УДК 371.31

ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Голомазова Надежда Петровна1, Соколова Надежда Федоровна2
1МОУ СОШ № 129 Советского района г. Волгограда, учитель высшей категории
2Волгоградская государственная академия последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика и информатизация образования»

Аннотация
Статья посвящена обучению младших школьников с использованием дистанционных образовательных технологий. Описаны особенности контента дистанционного курса, перечислены информационные ресурсы и интерактивные элементы, которые используются для обучения учащихся младших классов в одной из Волгоградских общеобразовательных школ.

Ключевые слова: Волгоград, дистанционные курсы, дистанционные образовательные технологии, младшие классы, начальная школа


FEATURES OF DISTANCE LEARNING COURSES FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Golomazova Nadezhda Petrovna1, Sokolova Nadezhda Fedorovna2
1Volgograd school № 129, teacher of the highest category
2Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Ph.D., assistant professor of "Computer and Information Education"

Abstract
Article dedicated to educating younger students using distance learning technologies. The features of a distance course content, lists information resources and interactive elements that are used for teaching younger students in one of the schools of Volgograd.

Библиографическая ссылка на статью:
Голомазова Н.П., Соколова Н.Ф. Особенности контента дистанционных курсов и организация обучения учащихся начальной школы с применением дистанционных образовательных технологий // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2972 (дата обращения: 31.05.2017).

В современном перенасыщенном информацией мире человеку важно не столько владеть большим объемом знаний, сколько уметь ориентироваться в этом пространстве и быстро находить нужные данные, быть человеком, по словам М. Монтеня, с «хорошо устроенным, а не наполненным умом». Учить граждан отыскивать актуальную информацию, приобретать самостоятельно новые знания необходимо уже в начальной школе. Считаем, что успешно формировать универсальные умения информационной сферы в процессе обучения можно, применяя дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Опыт работы показывает, что использовать ДОТ для широкой аудитории начальной школы российских образовательных организаций в настоящее время не только необходимо, но и реально. Связано это с техническим прогрессом микропроцессорной техники, быстро растущей базой электронных образовательных ресурсов сети «ИНТЕРНЕТ» и доступностью к этим объектам. Техническое оснащение современных школ и наличие личных персональных компьютеров у учащихся и учителей, доступ к глобальной сети позволяет внедрять ДОТ для обучения [1]. Кроме того, нельзя не учитывать современный уровень подготовленности дошкольников и младших школьников. Они легко обращаются с техническими устройствами и разнообразным программным обеспечением, т. е. по достижению школьного возраста большинство детей готовы использовать информационные технологии. Важно вовремя направить ребенка, использовать имеющиеся умения, организовав обучение через компьютерную сеть.

Разработку дистанционных курсов проводят педагогические дизайнеры, а обучение на основе ДОТ – тьюторы. В роли этих специалистов могут выступать учителя общеобразовательных школ или преподаватели профессиональных образовательных организаций, прошедшие специальную подготовку. В последние годы появились различные системы управления обучением, работа с которыми понятна на интуитивном уровне. К такому программному обеспечению можно отнести LMS Moodle. Наполнять информационно-образовательную среду, созданную на платформе Moodle и применять элементы ДОТ в учебном процессе, может практически любой преподаватель, владеющий ПК на уровне пользователя и имеющий общие навыки работы с сервисами глобальной сети [2]. Вместе с тем, преподаватели, которые разрабатывают дистанционные курсы и обучают с использованием ДОТ, должны быть хорошими методистами. Этим специалистам важно  не столько обладать компетенциями в области информатики и вычислительной техники, сколько более тщательно, чем во время очного обучения, соблюдать дидактические принципы построения занятий и учитывать психологические особенности детей.

Нами накоплен некоторый опыт обучения учащихся начальной школы. Учителем МОУ СОШ № 129 г. Волгограда Голомазовой Н. П. при поддержке Волгоградской государственной академии последипломного образования был создан в среде Moodle дистанционный курс «Угощайся!» по английскому языку. Курс, демонстрационная версия которого размещена на портале do-pedagog.ru, предназначен для учащихся третьего класса. Опишем основные положения организации обучения младших школьников с применением ДОТ и отличительные особенности содержания дистанционного курса, без учета которых невозможно добиться положительных результатов подготовки.

Начиная создавать контент курса, учителю важно определить цель и аудиторию, для которой создается курс. Считаем, что подготовку с применением ДОТ по общеобразовательным программам  и, разумеется, программам дополнительного обучения могут проходить не все ученики класса. Это может быть группа одаренных детей или ребят часто пропускающих занятия по болезни. Возможно, через компьютерную сеть преподаватель будет поддерживать школьников, имеющих слабую подготовку или  плохо усваивающих материал программы и т. д.

Главная цель нашего курса – помочь учащимся адаптироваться после летних каникул, облегчить «вхождение» ребят в учебный процесс после длительного перерыва, поддержать в начале нового учебного года учеников, для которых это актуально. На первом занятии все учащиеся класса получают логины и пароли для доступа к курсу. Некоторой группе школьников, определенной преподавателем, рекомендуется изучить отдельные уроки в обязательном порядке.

Разрабатывая контент курса, автор исходил из того, что иностранный язык – это средство получения и передачи информации, обмена впечатлениями, мнениями. Изучение английского языка не является самоцелью. Ученик должен приобрести инструментарий для общения, что возможно только в результате его активной деятельности. В основу курса положена авторская концепция Биболетовой М. З. Еnjoy Еnglish, в соответствии с которой на протяжении всего обучения школьникам предлагаются упражнения и задачи для формирования коммуникативных умений игровой и семейно-бытовой сферы. Герои учебника Биболетовой М. З. стали действующими лицами нашего дистанционного курса.

Для каждого урока определена цель, перечислены ситуации общения, в которых могут потребоваться эти знания. Закрепить речевые навыки мы предлагаем с помощью тренажеров. Управлять работой тренажера несложно, количество повторений каждый ученик определяет самостоятельно, оценка за работу с тренажером не выставляется.

Виртуальная образовательная среда содержит:

  • информационные ресурсы для изучения теоретического материала: web-страницы, презентации, видеоролики, аудио треки и т. д,
  •  гиперссылки, помогающие каждому ученику в любой момент воспользоваться справочным материалом, который ему необходим,
  • интерактивные элементы для формирования умений: тренажеры, тренировочные тесты, упражнения и т. д.,
  •  контрольно-диагностические материалы для проверки усвоения изученного материала
  •  и т. д.

Составляя контент курса, автор учитывал тот факт, что для школьников младшего возраста особенно важна наглядность. В курсе «Угощайся!» широко используются анимации, презентации, видеоролики и т. д. Визуализация дополнена интерактивностью. Включены нехарактерные для традиционного обучения ресурсы. С целью формирования умений коллективной работы курс имеет Wiki-страницы. В качестве задания к Wiki «В здоровом теле – здоровый дух» учитель предлагает написать известные ученикам термины на английском языке, которые обозначают названия «здоровых» продуктов. Подбирая наименования продуктов, ребята могут видеть варианты ответов, которые представлены каждым из участников этой работы. Результатом совместного творчества является web-страница, содержащая полный перечень терминов. Учитель оценивает вклад каждого ученика в создание итогового документа.

К каждому уроку дистанционного курса составлен глоссарий, которым школьник может воспользоваться на том этапе, когда ему это необходимо. Глоссарий можно использовать многократно, эта деятельность не оценивается.

В процессе обучения учитель может проводить корректировку курса, добавляя или удаляя информационные ресурсы или интерактивные элементы. Динамика контента возможна благодаря обратной связи, которую преподаватель осуществляет на основе небольших электронных опросов пакета Moodle.

Курс «Угощайся!» построен по принципу избыточности: в конце каждого урока размещены дополнительные ресурсы, а также указаны ссылки на образовательные сайты по английскому языку. Например, ребятам предлагаются сказки на английском языке, читая которые они знакомятся с детской литературой и совершенствуют навыки чтения, а также детские песенки, позволяющие знакомиться с культурой Великобритании и пополняющие словарный запас ребенка. Для снятия напряжения, создания условий, обеспечивающих положительные эмоции во время изучения английского языка, в курс были включены различные игры – «дополни словечко», «найди, кто в каком домике живет» и другие. Отметим, необходимость учета целесообразности применения образовательных ресурсов. Каждый ресурс должен «работать» на результат. Даже с целью повышения активности ребят или формирования положительной мотивации к обучению недопустимо включать элементы, которые красочны, интересны, но не способствуют достижению цели урока.

Таким образом, основными принципами построения контента дистанционного курса являются содержательность, наглядность, интерактивность и целесообразность применения информационных ресурсов и интерактивных элементов. Вместе с тем, успешно подобранный материал дистанционного курса не является гарантией успеха. Не менее важным является структура курса и организация управления обучением, заложенная автором [3]. Школьник не должен проявлять сообразительность, определяя последовательность выбора образовательных ресурсов или самостоятельно формулируя цель предлагаемого тренажера. Создавая курс, с которым будут работать ребята, не имеющие возможности моментально получить очную помощь от преподавателя, необходимо:

  • для каждого урока представлять четкие формулировки ожидаемых результатов обучения, точно отражающие его содержание,
  •  подводить краткие итоги разделов,
  • включать в курс такие учебные материалы, которые позволяют «общаться» учащимся с учителем и между собой,
  • предусматривать возможность получения учеником очных или заочных консультаций
  • и т. д.

В нашем курсе информационным ресурсам предшествуют небольшие пояснения, содержащие перечень вопросов, на которые в процессе работы ученик должен получить ответ. В пояснениях мы выделяем моменты, требующие особого внимания от школьника. Каждый тренажер снабжен мини-инструкцией с указанием, как необходимо действовать, если возникнут сложности.

Подводя итог, можно сказать, что создание дистанционного курса – это не техническое заполнение одной из информационно-образовательных сред учебными материалами, а сложный и творческий процесс. Преподавателям, желающим не просто передать материал своей дисциплины, а научить учеников, рекомендуем попытаться разработать собственный небольшой курс. В процессе этой деятельности нередко учителю приходится пересматривать применяемую им методику обучения. Дело в том, что обозначая каждый шаг, педагогу важно заранее предугадать, какие чувства и мысли вызовет то или иное задание или упражнение. Самым сложным при разработке становится не придумать и составить интересные и практически значимые задания, а продумать мостики между ними, проложить тропки, по которым ученик твердо бы зашагал вперед при незримой поддержке учителя, забывая про трудности, болезнь, включая собственную креативность, ощущая свою самостоятельность.


Библиографический список
  1. Соколова Н. Ф. О возможности и необходимости применения дистанционных образовательных технологий в массовой практике // XXV международной конференция «Применение инновационных технологий в образовании», Троицк, 2014
  2. Соколова Н. Ф. К вопросу формирования информационной компетентности у учителей общеобразовательных школ через создание собственных дистанционных курсов и сопровождение обучения учащихся на их основе // III международная научно-практическая конференция «Тьюторские практики: от философии до технологии», Волгоград, 2013
  3. Соколова Н. Ф. К вопросу проектирования системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты», Воронеж, 2014


Все статьи автора «Надежда Соколова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: