УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА ДЕТЕРМИНАЦИИ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Тихомиров Илья Владиславович1, Седова Клавдия Семеновна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается возможность исследования качества социального знания, получаемого будущими педагога по ФК и будущими тренерами по избранному виду спорта в системе вузовской подготовки и повышения квалификации и переподготовки работников образования, уточняется система педагогических условий оптимизации моделирования понятий социально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов по ФК, намечены перспективы педагогического исследования, на первом уровне которого должны будут быть представлены две системы принципов педагогического взаимодействия – система принципов педагога по ФК с обучающимися, включенными в систему занятий по ФК, и система принципов педагогического взаимодействия тренера по вольной борьбе с обучающимся, занимающимися вольной борьбой.

Ключевые слова: греко-римская борьба, гуманизм, культура самостоятельной работы обучающегося и педагога, педагогическое моделирование, профессионально-педагогическая культура, самореализация, система принципов педагогического взаимодействия., социализация, физическая культура


THE SPECIFICITY OF THE DETERMINATION OF THE BASIS OF SOCIAL KNOWLEDGE IN THE STRUCTURE OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Tikhomirov Ilya Vladislavovich1, Sedova Claudia Semyonovna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of biological sciences, associate professor

Abstract
The article describes the possibility to investigate the quality of social knowledge of future teacher of physical culture and future coaches in the chosen sport in the University system of training and improvement of professional skill and retraining of education workers, specified system of pedagogical conditions of optimization modeling concepts of socio-pedagogical knowledge in the structure of training of future teachers of physical culture, prospects for pedagogical research, on the ground level which will need to be submitted two systems principles of pedagogic interaction system principles of teacher of physical culture with the students included in the system of physical training lessons, and principles of pedagogic interaction coach wrestling with students involved in freestyle wrestling.

Keywords: greco-roman wrestling, humanism, pedagogical modeling, physical culture, professional and pedagogical culture, self-depending living activities culture of the student and teacher, self-realization, socialization, the system of principles of pedagogical interaction


Библиографическая ссылка на статью:
Тихомиров И.В., Седова К.С. Специфика детерминации основ социального знания в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2858 (дата обращения: 26.05.2017).

Возможность детерминации основ социального знания в структуре подготовки будущих педагогов по ФК изучено рядом педагогов высшей и средней школы, к их числу можно отнести работы по социализации личности в структуре учения и занятий спортом – Ведяпин К. С., Горбунова И. А., Гордюшкин Д. А., Елясова А. А., Кириенко С.А., Козырева О. А., Кошелев А. А., Меркушев Е. О., Платоненко А. И., Слепышев А.В., Тихомиров, И. В., Шварцкопф Е. Ю. и др. [2-4, 6-7, 32-33, 39-40], в структуре исследования качества продуцирования педагогических средств, в том числе предметно- и профессионально-педагогических презентаций Ведяпин К. С., Горбунова И. А., Гордюшкин Д. А., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. и др. [2-4, 7-34], в структуре подготовки к научно-исследовательской работе педагогов с обучающимися – Свинаренко В. Г., Козырева О. А. [29, 30, 38], в структуре подготовки к научно-исследовательской будущих педагогов Редлих С. М., Козырева О. А. [35-37], в структуре исследования качества формирования модели социализации и самореализации обучающегося СОШ и ДЮСШ Ведяпин К. С., Козырева О. А., Кошелев А. А. и др. [2, 23, 25, 29, 32, 33], в структуре исследования возможностей социализации детей-сирот Казакова С.Л. и др. [5], в структуре исследования особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога Артамонова Е. И., Козырева О. А. [1], в структуре исследования качества формирования культуры самостоятельной работы личности в структуре организации и верификации модели ведущей деятельности [1-40] и т.д.

Остановимся на возможностях и качестве подготовки будущих педагогов по ФК к выполнению трудовых функций в структуре изучения разделов современного профессионально-педагогического знания. Для этого необходимо отразить возможности моделирования и использования качества программно-педагогического обеспечения современного профессионально-педагогического знания, – в нашей ситуации – это учебно-методические и учебные пособия, а также монографии, представленные в классической форме и электронных ресурсах [3, 10-22, 24-26, 28, 38, 40], специфика которых определена педагогическими технологиями, заложенными в основу моделирования и анализа сформированности – это технология формирования самостоятельной работы обучающихся [32], RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования [8], технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов и работников системы образования [29, 30].

Возможности исследования детерминации основ социального знания в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре можно осуществлять в структуре изучения педагогических дисциплин [4, 7, 31, 34, 40], таким образом, по аналогии с изучением курса «Введение в педагогическую деятельность» можно выстроить исследование детерминации основ социального знания в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре в системе изучения основ социального знания (курсы «Социальная педагогика», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Базовые виды спорта» и пр.). Мы остановимся на изучении основ курса «Социальная педагогика» и прохождения педагогической практики будущими педагогами по ФК как критерия и показателя сформированности знаний, умений, навыков и компетенций будущей профессионально-педагогической деятельности.

В структуре изучения основ социального знания будущими педагогами по ФК осваивается педагогическое моделирование в области уточнения педагогических и социально-педагогических понятий Тихомиров И.В. и др. [31, 39], где немаловажную роль отводят и репродуктивному изучению дисциплины, и продуктивному самовыражению педагога по ФК.

В структуре подготовки будущего педагога по ФК согласно работе [25] реализуются следующие задачи изучения курса «Социальная педагогика»:

¹   Содержательно-методологическое обоснование необходимости курса «Социальная педагогика».

¹   Выделение спектра проблем социальной педагогики в современном социокультурном пространстве.

¹   Формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам социальной педагогики.

¹   Изучение основ раздела «Социальная педагогика» в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «033100 – Физическая культура», квалификации «педагог по физической культуре», утвержденного 31 января2005 г., №711 пед/сп.

¹   Формирование сферы профессионально-педагогического творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента.

¹   Развитие профессионально-педагогического мышления посредством практико ориентированной работы со студентами.

В таком понимании строится работа изучения курса, а также продуцирование дефиниций и педагогических средств поддержки личности, включенной в систему социальных отношений и профессионального самоопределения. Для лиц, имеющих отклонения в здоровье, разработано специфическое программно-педагогическое обеспечение подготовки будущих педагогов, которое изучается в структуре курса «Специальная педагогика» [26], определяющая приоритеты гуманизма и продуктивного самовыражения личности базовыми в формировании здоровьесберегающих основы педагогического и профессионально-педагогического сотрудничества и сотворчества в ресурсах подготовки педагогов к выполнению трудовых функций с выделенной категорией обучающихся.

В результате изучения курсов «Социальная педагогика» и «Специальная педагогика» будущий педагог по ФК владеет совокупностью педагогических средств, фасилитирующих изучение основ социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности в ресурсах соблюдения основ нормального распределения способностей обучающихся.

Специфика распределения основ нормального распределения способностей изучения в курсе «Специальная педагогика» [26], наиболее удобно данный дидактический материал представлен в следующей форме:

- дается определение понятия «аномальный ребенок»: «под аномальным ребенком мы будем понимать ребенка, который имеет врожденные или приобретенные дефекты. Дефекты могут быть следующими: дефекты зрения, дефекты слуха, дефекты опорно-двигательного аппарата, дефекты мышления, дефекты речи, возможна комбинация выше перечисленных дефектов (сложные или смешанные)»;

- дается историческое определение нормального распределения:

«Нормальное распределение было впервые найдено Муавром в 1733 г., затем заново открыто Гауссом в 1809 г. и Лапласом в 1812 г. Формула нормального распределения: , график нормального распределения имеет еще название кривой Гаусса.

-приводятся примеры кривых Гаусса с описанием и выделение трех основных групп “аномальные дети”, “нормальные дети”, “одаренные дети”:

Рассмотрим на примере кривой Гаусса распределение способностей детей, отразив такие феномены, как “аномальные дети”, “нормальные дети”, “одаренные дети”. Отклонение от нормы может быть как позитивным, так и негативным. Исходя из этого определения, к аномальным детям можно было бы отнести и одаренных детей, но мы будем рассматривать феномен аномального ребенка как ребенка, имеющего врожденные или приобретенные дефекты.

- приводится иллюстрация на техническом рисунке распределение на кривой нормального распределения выделение трех основных групп “аномальные дети”, “нормальные дети”, “одаренные дети”:

Структура пояснения и дополнения примерами иллюстрации нормального распределения способностей в современной системе образования – это личный опыт педагога, организующего занятия по выделенным курсам.

Выделим педагогические условия оптимизации моделирования понятий социально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов по ФК (Тихомиров И. В., 2014):

1. Целесообразное, ценностно и гносеолого-акмеологические развитие и формирование потребностей и компетенций педагога по ФК в условия вузовской подготовки.

2. Унифицированное объединение всех психолого-педагогических аспектов изучения личности как ценности антропологических преобразований в системе непрерывного профессионального образования.

3. Пропаганда здорового образа жизни в микро-, мезосредах как определенных ниш развития личности обучающегося.

4. Формирование потребности в развитии самостоятельности как критерия зрелости и состоятельности практики.

5. Формирование гуманистического взгляда на определение и решение проблем, связанных с воспитанием и обучением, образованием и развитием, социализацией и самореализацией субъектов социума, детерминированных и визуализированных в ресурсах распределения Гаусса (нормального распределения способностей).

6. Соблюдение этико-правовых норм формирования и развития личности в структуре визуализации качества формирования компетенций.

7. Сохранение приоритетов развития личности в условиях оптимизации модели «хочу – могу – надо – есть».

8. Включение личности обучающегося в систем непрерывного профессионального образования через ресурсы и модели социализации и самореализации (спорт, наука, искусство, культура и пр.).

9. Единство теории и практики в структуре подготовки будущего педагога по ФК.

Качество моделирования и апробации педагогических условий оптимизации моделирования понятий социально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов по ФК непосредственно связана с качеством организации основ социально-педагогического взаимодействия, в основе которого лежит определенная система принципов педагогического взаимодействия педагога с обучающимся, тренера по выбранному виду спорта с воспитанником и пр.

Систему принципов педагогического взаимодействия мы представим в следующей работе, иллюстрирующей возможности не только выделенных педагогических условий оптимизации моделирования понятий социально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов по ФК, в ресурсы которых лягут уточненные модели понятий социально-педагогического знания, непосредственно связанного с подготовкой будущих педагогов к организации социально-педагогической работы в общем случае, а также занятиями обучающихся греко-римской борьбой – в частном – выделенном для исследования случае, т.е. должны будут быть представлены две системы принципов педагогического взаимодействия – система принципов педагога по ФК с обучающимися, включенными в систему занятий по ФК, а вторая система принципов педагогического взаимодействия тренера по вольной борьбе с обучающимся, занимающимися вольной борьбой. В таком подходе должны быть проанализированы потребности, возможности и предпочтения развивающейся личности обучающегося и решаемые задачи современного образования в области обеспечения пропаганды здорового образа жизни.


Библиографический список
  1. Артамонова Е. И., Козырева О. А. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С.11-19.
  2. Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник.  2014.  №2.  С. 14-16.
  3. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978-5-7148-0378-9.
  4. Гордюшкин Д. А., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы  // Молодой ученый.  2014.  № 6 (65).  С. 690-692.
  5. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций.  2010.  №3 (23).  С. 32-45.
  6. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник.  2014.  №3.  С. 22-24.
  7. Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации.  2014.  № 12(16). С. 11-16.
  8. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  9. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т. II. С. 127-131.
  10. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.  410 с.  ISBN 978–5–7148–0346–8.
  11. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  207 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–359–2.
  12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  14. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  15. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с.  ISBN 978–5–85117–743–9.
  16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  17. Козырева О. А. Методология в подходах и задачах : учебное пособие для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  73 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–360–8.
  18. Козырева О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука.  2010.  №3.  С.118-121.
  19. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  20. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–226–3.
  21. Козырева О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы  // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2010.  №2.  С. 92-102.
  22. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  23. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  24. Козырева О. А. Сборник занимательных задач по педагогике. – Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 77 с.  ISBN 987–5–85117–362–2.
  25. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  26. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  27. Козырева О. А. Творческий проект как средство и результат формирования и развития культуры самостоятельной работы // Вестник Тюменского государственного университета.  2007. №4. С.108-113.
  28. Козырева О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  267 с. [+приложение на CD]. ISBN 987–5–85117–379–0.
  29. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  30. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №.2 (73). С.109-117.
  31. Козырева О. А., Баженова Т. С., Тихомиров И. В. Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы Международной заочной научной конференции (г. Пермь, май 2012). – Пермь : Меркурий, 2012. – С.9-11.
  32. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы  // Europan Soucial Science Jornal. 2011.  №6.  С.210-217.
  33. Кошелев А. А., Козырева О. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов // Вестник педагогических инноваций.  2011.  №1.  С. 90-106.
  34. Куергашева М. В., Зуева А. Ю., Козырева О. А., Маринич Н. В. Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по ФК // Молодой ученый.  2013.  №6.  С.697-699.
  35. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога  // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  36. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2012.  №1 (5).  С. 27-29.
  37. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  38. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. – 92 с. – ISBN 978-5-7262-2006-2.
  39. Тихомиров, И. В., Козырева О. А., Кошелев А. А. Некоторые особенности самореализации и саморазвития обучающихся через занятия спортом, культурой, искусством и основами научно-исследовательской работы // Педагогическое мастерство (III): материалы Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). – М. : Буки-Веди, 2013. – С.17-19.
  40. Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  51 с.  ISBN 978–5–85117–758–3.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: