УДК 376.1

САМОПОДГОТОВКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Ключникова Светлана Николаевна
КООУ ВО "Семилукская санаторная школа-интернат"
воспитатель

Аннотация
Статья из практики воспитателя санаторной школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении. Приемы и методы работы воспитателя на занятиях по самоподготовке. Обобщенный унифицированный конспект занятия.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, здоровьесберегающие технологии, игровые методики, нуждающиеся в длительном лечении


SELF STUDY AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE WORK OF THE EDUCATOR IN THE SANATORIUM BOARDING SCHOOL.

Clyuchnikova Svetlana
Semiluki sanatorium boarding school"
educator

Abstract
Article from the practice of the educator sanatorium boarding school for children requiring long-term treatment. The techniques and methods of work of the teacher in the classroom for training. Generalized unified abstract classes.

Библиографическая ссылка на статью:
Ключникова С.Н. Самоподготовка как важнейший компонент работы воспитателя в санаторной школе-интернате // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3067 (дата обращения: 02.10.2017).

Работа воспитателем в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, требует, на мой взгляд, особо склада характера и даже души. Ученики на начальном этапе обучения зачастую не владеют элементарными навыками социализации, так как  приходят к нам по направлению медико-психологической комиссии из семей с низким социальным статусом, неблагополучных, неполных. Это накладывает отпечаток и на характер воспитательной работы, и на характер отношений между учениками и воспитателями, делает их более близкими и доверительными. Наша задача – сделать жизнь маленького человека более комфортной и безопасной, обеспечить ему достойный уровень обучения и развития. Важную роль здесь играет  проведение самоподготовок к школьным занятиям. Именно на этом этапе мы формируем у ребенка ответственный подход к учебе, необходимые универсальные учебные действия, учим его учиться, закладывая эти навыки, в конечном итоге, на всю оставшуюся жизнь. Хочу поделиться обобщенным универсальным опытом проведения самоподготовки во 2 классе, когда у учеников уже имеются навыки самостоятельной работы, выработана система самооценки и алгоритм работы в коллективе.

Конспект занятия «Самоподготовка во 2 классе санаторной школы-интернате»

Организационный  момент

Упражнение на создание психологического комфорта (Самоподготовку начинаем с традиционной музыкальной заставки – классическая мелодия на выбор воспитателя и педагога-психолога)

Устные упражнения на развитие речевых и мыслительных способностей:

«Вчера-сегодня-завтра» (Какой сегодня день? Какой был вчера? Какой будет завтра?) Какая погода? Какое у тебя настроение?

Стараться «подводить» учащихся к полному, исчерпывающему ответу вначале наводящими вопросами, затем повторить связно несколько предложений.

Повторяем правила самоподготовки: Правило «Три «Я» (Я сам выполню. Я сам проверю. Я сам оценю.)

Формулировка и изложение домашнего задания по предметам

  1. Самостоятельно открываем нужную страницу, находим задание, что и как делать (подсказка: на доске дежурный по самоподготовке пишет, что задано: предмет, страница, номер задания)
  2. Проговариваем вслух: какой предмет, что задано, как будем выполнять
  3. Дифференцированное задание: у кого, по какому предмету, объём работы
  4. Повторяем единые орфографические требования (сколько строк отступаем  в тетради по русскому языку, сколько клеточек в тетради по математике и т.д.)
  5. Виды проверки: письменные – по правилу «3-х «Я» (не забываем карандашом ставить себе оценку); работа в парах «сильный-слабый» контроль с более сильного ученика за работой слабого), «помоги соседу» (взаимопроверка); фронтальная проверка; индивидуальная работа воспитателя и ученика; контроль «на доверии».

Дидактическая игра

  1. Числовой ряд «Какое число пропустили?» (на карточках написан ряд из двузначных чисел, некоторые пропущены, дети должны прочитать весь ряд);
  2. Устное лото (звери, еда, школьные принадлежности и т.д.)

Выполнение задания

  1. Домашние задания выполняются учащимися в свободной последовательности, в соответствии со склонностями самих учеников.
  2. Дежурный по самоподготовке проверяет готовность учеников к работе (учебники, тетради, ручки, карандаши, дополнительные материалы и т.д.)
  3. Самостоятельная работа учеников
  4. Индивидуальная помощь учащимся
  5. Контроль над работой детей.
  6. Физкультурная пауза (энергичная музыка, ведущий – один из учеников)

- Упражнение для осанки

- Упражнение на расслабление

- Звуковое дыхание

7. Чтение вслух, фрагментарно, все ученики. Ответы на вопросы по тексту, контроль наполненности ответов

Итог:

  1. Рефлексия:

Получилось у тебя работать самостоятельно? Как ты оценил себя? Какие были трудности? Что было легко?

  1. 1.    Оценка воспитателя:

Аккуратность, внимательность, прилежание, безошибочность и т.д.

Дополнительный материал для учащихся, раньше других выполнивших  домашние задания:

  1. Развивающие игры: пазлы (развивают мелкую моторику рук, внимание и аналитическое мышление), книжки-раскраски (фантазия, художественное воображение, мелкая моторика рук)
  2. Книги – ярко иллюстрированные детские энциклопедии, словари и дополнительная литература, детские журналы и т.д.

Рекомендации: для получения качественного эффекта самоподготовки рекомендую проводит ее в привычной обстановке: в собственном классе, учитывать психофизиологическое состояние каждого ученика, осуществляя тем самым личностно-ориентированный подход к обучению, вводить элемент игровых технологий, использовать прием сказкотерапии. Для создания комфортной психологической обстановки мы оборудовали  класс игровым уголком, где «живут» мягкие игрушки, многие из которых сделаны руками самих детей на кружковых занятиях, лежит мягкий ковер, коробка с фломастерами, цветными карандашами, альбом. Уставший ребенок может сам устроить себе небольшую, обговоренную с воспитателем паузу и поиграть, порисовать. Дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются и лечатся в нашей санаторной школе, требуют к себе еще более повышенного внимания и поиска новых форм обучения и воспитания. Наша работа и состоит в непрерывном поиске, самопознании и самосовершенствовании.


Библиографический список
  1. Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-Петербург. Речь. 2003.
  2. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способов их коррекции на начальном этапе обучения. М., 1989.
  3. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск. 1980.
  4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
  5. Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие познавательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград, 1991

 

 



Все статьи автора «Ключникова Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: