внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, но зачастую имеет вид отдельных, самостоятельных эпизодов. Среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, а в качестве средств общения выступают речевые операции» [3, с.126-127]. Межличностное взаимодействие у дошкольников предполагает не только речевой обмен между детьми, но и взаимную активацию на невербальном уровне. Таким образом, нами был реализован совместный проект учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ.

Целью проекта является разработка ипрактическое применение комплекса логопедических и психокоррекционных игр, упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи в процессе формирования навыков межличностного взаимодействия детей подготовительной к школе группы.

Задачи проекта:

  1. Теоретический анализ специальной психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Разработка, систематизация и внедрение в учебно-воспитательный процесс логопедических упражнений, направленных на преодоление нарушений морфологической и синтаксической систем языка у детей; развитие грамматического строя речи в соответствии с программными требованиями для данной возрастной категории.
  3.  Разработка, систематизация и внедрение психокорреционных упражнений, направленных на формирование невербального взаимодействия, способности видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 20 человек в возрасте 6-7 лет, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев)

Место реализации: МБДОУ «Детский сад № 69» г. Владимира

Этапы проведения проекта:

1.Подготовительный. Этот этап включал в себя теоретический анализ литературы по данной проблеме, подбор психокоррекционных и логопедических упражнений и игр, направленных на развитие грамматического строя речи и навыков межличностного взаимодействия.

2. Основной.Реализация комплекса методических приемов, системы коррекционных упражнений и игр учителя-логопеда и педагога-психолога на индивидуальных занятиях, а также в совместной организованной образовательной деятельности «учитель-логопед – педагог-психолог – воспитатель».

3. Заключительный. Обобщение проведенной коррекционной работы в виде конспектов занятий и рекомендаций для воспитателей с целью дальнейшего внедрения в организованную образовательную деятельность детей подготовительной к школе группы.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога реализовывалась с учетом основных программных, годовых задач и тематического планирования ДОУ.

Основные программные задачи в работе по развитию грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы:

1. Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

2. Образовывать (по образцу) однокоренные слова:

а) существительные с суффиксами;

б) глаголы с приставками;

в) прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

3. Правильно строить сложноподчиненные предложения. Использовать языковые средства языка для соединения их частей (чтобы, когда, если, потому что) [2, с.241-242].

Основные программные задачи в работе по формированию навыков межличностного взаимодействия детей подготовительной к школе группе:

1. Формировать умение договариваться, помогать друг другу.

2. Формировать привычку не вмешиваться в разговор взрослых, слушать собеседника и не перебивать без надобности.

3. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

4. Совершенствовать речь как средство общения [2, с.229,240].

В ходе проекта была проведена организованная образовательная деятельность по следующим темам: «Осень», «Мамочка любимая моя», «Новый год», «Зимующие птицы». «Олимпийские игры», «Профессии». В содержание представленной деятельности были включены все образовательные области программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» [2].

Таким образом, разработанная и внедренная в учебно-воспитательный процесс система логопедических и психокоррекционных игр и упражнений, направленных на развитие грамматического строя детей в процессе формирования навыков межличностного взаимодействия имела положительный результат.  Дети с удовольствием принимали активное участие в организованной образовательной деятельности и переносили полученные навыки в самостоятельную игровую деятельность.

Реализация данной организованной образовательной и коррекционно-развивающей деятельности положительным образом отразилось во взаимодействии специалистов и воспитателей подготовительной к школе группы.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Новый год»

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представление детей о новогоднем празднике, его истории; формировать основы праздничной культуры.
  2. Совершенствовать умение образовывать слова-антонимы, существительные  в  творительном падеже,  глаголы с приставками в будущем времени.
  3. Закреплять умение расширять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению: выделять характерные детали.
  4. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе (в зимнем лесу).

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать друг друга.
  2. Воспитывать чувство  удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
  3. Воспитывать чувство коллективизма.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие, фонематическое восприятие,  общуюмелкуюмоторику
  2. Формироватьумение  взаимодействовать в парах, в тройках.
  3. Развивать связную речь.

Оборудование: елка, атрибуты гнома, двухсторонний волшебный мешочек, мяч, кубик эмоций.

Раздаточный материал: новогодние игрушки из разного материала (стеклянные, пластмассовые, глиняные, бумажные, деревянные, вязаные, соломенные, фетровые, кожаные, кружевные).

Орг. момент.

Педагог-психолог. Ритуал приветствия.

Придумано кем-то просто и мудро

Здороваться нужно – Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера.

Стук в дверь, входит гном: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: Здравствуй, гном!

Гном (учитель-логопед):

На какой праздник люди наряжают в домах елки?

Дети: Люди наряжают в домах елки на Новый год.

Гном:

Откуда попадают в дом настоящие живые елочки?

Дети: Их приносят из леса.

Можно ли рубить в лесу елки?

Дети: Елки в лесу рубить нельзя.

Гном: Почему?

Ответы детей.

Педагог-психолог:

В питомниках каждый год высаживают новые елки вместо срубленных, а в лесу на месте срубленной елки не вырастит новое дерево.

Гном проводит игру с мячом.

Д./и. «Скажи-наоборот»

Елки бывают…. (большие-маленькие, высокие-низкие, старые-молодые,       настоящие-искусственные и т.д.)

Педагог-психолог:

Ребята, а вы знаете, почему именно елку наряжают на Новый год?

Ответы детей.

Педагог-психолог:

Этот обычай родился в древности, причем появился не в России, а у жителей Англии и Германии. В далекие времена люди в этих землях собирались для празднования Нового года в лесу, вокруг вечнозеленого дерева. Здесь они зажигали костры, пели, веселились. Дерево, зеленое весь год, в представлениях людей связывалось с победой жизни над смертью. Люди приходили к елочке с разным настроением, а уходили всегда радостные и веселые. Мы с вами поиграем и узнаем, какое настроение бывает.

П./и. «Передай настроение»:

Педагог-психолог бросает кубик эмоций, и ребенок показывает эмоцию, которая изображена на грани кубика.

Гном:

Ребята, а вы знаете, чем украшали елку в давние времена?

Ответы детей.

Учитель-логопед:

В бедных домах на елку вешали конфеты, баранки, яйца, орехи, то есть съедобные вещи. Когда заканчивался праздник детям и бедным раздавали украшения с елок. Бедные люди не могли купить настоящие елочные игрушки. Они были достаточно дорогими и очень красивыми. Каждая игрушка делалась мастером индивидуально, то есть в единственном экземпляре.

Педагог-психолог:

Ребята, а вы хотите превратиться в елочные игрушки?

Дети: Да

П./и.«Зеркало» (дети в парах показывают друг другу движения  в соответствие с текстом).

Мы с вами превратимся в елочные игрушки. Игрушки висят на елке (руки вверх). Смотрят на новогодний карнавал. (руки в замок, сильно давить на них подбородком). Игрушкам захотелось тоже веселиться и хлопать в ладоши, но у них ничего не получилось. (руки согнуты в локтях и с силой сдавливать ладони). Наконец, игрушки ожили. (Встряхнуть кисти рук).

Гном: А у меня тоже есть игрушки в моем волшебном мешочке. Вы определите и расскажите.

Д./и. «Какие игрушки» (дети в паре ощупывают руками в двухстороннем мешочке и определяют,из какого материала она изготовлена).

1 ребенок: Я думаю, что эта игрушка из глины.

2 ребенок: Да ты прав, это глиняная игрушка.

Физкультминутка

Педагог-психолог:

Всегда одеты елочки нарядно и с иголочки.

А наша елочка стоит без игрушек.

Д./и. «Украсим елочку» (образование

формы существительного творительного падежа)

Ребенок: Я украшу елочку …. И т.д.

Гном проводит беседу о новогоднем празднике.

П./и. «Выбери партнера» (дети встают в пары)

1 ребенок: Я буду веселиться – 2 ребенок: повеселюсь

Я буду кружиться -

Я буду смеяться -

Я буду наряжаться и т.д.

ИТОГ. Дети дарят гному наряженную елку и прощаются с ним.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Олимпиада – 2014»

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о зимних видах спорта.
  2. Закреплять умение согласовывать местоимение с глаголом в настоящем времени, согласовывать существительное с числительным.
  3. Закреплять умение движений в пространстве: слева направо и справа налево.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать друг друга.
  2. Воспитывать чувство патриотизма.
  3. Воспитывать чувство коллективизма.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику.
  2. Формировать умение взаимодействовать в парах, в тройках.
  3. Развивать связную речь.

Оборудование: обручи, воздушные шарики, ноутбук.

Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением талисманом, картинки с изображением символов Олимпиады (флаг, олимпийский огонь, медаль, кольца), картинки-контуры, картинки-тени, зашумленные картинки символов олимпиады,  картинки с изображением спортсменов и спортивных атрибутов, медали по количеству детей.

Педагог- психолог: Ритуал приветствия.

Придумано кем-то просто и мудро

Здороваться нужно – Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера.

Логопед: У меня радостное настроение. Наконец наступила зима. А это значит, что скоро в г. Сочи начнутся зимние Олимпийские игры. Что такое Олимпийские игры?

Дети: Это главные соревнования самых лучших спортсменов со всего мира.

Логопед: Правильно, но олимпиада – это еще и большой праздник для всех. Поэтому мы с вами начнем с праздничного настроения!

За мной ритм повторяйте!

В ладоши дружно хлопайте!

(Логопед прохлопывает ритмический рисунок и предлагает детям его повторить)

А теперь я предлагаю вам разделиться на пары и предложить прохлопать ритм друг другу.

Педагог-психолог: Ребята, а вы хотите попасть на Олимпиаду?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Когда вы соберете картинки, то узнаете, кто вас приглашает в Сочи. (педагог предлагает детям разделиться на три команды и собрать разрезные картинки под музыку)

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите внимательно на ваших героев – это талисманы Олимпийский игр. Ребята, а вы знаете, что такое талисман?

Дети: Талисман-это предмет, который приносит удачу, увеличивает силы, улучшает самочувствие.

Логопед: Расскажите, какой талисман вы собрали. Д./и. «Он, она, они»

Я собрал Белого мишку.

Он собрал….

Она собрала…

Они собрали…

Логопед: Какими станут наши спортсмены, если им поможет Белый Мишка?  Дети: спортсмены станут сильными.

Логопед: Какими станут наши спортсмены, если им поможет Леопард?

Дети: спортсмены станут быстрыми.

Какими станут наши спортсмены Зайка?

Дети: спортсмены станут ловкими.

Педагог-психолог: Я вас приглашаю в большое олимпийское путешествие! Нам нужно доставить олимпийские талисманы в Сочи. Предлагаю вам «полететь на воздушных шарах» по трое (дети берут обруч в руки, держатся за воздушный шарик и идут по кругу сначала вправо, затем влево). Во время полета нельзя делать резких движений, не мешать друг другу, чтобы не выпасть из воздушного шара.

Логопед: Ребята, отгадайте мои загадки про олимпийские символы-покажите картинки-отгадки, которые находятся внутри «воздушного шара».

Вверх поднялся, встрепенулся,

Над ареной развернулся.

Крепкой дружбы верный знак -

Олимпийский белый…(флаг)

Этот символ означает,

Что спорт, как общий друг,

Все народы приглашает

В свой всемирный мирный круг (олимпийские кольца)

Этот знак не продают,

А торжественно вручают,

За спортивные успехи

Им лишь лучших награждают. (Спортивная медаль)

Он сердца всем людям греет,

Он сближает всех вокруг.

Символ мира, солнца, дружбы,

Олимпийцев верный друг (олимпийский огонь)

Педагог-психолог: Ребята, найдите свой символ среди картинок. (В центре зала лежат картинки-контуры, картинки-тени, зашумленные картинки с изображением символов олимпиады)

Логопед: Ребята, расскажите о символах олимпиады.

Ответы 3-4 детей.

Логопед: Ребята, на склонах горы спортсмены забыли свои спортивные принадлежности. Предлагаю поиграть и сказать, кому из спортсменов,  какие  спортивные принадлежности нужны

Д./И. «Кому что нужно?».

Под ритм бубна дети произвольно двигаются по залу. На слова:  «Ты картинки собирай, себе пару выбирай!» становятся в пары, согласно картинкам (у одного ребенка картинка со спортсменом, у другого – со спортивным атрибутом).

1 ребенок: Коньки нужны фигуристу.

2 ребенок: Фигурист занимается фигурным катанием. И т.д.

Педагог-психолог: Ребята, в горах очень холодно. Но мы холода не боимся и будем играть в «ледяные фигуры». Предлагаю каждой паре как в зеркале изобразить одинаковую фигуру спортсмена олимпиады. Когда вы замрете, я подойду к каждой паре и притронусь к вам волшебной палочкой. Тот, к кому я притронусь, должен узнать себя на экране и сказать, в соревнованиях по какому виду спорта он принимает участие.

1 ребенок: Я буду участвовать в фигурном катании.

2 ребенок: Я поучаствую в фигурном катании.

Логопед: Ребята, нам нужно лететь дальше. (Дети берут обруч в руки, держатся за воздушный шарик и идут по кругу сначала вправо, затем влево).

Мы прилетели в Сочи и доставили наших талисманов на стадион. А они приготовили нам подарки-олимпийские медали. Под музыку педагог вручает детям медали  и предлагает их посчитать.

Д./и. «Посчитай» (Дети строятся в шеренгу)

Дети: Одна медаль, две медали и т.д.

Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Прощаться, как известно, не очень интересно,

Но мы кивнем головкой,

Помашем на прощанье,

И дружно скажем: «До свиданья!»

(дети берут обруч в руки, держатся за воздушный шарик и идут по кругу сначала вправо, затем влево).

Итог: беседа о том, где были и что запомнили.


Библиографический список
  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: «Детство-пресс», 2003. 128с.
  2. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304с.
  3. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Когито-центр», 2011. 600с.
  4. Семенов Д.В. Социально-психологические причины и профилактика употребления подростками токсических и наркотических веществ // Наркология. 2004. № 10. С. 76 – 80
  5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета №6241. 2013. 25 нояб.
  7. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр. М.: Книголюб, 2008. 48с.


Все статьи автора «Елена Семенова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: