УДК 372.8

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ХРАНЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В БАЗАХ ДАННЫХ»

Лавский Сергей Александрович1, Баженов Руслан Иванович2
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 им. С.Н. Пальчука Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, учитель информатики и ИКТ
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В данной статье раскрываются требования, предъявляемые для разработки дидактических игр. Приводится разработка дидактической игры «Аукцион» в 9 классе, которая может быть проведена на уроке обобщения по теме: «Хранение и обработка информации в базах данных».

Ключевые слова: база данных, дидактическая игра, правила игры


DIDACTIC GAME ON THE TOPIC «STORAGE AND PROCESSING OF INFORMATION IN DATABASES»

Lavskiy Sergey Aleksandrovich1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Municipalise state educational institution secondary school №22 named after S. N. PalchukVerhnebureinskiy municipal district of Khabarovsk Krai, teacher of Informatics and ICT
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
This article will cover the requirements for the development of didactic games. The development of a didactic game «Auction» in grade 9 is described which can be spent on the lesson of generalizations on the topic: «Storage and processing of information in the database».

Keywords: database, didactic game, rules of the game


Библиографическая ссылка на статью:
Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 01.10.2017).

Повышением качеством усвоения материала обеспокоен каждый педагог. В дидактике разработано много различных способов реализации этого процесса. В каждой дисциплине можно найти свои особенные методы подачи информации от учителя к ученику. 
Вопросами обучения информатике и информационных технологий занимались различные ученые А.А.Рыбанов [1], И.И.Раскнина [2], О.М.Киселева [3], Ю.П.Штепа [4,5], С.В.Козлов [6], М.В.Щербинина [7], Р.И.Баженов и др. [8-14], О.Б.Голубев и О.Ю.Никифоров [15], Е.М.Каргина [16], И.Н.Мовчан [17], Р.И.Остапенко [18].
Одним из способов повышения усвояемости учебного материала является дидактическая игра. Игра – деятельность человека (ребёнка) в таких условиях, которые моделируют реальные. Исторически сложилось, что игра стала неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Она развивает, воспитывает, обучает и даёт отдохнуть, и что ещё не маловажно – социализирует. Русский писатель Ю. Нагибин оценил значение детской игры так: «В игре проявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем». 
Игровая деятельность в школе рассматривалась Л.А. Венгером, О.С. Газманом, Е.И. Удальцовой, О.А. Дьячковой, С.В. Арутюняном, В.М. Григорьевым, А.К. Бондаренко, Г.П. Щедровицким, Ф.И. Фрадкиной и др.
Дидактическая игра представляет собой довольно сложное явление как одна из форм обучения. Так, в отличие от простого занятия, преподаватель выполняет здесь две функции; он и участник игры, он и учитель, а дети играя с ним – учатся.
Задачи, которые ставятся перед дидактической игрой, могут, не отличаться от задач как на простом занятии, но по характеру достижения их, безусловно, разнятся.
Структуру дидактической игры можно определить следующим образом:Дидактическая цель (задача игры);
Игровые действия;
Правила игры.
Поставленные задачи являются необходимым элементом любой обучающей игры. Они разнообразны и могут быть направлены на различные виды деятельности детей.
Игровые действия должны нести действительно игровой характер, где создаются игровые взаимоотношения и ситуации, где видна занимательность этого явления. Правила игры обязательны, т.к. они не дают переступить условную черту, за которой достижение поставленных задач будет невозможным.
Главным условием организации дидактических игр на уроках является то, что они должны учитывать содержание школьной программы:
Основные элементы целеполагания игровых технологий (С.А. Шмаков):
1. Дидактические: познавательная деятельность и расширение кругозора; применение знаний умений и навыков в практической деятельности; обучение определённым умениям и навыкам; развитие трудовых навыков.
2. Воспитывающие: воспитание воли и самостоятельности; формирование определённых позиций, подходов, эстетических, нравственных и мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, общительности, сотрудничества и коммуникабельности.
3. Развивающие: развитие мышления, памяти, внимания, речи, умений сравнивать, находить аналоги, сопоставлять, умение находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
4. Социализирующие: приобщение к ценностям и нормам общества; саморегуляция, обучение общению, стрессовый контроль, обучение общению; психотерапия [19].
Дидактические игры применяются на различных предметах, например, на математике [20], английском языке [21], истории [22]. Имеет опыт использования дидактический игр учителями информатики [23-28].

В старших классах с большим успехом можно проводить занятия с игровой деятельностью. Единственное, учителю необходимо учесть психологические особенности старших школьников. Прежде чем проводить игры в этих классах необходимо провести большую работу. Одним из главных аспектов, здесь должно быть максимальное задействование во времени всех участников игры.

Так, большим успехом, в старших классах пользуются разновидности игр «судебный процесс» и «аукцион». В судебном процессе правила игры очень просты, что не означает её непрактичность. Класс делится на чётное количество групп, одни из которых «обвиняют», другие «защищают». Учителем даётся задание по описанию некого объекта, где он заодно исполняет роль судьи. Используя известные материалы и собственные знания дите пытаются доказать свою правоту, выслушав обе стороны судья выносит свой вердикт [28]. Разновидность игры «Аукцион» описана в данной статье ниже.

При разработке дидактической игры необходимо разработать чёткий сценарий, что является достаточно ответственным и сложным процессом, а так же правильный подбор заданий и критериев оценивания. Причём задания для игры, для большинства обучающихся должны быть доступными и относительно легко решаемыми. Как задания так и критерии оценивания учитель разрабатывает в соответствии со способностями детей. Оценки учитель может ставить как в процессе, так и по окончанию игры.

На заключительном этапе дидактической игры необходимо произвести её анализ. Причём проанализировать итоги игры может сам учитель, можно это сделать вместе с детьми, а так же с другими педагогами, которые присутствовали на игре.

Дидактические игры делают процесс обучения более привлекательным для детей, где они могут проявлять нетрадиционные виды деятельности для стандартного урока – коммуникативная, организационная и др.

Представим разработку дидактической игры «Аукцион».

Учебник: «Информатика и ИКТ» для 9 класса основной общеобразовательной школы. Семакин И.Г.

Тематика игры: «Хранение и обработка информации в базах данных».

Этап урока: заключительный обобщающий урок по теме.

Оборудование: карточки с заданиями, виртуальные деньги (смайлы), вывески с названиями групп, компьютер с готовой базой данных.

Дидактическая цель игры: способствует закреплению знаний по теме.

Класс делится на 3-4 команды, каждая придумывает себе название и выбирает капитана. Каждой команде выдаётся по 10 смайлов.

Базой данных будет база погоды (рис. 1).

Рисунок 1 – База данных «Погода»

Задания связаны с понятиями форма, запрос (простой или с условием), отчёт, сортировка, фильтрация.

Объявляется номер задания (например задание 1) и начинается торг. Причём каждое новое задание начинается с торга следующей команды. В случае если команда сделает задание верно, то она получает от ведущего то количество смайлов на котором остановились торги, если нет, то у них забирают тоже количество.

Пример задания: Создать запрос, из которого было бы видно в какие дни осадками был дождь (рис. 2).

Рисунок 2 – Осадки дождь

Пример задания: через форму добавить день 22.11.2014 (рис.3).

Рисунок 3 – Дата 22.11.2014г.

Пример задания: отфильтровать все дни, когда был ветер (рис.4).

Рисунок 4 – Фильтр по полю «Ветер»

Подобных заданий можно придумать в достаточном количестве и связанные со всеми понятиями. В конечном итоге побеждает команда набравшая наибольшее количество смайлов.
Таким образом, применяя игровые методы на уроках можно повысить качество образования в данном классе, раскрыть скрытый потенциал и качества детей. Научить их работать в группе, уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения, анализировать и делать выводы. В общем игра положительно влияет на образовательную деятельность обучающихся и рекомендуется для применения как в младшей, так и в основной школе.


Библиографический список
  1. Рыбанов А.А. Видеоурок как средство эффективного обучения прикладному и системному программному обеспечению // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 11. С. 42-48.
  2. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
  3. Киселева О.М. Преподавание дисциплины «Социальная информатика» в вузе для направления подготовки «Социальная работа» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 17.
  4. Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
  5. Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 28-44.
  6. Козлов С.В. Анализ результатов экспериментальной деятельности по изучению основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 16.
  7. Щербинина М.В. Вопросы изучения информационных технологий в профильных классах // Педагогическое образование на Алтае. 2002. № 3. С. 134-140.
  8. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  9. Баженов Р.И., Дзиковский Ф.Г., Дубей О.Я. The teaching of object-oriented approach on programming language F# // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 2. С. 254-259.
  10. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
  11. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  12. BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  13. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  14. Vexler V.A.,BazhenovR.I., Bazhenova N.G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
  15. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе//Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 69.
  16. Каргина Е.М. Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне // Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 513-515.
  17. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 26. № 4. С. 36-38.
  18. Остапенко Р.И. Использование Интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов спортивной направленности // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 90-94.
  19. Абрамян А.К. Дидактическая игра как форма организации познавательной деятельности учащихся // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-1 (11). С. 8-12.
  20. Кайранбаева Б. Ш. Применение дидактических игр на уроках математики // Молодой ученый. 2014.  №4-1.  C. 42-44.
  21. Матушевская Е.А. Использование дидактических игр на уроке английского языка как средство повышения эффективности обучения [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/518087/
  22. Никитина Е. В. Дидактические игры на уроках истории , [Электорнные ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/310490/
  23. Дергачева Л.М. Особенности развития познавательной активности учащихся в дидактической игре в процессе изучения информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2004. № 3. С. 33-37.
  24. Грибов А.А. Дидактическая игра по информатике «Счастливый случай» // Молодой ученый. 2014. № 6-3 (65). С. 56-60.
  25. Лактионова Ю.С. Активизация учебной деятельности учащихся посредством дидактических игр // Информатика и образование. 2010. № 5. С. 65-67.
  26. Нохай А. А. Дидактические игры на уроках информатики [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/578182/
  27. Кобзева Г. Н. Урок-дидактическая игра в 8 классе “Системы счисления” [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/load/14-1-0-28089
  28. Киселева Л.А. «Дидактические игры на уроках информатики» [Электронный ресурс] URL: http://u4eba.net/sbornikidei/didakticheskie-igryi-na-urokah-informatiki.html


Все статьи автора «Лавский Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: