УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ

Очбадрах Нандинцэцэг
ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
аспирант

Аннотация
Данная статья посвящена системе высшего профессионального образования в Монголии. Проведен анализ становления современной системы образования. Выделены особенности и проблемы развития высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, высшее профессиональное образование в Монголии, Монголия


FEATURES OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN MONGOLIA

Ochbadrah Nandintsetseg
East Siberia State University of Technology and Management
postgraduate

Abstract
This article includes the higher education system in Mongolia, the analysis of the formation of the modern education system. The features and problems of higher education.

Keywords: higher education, higher education system in Mongolia, modern education system, Mongolia


Библиографическая ссылка на статью:
Очбадрах Н. Особенности развития высшего образования в Монголии // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2704 (дата обращения: 26.05.2017).

Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Современная Монголия, расположенная между двумя великими образовательными державами – Россией и Китаем, активно обновляет образовательную систему, пытаясь учесть влияние как северных, так и южных соседей. Хотя политика Монголии связана с так называемым «азиатским поворотом» в образовании: получением финансовой помощи для системы образования  от азиатских стран и США, обращает на себя внимание значительное совпадение проблем, имеющихся как к России, так и Монголии. Так же как и российская система образования монгольская подверглась существенным преобразованиям.

С начала 1990-х гг. в системе образования Монголии произошли радикальным изменениям, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре, т.е. с разрывом интеграционных связей со странами прежнего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Германия, Китай и др.). Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации. [1]

Правовые основы современной системы образования сформулированы во втором разделе Конституции Монголии «Права и свободы человека». В ст. 16, п.8 закреплено право каждого человека на образование, однако бесплатность обучения гарантирована лишь на уровне общего (базового) образования.

Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе «Об образовании», принятом в 1991 г. В Законе указано, что «образование будет развиваться  в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности… В Монголии образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и культурно-цивилизованные ценности человечества, на передовые наследие традиции и науку».

Согласно закону «Об образовании», право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. В результате, в Монголии появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений образования.

Структура системы образования Монголии имеет следующий вид: 1-6 лет – начальное образование;  после 10 класса– базовое образование; 11-12-е классы обеспечивают полное среднее образование. Профессионально-техническое образование доступно учащимся после 10-го или 12-го классов. В вузы принимаются молодые люди, имеющие аттестат о среднем образовании, на основе конкурсных экзаменов. В таблице 1 представлена структура системы образования в Монголии.

Таблица 1. Система образования в Монголии

Возраст, лет

Срок обучения

Ступени образования

25-27 3-4 года Докторантура
23-24 1-2 года Высшее образование – магистратура
18-22 4-6 лет Высшее образование – бакалавриат
16-17 2 года

Полное среднее образование 11-12 кл.

Профессиональное техническое образование

12-15 4 года Базовое образование 7-10 кл.
6-11 5 лет Начальное образование 1-6 кл.
0-5 Дошкольное образование

Высшее образование состоит из следующих ступеней: бакалавриат (4-6 лет), магистратура (1-2 лет); после окончания которого можно поступить в докторантуру.

С начала 1990-х гг. в Монголии начал осуществляться переход высшего образования на кредитную систему. Каждый кредит соответствует 36 академическим часам, курс бакалавриата составляет 120 кредитных единиц, а курс магистратуры – 150 кредитных единиц, докторантуры – 220-240 кредитных единиц.[2] Перевод организации учебного процесса на кредитную систему создает условия для активизации учебной деятельности студентов, обеспечивает качество и эффективность обучения. Однако кредитная система пока не полностью реализована в вузах Монголии.

В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений, а в 2009-2010 уч. гг. было 146 университетов, из них 42 государственных. Снижение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора.  Доля негосударственных вузов постоянно растет, и государство поощряет такие вузы. Примером является присвоение в 2012 г. университетского статуса двум частным вузам – институту Улан-Батор и Монгольскому национальному институту, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом.

Государственные вузы Монголии, в отличие от российских высших учебных заведений, в основном остались в своей отраслевой нише. С одной стороны, это связано с тем, что сложившаяся система подготовки в целом отвечает уровню занятости населения. С другой – в стране не было высокотехнологичных видов промышленности, как в России, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение, нефтехимия и др.). В то же время, страна продолжает практику приглашения иностранных специалистов в свою экономику. [1]

Изменения монгольской системы образования вызвали ряд проблем, связанных с качеством образования, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и рынке профессионального образования, массовизация высшего образования, коммерциализация образовательной услуги, снижением роли государства и т.д.

В сфере высшего образования наблюдается постепенный переход от представлений об образовании как о благе, получаемом за счет государства, к представлению об образовании как предмете экономических отношений. Поэтому основными направлениями государственной политики в сфере развития высшего образования на длительную перспективу в Монголии должны быть: выделение для государства приоритетных направлений подготовки специалистов и обеспечение рационального соотношения в подготовке специалистов с профессиональным образованием; реализация функции регламентации и контроля сферы образования и т.д.


Библиографический список
  1. Томских  А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. – 2011. – № 9 (24) – С. 7-11
  2. Цэдэв, Наваанзог Х. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. – 2013. – №3. – С. 51-62


Все статьи автора «Нандиа»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: