Основными характеристиками современного мира являются мозаичность, однополярность и многокультурность. Культурные свободы рассматриваются как условие стабильности и развития человека как личности и в национальном, и в международном масштабе, а культурное многообразие – как базовый элемент человеческого развития [5], подразумевающее, например, умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, давать адекватные оценочные характеристики новой информации или социальным явлениям [8].
В связи с этим мировое образовательное пространство выступает как единство национальных образовательных систем разного типа и уровня, значительно различающимся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Однако в развитии современного культурно-образовательном пространства четко прослеживаются два одновременно протекающих процесса: следование глобальным тенденциям и сохранение разнообразия.
Культурно-образовательное пространство сегодня претерпевает значительные изменения, обусловленные глобализацией и информатизацией социальной реальности [7]. В современных, постоянно меняющихся, противоречивых условиях угрозы усиления разрозненности и разобщенности представителей различных культур актуальным остается формирование гуманистического мировоззрения.
Использование педагогического потенциала культурного многообразия является важным условием формирования толерантности, принятия других культур в условиях проживания в регионе, а также раскрытия исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в обществе конкретного края. Актуализация потенциала культурного разнообразия, его соответствие быстро меняющимся условиям современного мира имеет большое значение и для отдельного человека, и для общества [6].
Что касается культурно-образовательного пространства России, то одним из приоритетных направлений культурной политики является сохранение культурного многообразии нации, значение которого выражается в установлении духовной взаимосвязи между отдельной личностью и народом в целом, в переживании личностью чувства принадлежности к национальной культуре и в присвоении ее ценностей [3].
Среди множества глобальных тенденций, характеризующих культурное и образовательное пространство человека, можно выделить, например, стремление к доступности образования всему населению, его преемственность, разрастание рынка образовательных услуг, регулярное обновление и корректировка образовательных программ, возрастание интереса к одаренным молодым людям. Что касается интеграции различных образовательных систем, то основополагающее значение имеют международные проекты и программы, в частности Эразмус, Лингва, Эврика, Эсприт, Еипдас, Темпус, Ирис.
Реализация данных программ предполагает решение ряда актуальных задач для мирового культурно-образовательного пространства, среди которых можно выделить следующие: осуществление обмена студентами, проведение совместных исследований международного уровня, повышение эффективности изучения иностранных языков, совершенствование системы управления высшими учебными заведениями и повышение уровня их мобильности и многие другие.
Обозначенные интеграционные процессы способствуют формированию единого мирового культурно-образовательного пространства посредством развития дистанционного обучения, появления открытых университетов, появления технополисов, смещения акцента в образовании на единство обучения и производства.
Мировой организацией, активно регулирующей интегративные процессы культурно-образовательного пространства, является ЮНЕСКО, которая разрабатывает нормативно-правовые акты как международного, так и регионального значения. Нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована, прежде всего, на расширение сферы международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; вовлечение большего числа стран в процесс интеграции и поиск наиболее эффективных путей их развития; обеспечение всеобщего соблюдения прав и свобод человека, в ом числе и в образовательной сфере.
К основным международным документам ЮНЕСКО, регулирующим вопросы образования следует отнести «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 год), «Конвенцию о правах ребенка» (1989 год), «Конвенцию о техническом и профессиональном образовании» (1989 год), «Конвенцию о признании учебных курсов, дипломов, свидетельств, ученых степеней для районов Средиземноморья, арабских государств, Африки, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона» (1970 год), «Рекомендации о положении учителей» (1966 год), «Рекомендации о развитии образования взрослых» (1976 год).
В документах ЮНЕСКО образование рассматривается как непременное условие последовательного развития современного общества в единстве его социальных, экономических и культурных характеристик. Современное культурно-образовательное пространство в данном контексте приобретает глобальные, общемировые характеристики и одновременно выступает основой сохранения национальных культурных ценностей традиций, идей гуманизма, толерантности и уважения прав человека.
Таким образом, меняющиеся условия современного мира находят отражение во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании и культуре, которые представляют собой две составляющие единого процесса приобщения человека к общечеловеческим ценностям [4]. Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни. Так, например, на первый план выходит обеспечение соответствия качества политики в целом актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
Основой для эффективной интеграции личности в мировое культурно-образовательное пространство выступает культурное многообразие, в то время как ЮНЕСКО выполняет функцию нормативно-правовой поддержки процесса его развития.
Следовательно, культурно-образовательное пространство представляет собой интегративный феномен [5] современной модели жизнедеятельности человека, в то время как культурное многообразие – право человека, основа развития ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности [1] и одновременно источник развития всего человечества [2].
Библиографический список
- Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей/ под общей редакцией О.К. Поздняковой. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – Том 2. – 418 с.
- Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии. ЮНЕСКО, Франция, 2002. – c. 25-30.
- Демина С.А. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России. // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/?p=961 (дата обращения: 05.04.2014).
- Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (дата обращения: 03.04.2014).
- Культурно-образовательное пространство современного человека: Коллективная монография/Под ред. Профессора Ю.Г. Голуба. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2010. – 167 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские науч. чтения. 22-23 мая, 2003. – СПб., 2003. – С. 96.
- Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661 (дата обращения: 07.10.2014).
- Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987 (дата обращения: 14.10.2014).