УДК 374.31

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скуратовская Наталья Александровна
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» г. Новокузнецк,
методист

Аннотация
Статья посвящена созданию учебно-методического комплекса программно-методических материалов, объединенных единым концептуальным основанием, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках той или иной направленности дополнительного образования детей.

Ключевые слова: качество образования, система дополнительного образования, учебно-методический комплекс


TRAINING COMPLEX AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF ADDITIONAL EDUCATION

Skuratovskaya Natalia Aleksandrovna
Municipal autonomous institution of additional education "Children and Youth Centre" Orion "Novokuznetsk
methodist

Abstract
Article is devoted to creating educational complex software and teaching materials, united by a common conceptual basis regulating educational activities and organizing educational process within a particular focus additional education of children.

Библиографическая ссылка на статью:
Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3018 (дата обращения: 14.07.2023).

Процесс модернизации дополнительного образования детей, представленный в новой Концепции развития дополнительного образования предусматривает проектирование и реализацию новых программ, и придание статуса учебных пособий учебно-методическим материалам, способствующим их реализации.

В количественном отношении в реальной практике преобладают авторские и модифицированные общеобразовательные программы. Достаточно вспомнить, всероссийский конкурс авторских программ дополнительного образования детей, конкурс «Сердце отдаю детям», в котором одним из этапов является защита дополнительной общеобразовательной программы с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла.

Вместе с тем, как показывает практика, само по себе обилие программ не решает в должной мере ни проблему «вхождения» в систему дополнительного образования детей начинающих педагогов, ни проблему улучшения качества программно-методических материалов.

Между тем потребности детей и родителей на дополнительные образовательные услуги не стоят на месте, и типичной реакцией образовательных учреждений на изменение спроса становится замена одних видов деятельности другими с непременным требованием к педагогу о разработке новой программы.

Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального «методического почерка».

Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программно-методических материалов может быть представлен в виде учебно-методического комплекса, т.е. совокупности объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках той или иной направленности.

Работа по созданию учебно-методических комплексов (далее УМК) в Детско-юношеском центре «Орион» – одно из приоритетных направлений, и начиналась она с создания внутренних локальных актов:

-Положение об УМК к дополнительной общеобразовательной программе.

- Положение о рецензии на УМК.

Представлю краткие выдержки из первого положения:

- УМК разрабатывается по каждой дополнительной общеобразовательной программе в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной программы.

- Алгоритм создания УМК предусматривает:

а) разработку и утверждение структурным подразделением  плана подготовки УМК по соответствующей программе, определение сроков и ответственных за подготовку;

б) рецензирование, обсуждение и корректирование УМК осуществляется на заседании соответствующего методического объединения;

в) рассмотрение УМК на заседании научно-методического совета центра  и рекомендации о допуске к работе.

- После утверждения УМК педагог самостоятельно корректирует и добавляет материалы и каждые три года предоставляет на согласование и утверждение  УМК полным комплектом.

В случаях реализации одной дополнительной общеобразовательной программы несколькими педагогами допускается коллективная разработка УМК при наличии официального распределения функционала педагогов, определенного протоколом поручения руководителя структурного подразделения. При этом наличие собственного экземпляра УМК у каждого педагога обязательно.

По решению научно-методического совета УМК подлежат изданию.

Содержание учебно-методического комплекса в соответствии с утвержденным в центре Положением, включает:

- титульный лист УМК;

- дополнительную общеобразовательную программу;

- календарно-тематический план;

- методические материалы;

- контрольно-измерительные материалы;

- дидактические материалы.

Несколько строк о Положении о рецензировании УМК.

При его разработке мы опирались на базовые функции, которые и легли в его основу:

- нормативная функция – рецензия является документом, отражающим соответствие материалов, содержащихся в УМК специфике дополнительного образования детей;

- функция определения содержания – фиксирует состав элементов содержания УМК;

- процессуальная – определяет логическую последовательность элементов содержания УМК;

- оценочная – выявляет соответствие элементов содержания согласно положения.

Как показала практика, Положения было не достаточно, поэтому нами были подготовлены рекомендации рецензентам УМК. Мы отдавали себе отчет, что качество рецензии зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, от глубины понимания предмета рассмотрения, от способности объективного анализа, от ответственности и работоспособности.

Мы постарались донести информацию до рецензентов, что рецензия – это выражение профессионального отношения к прочитанному, изученному, рассмотренному. Рецензент должен обосновать своё мнение аргументированным анализом. Подмена анализа материала простым перечислением имеющегося недопустима. Отношения между рецензентом и автором материалов – диалог, в котором каждая сторона имеет права и возможности для отстаивания своей позиции. Язык рецензии должен быть грамотным, доступным, профессиональным, последовательным.

Следует сказать несколько слов об отношении педагогов к необходимости создания УМК и их реализации в образовательном процессе.

Во-первых, о позитивном настрое коллектива в данном вопросе  говорят цифры.

На 1 сентября 2014 г. в центре рассмотрено более 20 УМК, из которых 19 прошли экспертную внутреннюю оценку и рекомендованы научно-методическим советом к реализации.

При этом опыт работы по созданию учебно-методического комплекса как средства эффективного обучения в условиях инновационной деятельности учреждения был представлен педагогами центра в феврале 2014 г. в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика педагогической наук в современном мире».

Кроме того, в 2013-2014 учебном году методическая служба Детско-юношеского центра «Орион» принял участие в формировании единого банка программ дополнительного образования детей в рамках проекта Минобрнауки России «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей», в который вошли четыре программы, реализуемые на основе разработанных УМК:

- модифицированная дополнительная образовательная программа по курсу изобразительного творчества «Школа юного художника»;

- модифицированная дополнительная образовательная программа по курсу народно-певческого творчества «Душа народа»;

-модифицированная дополнительная образовательная по курсу обучения хореографии «Режиссура хореографии»;

- Авторская дополнительная образовательная программа «Спортивное ориентирование с основами туризма и краеведения».

В заключении хочется отметить практическую значимость УМК и их роль в повышении качества дополнительного образования.

Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку это позволяет легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества. Обеспечение лучших авторских программ методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда УМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДОД в образовательном пространстве г. Новокузнецка и Кемеровской области позволили бы:

- сделать интересный опыт наиболее авторитетных в городе и области педагогов востребованным и доступным для реализации;

- познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДОД;

- предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы и УМК.



Все статьи автора «Olga Milinis»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: