Лозунг федерального государственного образовательного стандарта второго поколения – «Образование на протяжении всей жизни». Именно это основополагающее утверждение относится, на мой взгляд, не только к учащемуся, но и к самому учителю в первую очередь. Стремительно развивающийся мир не оставляет нам выбора – учиться или не учиться.
Конечно, на первый план выходят ИКТ-компетенции педагога, без владениями которыми немыслим современный образовательный процесс в целом и отдельный урок в частности. Но не менее важен, как мне кажется, воспитательный аспект образовательного процесса. Пункт 4.2. Часть вторая: воспитательная работа, на котором я акцентирую внимание.
«Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды».
Овладев универсальными формами и методами воспитательной работы, эффективно используя их в своей повседневной практике, педагог способен добиться решения повседневных учебных задач и достичь перспективно поставленных целей.
Умение учителя решать чисто технические вопросы, организовать большую группу детей во внеурочное время для проведения экскурсии или похода, подвести их к постановке задачи для данного мероприятия, добиться поставленной цели, овладеть методами и приемами музейной педагогики – такие знания должны приобретаться педагогом не только и не столько в практической обстановке (во время работы в школе), но и в педагогических ВУЗах, во время подготовки и переподготовки.
Вопросы безопасной образовательной среды в современной сложной обстановке требуют своего решения, конечно же, на высоком правительственном) уровне. От учителя требуется гибкость в подходах к обучению детей мигрантов, представителей нерусскоязычных диаспор, а также в общении с родителями. Здесь также требуется корректировка обучения в педагогических ВУЗах, где будущим педагогам надо получать необходимый минимум знаний о традициях и обычаях нерусскоговорящих групп населения.
Это всего лишь несколько личных комментариев к отдельным статьям документа, необходимость принятия и внедрения которого жизненно назрела.
Что понимается под обязанностями и ответственностью педагогических работников:
1. Высокий профессионализм;
2.Систематическое повышение своего профессионального уровня;
На мой взгляд, эта статья закона позволяет учителю высокого профессионального уровня как с формальной сторона (категория, степень, звания и т.д.), так и с точки зрения самооценки.
«Новый Закон «Об образовании» прописывает профессиональные требования к учителю:
- непрерывное образование;
- учитель не впереди, а позади учащихся (консультант, советчик, инструктор, тьютор);
- учитель учит добывать знания и использовать их в жизни, формировать мотивацию к обучению;
- учитель должен осваивать передовые педагогические технологии.
Знание Закона «Об образовании» помогает учителю четко определять свои права и обязанности в новых политических и социокультурных условиях».
Непрерывное образование для меня означает постоянный профессиональный рост и непрерывное самообразование. Это и участие в разнообразных научно-практических конференциях как международного, так и всероссийского масштаба, и участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» на сайте 1september, и работа в Областном семинаре директоров образовательных учреждений (отчет по самообразованию, проведение мастер-класса), участие моих учеников в региональной олимпиаде школьников по английскому языку, участие ребят в дистанционных конкурсах и олимпиадах разного уровня. И это при том, что многие из них имеют ограниченные возможности здоровья…
Но иногда лучшей оценкой деятельности учителя на современном этапе и в непрерывно меняющемся мире становится детское «А давайте мы…», и дальше может последовать самое неожиданно предложение.
И тогда мы реализуем одну из задач, поставленных перед нами: сформируем «системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию».
Именно этого мы и должны добиваться в своей педагогической деятельности, вводя наших учеников в «этот прекрасный и яростный мир».
Библиографический список
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). Воронеж, 1995
- Жаглина О.А. Лекция курсов дистанционного обучения ВОИПКиПРО (Модуль 185)
- Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. М., 1987
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении, М., Просвещение, 1992
- Шедогубова Е.П. Проектные методики в повседневной педагогической практике… «За» и не «против»; Игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения…М., Новые педагогические технологии. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2011
- http://hrm.ru/db/pedagogicheskoe-proektirovanie