УДК 378.14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Соколова Светлана Александровна
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве

Аннотация
В статье рассматриваются понятие, отличительные особенности, виды инновационных образовательных технологий при обучении студентов.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, обучение


THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TEACHING STUDENTS

Sokolova Svetlana Aleksandrovna
Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering
PhD in Economics, associate professor of economic and project management in the construction

Abstract
The article discusses the concept, characteristics, types of innovative educational technologies for the learning of students.

Keywords: innovative educational technology, learning, Moodlе


Библиографическая ссылка на статью:
Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2913 (дата обращения: 26.05.2017).

В условиях бурного развития информационных технологий большие изменения происходят в российской системе образования. Не являются исключением учебные заведения высшей школы. Быстроизменяющиеся факторы внешней среды, необходимость формирования профессиональных компетенций в соответствии с государственным образовательным стандартом третьего поколения требуют от преподавателей совершенствоваться и совершенствовать образовательный процесс. Считаю, повысить качество и результативность обучения можно за счет инновационных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологии представляют собой организацию процесса обучения, построенную на качественно иных принципах, средствах, методах и позволяющую достигнуть наивысших образовательных эффектов [3], характеризуемых усвоением максимального объема знаний, развитием творческой активности, приобретением практических навыков и умений. Такие технологии направлены на повышение качества подготовки путем активизации у студентов творческих способностей и самостоятельности.

Отличительными особенностями инновационных образовательных технологий являются:

  • мультимедийность учебных материалов, предполагающих не только освоение предметных знаний, но и развитие необходимых компетенций. Особое требование предъявляется к качеству содержания учебного материала и способу его передачи.
  • применение активных методов формирования компетенций, основанных на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  • современность инфраструктуры обучения, включающая информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [2].

Анализ научных трудов [1, 2, 3, 7, 9 и др.] позволил выявить наиболее распространенные виды инновационных образовательных технологий в обучении, в том числе:

  • информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, предполагающие интеграцию различных предметных областей с информатикой;
  • личностно-ориентированные технологии, основанные на приоритетности личности обучаемого;
  • информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством обучения, предусматривающие оценку развития обучаемого в динамике;
  • мониторинг интеллектуального развития, основанный на диагностике качества обучения, например, при помощи тестирования и построения графиков;
  • воспитательные технологии, связанные с вовлечением обучаемых в дополнительные формы развития личности, в том числе участие в культурно-массовых мероприятиях в соответствии с национальными традициями, посещение театров, музеев, экскурсий;
  • дидактические технологии, предполагающие создание необходимых условий для самостоятельной деятельности обучаемых;
  • психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Успешно сочетать различные виды инновационных образовательных технологий позволяют современные учебные среды. Наибольшее распространение получила модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment), позволяющая осуществлять систему управления курсами (course managment system) и систему управления обучением (learning managment system) [5]. Интересным сервисом LMS Moodle является wiki, то есть отдельная виртуальная среда, позволяющая совместно создавать, редактировать, комментировать информацию.

Согласно одной из версий термин «wiki» происходит от гавайского слова wiki-wiki, означающего «как можно быстрее». Wiki представляет собой технологию взаимодействия пользователя с веб-сайтом, предназначенную для коллективной разработки, хранения, структуризации информации, выступает одним из вариантов организации системы управления содержимым (content management system), упрощающих и систематизирующих хранение, публикацию и модификацию документов внутри организации или на веб-сайте [8].

Впервые технология wiki была применена в 2000 году американцами Ларри Сэнджер и Джимми Уэллс при создании бесплатной и общедоступной онлайн-энциклопедии (www.NuPedia.com). Первоначально участвовать в проекте было предложено ряду известных ученых. В результате первые статьи новой глобальной энциклопедии были написаны людьми авторитетными и уважаемыми, что придало проекту солидности. При этом наряду с гарантией высокой достоверности информации, скорость «наполнения» энциклопедии была очень низкой. В сложившейся ситуации было предложено писать и редактировать статьи любому желающему (под контролем модераторов), что существенно повысило результативность проекта [8]. На сегодняшний день известная свободная энциклопедия «Википедия» [6], основанная на технологии wiki, распространена во всем мире благодаря глобальной сети Internet.

Хотелось бы подробнее остановиться на методике применения технологии wiki в обучении. В настоящее время данная технология успешно применяется в образовательном процессе в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете при подготовке студентов экономических специальностей. Возможности технологии wiki апробированы на примере профессиональных дисциплин специальности 080200.62 «Менеджмент» в группах М-1-11 и М-2-11. Например, в рамках темы «Методология разработки инновационных проектов и программ» дисциплины «Инновационный менеджмент» была организована исследовательская деятельность студентов по коллективной разработке инновационных строительных проектов, используя технологию wiki LMS Moodle. Студентам предлагалось создать инновационный проект, рекомендуемый к реализации в строительном комплексе. Выбранная новация должна была быть перспективной, экономически выгодной для строительного предприятия.

Первоначально преподаватель объединил студентов в исследовательские группы и в режиме редактирования курса LMS Moodle создал wiki по количеству групп, заполнил «обязательные» поля, в том числе название и краткое описание проекта. Также указал необходимые настройки, например, групповой метод LMS Moodle. В зависимости от установки опции «групповой выбор» студенты обладали определенным набором специфических прав (табл. 1).

Таблица 1. Типы wiki в зависимости от группового выбора [5]

Наименование роли

Наименование режима группы

Нет групп

Отдельные группы

Доступные группы

Преподаватель

Существует только одна Wiki. Редактировать ее может только преподаватель. Обучаемый может просматривать содержимое. Существует только одна Wiki для каждой группы. Редактировать ее может только преподаватель. Студенты могут просмотреть Wiki только своей группы. Существует только одна Wiki для каждой группы. Редактировать ее может только преподаватель. Студенты могут просмотреть Wiki всех групп.

Группы

Существует только одна Wiki. Преподаватель и студенты могут просматривать и редактировать. Существует одна Wiki на группу. Студенты могут просматривать и редактировать Wiki только своей группы. Существует одна Wiki на группу. Студенты могут просматривать и редактировать Wiki только своей группы, но просматривать Wiki всех групп.

Студент

У каждого обучаемого своя Wiki, которую только он и преподаватель может просматривать и редактировать. У каждого обучаемого своя Wiki, которую только он и преподаватель может просматривать и редактировать. Студенты могут просматривать Wiki других студентов своей группы. У каждого обучаемого своя Wiki, которую только он и преподаватель может просматривать, редактировать. Студенты могут просматривать Wiki всех других обучаемых в курсе.

В ВУЗе применялись различные варианты организации коллективной работы студентов с использованием технологии wiki. Если обучаемые выполняли определенные (индивидуальные) задачи, например, разрабатывали один из разделов инновационного строительного проекта, то выбирался режим «отдельные группы». В этом случае студенты каждой группы могли просматривать и редактировать только свою wiki, что обеспечивало защиту новации до ее представления аудитории. При этом в каждую созданную wiki необходимо было внести данные студентов, которые принимали участие в создании проекта, для чего во вкладке «локально назначенные роли» указывались их фамилии с ролью «слушатель».

В том случае, если планировалось «свободное» распределение функциональных обязанностей студентов внутри исследовательской группы, продуктивнее было заниматься разработкой коллективного проекта на одной странице wiki, то есть выбирался режим «нет групп». При создании инновационных строительных проектов студенты групп М-1-11 и М-2-11 Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета предпочли самостоятельно определять свои роли, то есть разрабатываемые разделы и степень участия в этом процессе. Анализ совместной деятельности будущих менеджеров с применением технологии wiki в 2013 году показал, что наиболее часто выделялись следующие функциональные роли:

  • анализ факторов внешней среды, поиск перспективных строительных новаций;
  • выбор наиболее перспективной новации и формулирование конечной цели проекта, сроков реализации проекта;
  • определение необходимого количества и качества ресурсов, включая расчет величины, источников и форм инвестиций;
  • анализ экономической эффективности проекта;
  • координация всей исследовательской деятельности по разработке инновационного строительного проекта, заключение о целесообразности внедрения предложенной новации;
  • подготовка презентации в пакете Power Point для публичного представления проекта.

Наряду с этим каждый студент, участвующий в подготовке wiki, мог вносить любые предложения и редактировать различные разделы проекта. Итоговое решение при возникновении спорных ситуаций принималось руководителем исследовательской группы. Индивидуальный вклад каждого участника определялся совместно преподавателем и руководителем группы на основании анализа «истории» изменений wiki LMS Moodle.

Для организации более эффективной совместной работы студентов помимо основных опций wiki преподавателем указывались дополнительные параметры, в том числе:

1. «Отображать имя wiki на каждой странице» – данная опция была установлена, поскольку разработанные студентами инновационные строительные проекты, как правило, занимали несколько страниц.

2. «Режим HTML» – был выбран режим «только HTML», то есть была доступна панель форматирования, обеспечивался полный доступ к использованию HTML без применения Wiki Words.

3. «Разрешить двоичные файлы» – допускалось существование двойных файлов, поскольку это позволяло загружать изображения на wiki-страницы в кодированном виде или прикреплять файлы, которые отображались как вложения.

4. «Настройка автосвязывания Wiki» – CamelCase связывание не было отключено, поскольку это могло привести к некорректной работе импортированных wiki.

5. «Настройки, управляемые студентом» – предусматривалось удаление старых версий и осуществление отката изменений.

6. «Имя страницы» – было уточнено название первой страницы проекта, поскольку оно отличалось от названия самого wiki.

7. «Выберите начальную страницу» – для внесения первоначальной информации был создан и загружен в каталог курса текстовый файл, содержащий рекомендации по разработке инновационного строительного проекта.

В результате все инновационные строительные проекты, разработанные студентами, были представлены к публичной защите. По итогам предварительной оценки материала преподавателем и очного представления работы был выбран лучший инновационный строительный проект. Наиболее удачным в 2013 году был признан проект по производству ячеистого бетона третьей исследовательской группы (Агаян А. А., Батычек Е. С., Ляховой Е. М., Тершуковой П. О., Чирковой Ю. С.). Студенты, принимавшие участие в его разработке, получили определенное количество рейтинговых баллов, которые были учтены при их итоговой аттестации по изучаемой дисциплине.

Итак, wiki является инновационной и прогрессивной образовательной технологией, позволяющей качественно улучшить процесс обучения и контроля полученных знаний студентов. Основными преимуществами применения технологии wiki в образовательном процессе являются:

  • повышение коммуникативности и интерактивности коллективной работы студентов;
  • обеспечение выбора удобного времени, места обучения и контроля знаний благодаря доступу через глобальную сеть Internet;
  • развитие умения результативной работы в команде;
  • эффективная настраиваемая система оценивания активности и успеваемости студентов;
  • учет личностных и психологических особенностей обучаемых.

В заключении отмечу, что технология wiki может быть успешно применена при подготовке студентов любых специальностей различных форм обучения, а также при совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и ученых различных специальностей.


Библиографический список
  1. Беляев М.К. Управление инновационными процессами / М.К. Беляев, О.В. Максимчук, С.А. Соколова. Волгоград: ВолгГАСУ, 2007.
  2. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании // Инновации: поиски и исследования, 2012. – Вып. 16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=200&ELEMENT_ID=1474 (дата обращения: 10.11.2014).
  3. Демкин В. П. Инновационные технологии в образовании // Исследовательский университет. Томск, 2007. Вып. 2. с. 22-29.
  4. Кравченко Г. В., Волженина Н. В. Работа в системе MOODLE: руководство пользователя [Электронный ресурс]. URL: http://portal.edu.asu.ru/pluginfile.php/13894/mod_resource/content/1/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_Moodle.pdf.
  5. Официальный сайт Moodle-center [Электронный ресурс]. URL: http://moodle-center.ru/moodle (дата обращения: 10.11.2014).
  6. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.11.2014).
  7. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. 2005. № 1. с.181.
  8. Серебряков Вадим. Wiki wiki web [Электронный ресурс]. URL: http://www.megabyte-web.ru/web/wiki-wiki-web.html (дата обращения: 10.11.2014).
  9. Соколова Н. Ф. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями на производстве у студентов экономических специальностей в процессе обучения на основе облачных технологий / Н.Ф. Соколова, С.А. Соколова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 5 с. 91-95.
  10. Типы Вики (файл помощи moodle) [Электронный ресурс]. URL: http://moodle.scana.com.ua/help.php?module=wiki&file=wikitype.html (дата обращения: 10.11.2014).


Все статьи автора «Соколова Светлана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: