УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Шукманова Алия Саймановна1, Аяпова Алия Аскаровна2
1"Школа - лицей №1" города Костаная, заместитель директора по информационным технологиям
2"Школа - лицей №1" города Костаная, учитель информатики

Аннотация
Информационные и коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии


THE USAGE OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Shukmanova Aliya Saimanovna1, Aiypova Aliya Askarovna2
1"School - lyceum №1" cities of Kostanay, deputy director for information technologies
2"School - lyceum №1" cities of Kostanay, teacher of informatics

Abstract
Informational techologies play the main role in a process of accumulation, spreading and effective usage of new knowledge, also promote improving of quality and increase the chance of getting high education.

Библиографическая ссылка на статью:
Шукманова А.С., Аяпова А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2712 (дата обращения: 02.10.2017).

Сегодня мы живем в современном, постоянно развивающемся, мире. Где практически каждый день появляются инновационные технологии,  новые языки коммуникации. Разработчики технологий идут впереди, и тянут нас постоянно за собой. Далее все зависит от нас, будем ли мы двигаться в ногу с технологиями или же останемся на прежнем уровне. Но общество диктует свои правила. Нам приходится так или иначе учиться и приспосабливаться к новому миру технологий. В наши дни человек получает огромное количество информации и ему просто невозможно все знать, и запомнить.

Раньше целью образования было сформировать человека энциклопедиста. Но сейчас, с развитием общества, невозможно узнать все и сохранить это в голове. Теперь целью образования ставят формирования человека, который может найти информацию и использовать ее. Отчасти из-за этого идет бурное развитие информационных и коммуникационных технологий в области образования.

Информационные и коммуникационные технологии это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). [4, с. 100]

Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. [1, с. 28-30]

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние. [2, с. 33-36]

В высших учебных заведениях студентам создаются самые благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т.д. Преподаватели же, освобожденные от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми, смогут приложить свои силы к тому, что и должно составлять суть их работы. Речь идет о выработке подходов к изучению той или иной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, обучении последних в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Для учебного заведения, готовящего будущих специалистов, очень важно то, что даже традиционные аудиторные формы работы наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной подготовки. [3, с. 5]

Разработка и внедрение в учебный процесс вузов информационных технологий обучения осуществляется в соответствии с государственными научно-техническими программами, и участие вуза в таких программах обеспечивает наиболее эффективное развитие в указанном направлении. Аудитории университета оборудованы мультимедийными проекторами, компьютерами для преподавателя, мультимедийными досками. Более того, в университете созданы условия для открытого доступа к базам электронных библиотек, медиатек, сети Интернет и др. Все эти средства мультимедии позволяют преподавателям университета (Ч предоставить материл в наиболее доходчивой форме, основываясь на таких педагогические принципах, как интерактивность, индивидуализация, доступность, наглядность и т.д. Одним из самых распространенных, доступных и широко используемых программных продуктов, используемых в процессе образования, является программный продукт Microsoft PowerPoint, который предназначен для создания электронных слайдов. Помимо этого, университет практикует в образовательном процессе такие специализированные информационные технологии, как портал дистанционного обучения с использованием технологии «Moodle». Он позволяет преподавателям факультета, а также преподавателям партнерских вузов опубликовывать свои дистанционные курсы или создавать курсы практических и теоретических дисциплин, а также формировать тематические форумы, выставки и библиотеки. В частности в университете существует, так называемая «электронная библиотека». К этой библиотеке имеют открытый доступ как преподаватели, так и студенты. В этой библиотеке можно найти различные учебные и научные издания, публикации и материалы, разрабатываемые в университете. Главная задача электронной библиотеки заключается в предоставлении каждому обучаемому студенту качественный и эффективный доступ к различным информационным ресурсам, которые способствуют их образовательной, научной и профессиональной деятельности.

В остальных вузах Российской Федерации используются не только эти технологии, но и применяются другие различные средства интерактивного обучения. Например, сейчас акцентируют внимание на контроле знаний и навыков студентов вузов. Для этого была разработана, а теперь и применяется, система интерактивного обучения «VOTUM», которая дает возможность преподавателям в скором времени получить и обработать данные, полученные в результате опроса студентов. При этом проверка навыков и знаний может проходить не только в рамках контрольной работы или экзамена, но во время текущих занятий. Суть работы данной системы заключается в следующем: на компьютер преподавателя устанавливается программное обеспечение VOTUM. С помощью USB порта, к компьютеру присоединяется радио-ресивер. У преподавателя и у каждого студента имеется свой беспроводной пульт. С помощью этих пультов, студенты отвечают на вопросы, выбирая верный вариант ответа из нескольких предложенных или набирают ответ на пульте, либо дают знать преподавателю, что у них возникли вопросы. Посредством радио-ресивера сигналы с пультов поступают в компьютер и обрабатываются программой, а далее система VOTUM мгновенно выдает результаты тестирования. С помощью своего пульта преподаватель управляет процессом тестирования.

В связи с быстро растущей, в нашей стране, технологии дистанционного обучения, все больше применяется практика внедрения средств видеоконференций в сферу открытого образования.

Также активно внедряется в процесс образования технология беспроводного доступа к сети – Wireless Fidelity (Wi-Fi), позволяющая как преподавателям, так и студентам, находящимся в зданиях университетов, быстро получать доступ с личных компьютеров, смартфонов, планшетов к образовательным ресурсам, а также другим образовательным ресурсам, доступным в сети Интернет.

Широко используются плазменные панели, для того, чтобы проинформировать студентов и сотрудников университета о различных событиях, о планируемых мероприятиях и результатах работы. Их устанавливают в местах большого скопления людей.

Все эти информационные технологии играют ключевую роль в процессе накопления, распространения и эффективного использования новых знаний, а также способствует тому, что совершенствуется качество и увеличивается доступность высшего образования.


Библиографический список
  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 78.
  2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. – 2005. – № 6. – с. 83.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  4. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. – №2. – с. 29-36.


Все статьи автора «shukmanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: