УДК 13

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ В ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных нормативно-правовых актов ЮНЕСКО в сфере образования и характеристики интеграционных процессов в культурно-образовательном пространстве.

Ключевые слова: деятельность ЮНЕСКО, интеграция образовательных систем, культурно-образовательное пространство, культурное многообразие


THE CULTURAL DIVERSITY IMPORTANCE IN THE INTEGRATION CONTEXT OF MODERN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
This article is a short review of UNESCO normative legal acts in the educational sphere as well as characteristics of integration processes in cultural and educational space.

Keywords: cultural and educational sphere, cultural diversity, integration of educational systems, UNESCO activities


Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792 (дата обращения: 01.10.2017).

Основными характеристиками современного мира являются мозаичность, однополярность и многокультурность. Культурные свободы рассматриваются как условие стабильности и развития человека как личности и в национальном, и в международном масштабе, а культурное многообразие – как базовый элемент человеческого развития  [5], подразумевающее, например, умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, давать адекватные оценочные характеристики новой информации или социальным явлениям [8].

В связи с этим мировое образовательное пространство выступает как единство национальных образовательных систем разного типа и уровня, значительно различающимся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Однако в развитии современного культурно-образовательном пространства четко прослеживаются два одновременно протекающих процесса: следование глобальным тенденциям и сохранение разнообразия.

Культурно-образовательное пространство сегодня претерпевает значительные изменения, обусловленные глобализацией и информатизацией социальной реальности [7]. В современных, постоянно меняющихся, противоречивых условиях угрозы усиления разрозненности и разобщенности представителей различных культур актуальным остается формирование гуманистического мировоззрения.

Использование педагогического потенциала культурного многообразия является важным условием формирования толерантности, принятия других культур в условиях проживания в регионе, а также раскрытия исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в обществе конкретного края. Актуализация потенциала культурного разнообразия, его соответствие быстро меняющимся условиям современного мира имеет большое значение и для отдельного человека, и для общества [6].

Что касается культурно-образовательного пространства России, то одним из приоритетных направлений культурной политики является сохранение  культурного многообразии нации, значение которого выражается в установлении духовной взаимосвязи между отдельной личностью и народом в целом, в переживании личностью чувства принадлежности к национальной культуре и в присвоении ее ценностей [3].

Среди множества глобальных тенденций, характеризующих культурное и образовательное пространство человека, можно выделить, например, стремление к доступности образования всему населению, его преемственность, разрастание рынка образовательных услуг, регулярное обновление и корректировка образовательных программ, возрастание интереса к одаренным молодым людям. Что касается интеграции различных образовательных систем, то основополагающее значение имеют международные проекты и программы, в частности Эразмус, Лингва, Эврика, Эсприт, Еипдас, Темпус, Ирис.

Реализация данных программ предполагает решение ряда актуальных задач для мирового культурно-образовательного пространства, среди которых можно выделить следующие: осуществление обмена студентами, проведение совместных исследований международного уровня, повышение эффективности изучения иностранных языков, совершенствование системы управления высшими учебными заведениями и повышение уровня их мобильности и многие другие.

Обозначенные интеграционные процессы способствуют формированию единого мирового культурно-образовательного пространства посредством развития дистанционного обучения, появления открытых университетов, появления технополисов, смещения акцента в образовании на единство обучения и производства.

Мировой организацией, активно регулирующей интегративные процессы культурно-образовательного пространства, является ЮНЕСКО, которая разрабатывает нормативно-правовые акты как международного, так и регионального значения. Нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована, прежде всего, на расширение сферы  международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; вовлечение большего числа стран в процесс интеграции и поиск наиболее эффективных путей их развития; обеспечение всеобщего соблюдения прав и свобод человека, в ом числе и в образовательной сфере.

К основным международным документам ЮНЕСКО, регулирующим вопросы образования следует отнести  «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 год), «Конвенцию о правах ребенка» (1989 год), «Конвенцию о техническом и профессиональном образовании» (1989 год), «Конвенцию о признании учебных курсов, дипломов, свидетельств, ученых степеней для районов Средиземноморья, арабских государств, Африки, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона» (1970 год), «Рекомендации о положении учителей» (1966 год), «Рекомендации о развитии образования взрослых» (1976 год).

В документах ЮНЕСКО образование рассматривается как непременное условие последовательного развития современного общества в единстве его социальных, экономических и культурных характеристик. Современное культурно-образовательное пространство в данном контексте приобретает глобальные, общемировые характеристики и одновременно выступает основой сохранения национальных культурных ценностей традиций, идей гуманизма, толерантности и уважения прав человека.

Таким образом, меняющиеся условия современного мира находят отражение во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании и культуре, которые представляют собой две составляющие единого процесса приобщения человека к общечеловеческим ценностям [4]. Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни. Так, например, на первый план выходит обеспечение соответствия качества политики в целом актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

Основой для эффективной интеграции личности в мировое культурно-образовательное пространство выступает культурное многообразие, в то время как ЮНЕСКО выполняет функцию нормативно-правовой поддержки процесса его развития.

Следовательно, культурно-образовательное пространство представляет собой интегративный феномен [5] современной модели жизнедеятельности человека, в то время как культурное многообразие – право человека, основа развития ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности [1] и одновременно источник развития всего человечества [2].


Библиографический список
  1. Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей/ под общей редакцией О.К. Поздняковой. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – Том 2. – 418 с.
  2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии. ЮНЕСКО, Франция, 2002. – c. 25-30.
  3. Демина С.А. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России. // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/?p=961 (дата обращения: 05.04.2014).
  4. Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (дата обращения: 03.04.2014).
  5. Культурно-образовательное пространство современного человека: Коллективная монография/Под ред. Профессора Ю.Г. Голуба. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2010. – 167 с.
  6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские науч. чтения. 22-23 мая, 2003. – СПб., 2003. – С. 96.
  7. Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661 (дата обращения: 07.10.2014).
  8. Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987 (дата обращения: 14.10.2014).


Все статьи автора «Svetlana Demina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: