УДК 383.1

ВАРИАТИВНОСТЬ МОДЕЛЕЙ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сартакова Елена Евгеньевна1, Покоев Евгений Романович2
1Томский политехнический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
2Томский политехнический университет, студент группы 2Д33 Института природных ресурсов

Аннотация
В статье анализируется: понятие модели сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений как идеального представления о реальном процессе формирования совокупности организаций, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; а также предлагается систематика моделей сетевого взаимодействия как совокупность соответствующих организационной, управленческой, педагогической классификаций.

Ключевые слова: классификация, модель сетевого взаимодействия, полисетевая школа., сельское образовательное учреждение, систематика


VARIABILITY OF MODELS OF NETWORKING INTERACTION IN RURAL SCHOOLS IN THE PROCESS OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF EDUCATION

Sartakova Elena Evgenievna1, Pokoev Evgeny Romanovich2
1Tomsk Polytechnic University, PhD in History, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language
2Tomsk Polytechnic University, Student, gr.2Д33, Institute of Natural Resources

Abstract
The article analyzes: the concept model of networking rural schools as the ideal picture of the real process of forming set of organizations having common goals, resources to achieve them, and a single point of management; and systematization of network interactive models as a set of the corresponding organizational, administrative, pedagogical classification is offered.

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е., Покоев Е.Р. Вариативность моделей сетевого взаимодействия сельских школ в процессе социокультурной модернизации образования // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3076 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время в рамках сетевой теории появилось множество классификаций понятия модели сетевого взаимодействия ОУ. В многочисленных работах по проблемам сетевого образования (см. вторую главу диссертационного исследования) указывались его модели, виды, типы, группы, варианты. Приведем ряд примеров. Наиболее ранним упоминанием одной из моделей сетевого взаимодействия стала сеть “Федеральные экспериментальные площадки” института под рук. А.И. Адамского [1], который считал, что эффективными условиями модернизации системы образования является отработка …новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

В своих статьях, публичных выступлениях А.И. Адамский выделял и условия сетевого взаимодействия инновационных ОУ России, и так называемые механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия: 1) конкурс культурно-образовательных инициатив “Авторская школа”; 2) система научно-общественной экспертизы; 3) Интернет-сайты площадок и зонтичный сайт “Эврика”, газета, журнал; 4) система региональных учебно-экспертных сессий; 5) система инновационных центров повышения квалификации.
Несколько позднее (уже в рамках реализации Концепции профильного обучения в 2004–2007 гг.) были разработаны, позднее оформлены Методические рекомендации Минобранауки от 04.03.2010 N 03-412 «Об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ», где указывалось, что в условиях однокомплектных и малокомплектных школ в сельской местности и малых городах необходимо организовать «…совместную деятельность образовательных учреждений (организаций), в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений». При этом указывались не модели сетевого взаимодействия, а «варианты…: Вариант I: “социальное партнерство образовательного учреждения”. Вариант 2: «горизонтальная сеть». В этом документе выделялись по нормативно-правовым основаниям и типы сетевого взаимодействия: «школа как сеть» (система социального партнерства одного образовательного учреждения); «школы одного учредителя» (муниципальная сеть профильного обучения); учреждения, принадлежащие разным учредителям. Кроме того, давались рекомендации по организации моделей профильного обучения в различного типа сельских поселениях (модели внутришкольной профилизации, социального партнерства ОУ с вузами, учреждениями дополнительного образования, культуры и др., ресурсными центрами; многопрофильной школы-ступени, дистанционного образования).
Наиболее интересными, на наш взгляд, стали работы Н.Н. Жуковицкой, М.А. Лукомской, несмотря на время их публикации (2008, 2010 г.). Так, в статье Н.Н. Жуковицкой «Модели сетевого взаимодействия ОУ в региональной образовательной системе» [2] указывалось, что существует два варианта стратегического развития ОУ: конкуренция и партнерство. Последнее характерно для сельской местности России. Интерес для системы образования представляют такие формы партнерства, как аутсорсинг и сетевые организации, в основе которых сетевое взаимодействие учреждений, организованное на разных основаниях. Очевидно, вслед за А.М. Цирульниковым автор указывает, что моделями сетевой организации являются ассоциации образовательных учреждений различного вида и направленности. В работе М.А. Лукомской [3] указывались и формы сетевого взаимодействия, и виды сетей (в рамках внутренней и внешней структуры).
Все это обуславливает необходимость уточнения понятия «модель сетевого взаимодействия», а также их классификации. Обратимся к общепедагогической трактовке данного понятия.
Понятие «модель» используется во многих научных направлениях [4]. Это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Если рассмотреть термин «модель сетевого взаимодействия», то его можно охарактеризовать как упрощенное представление о реальном процессе формирования совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.Модели могут быть классифицированы с учетом фактора времени (статистическая и динамическая) и по способу их представлений (материальные модели и информационные). С этой точки зрения, в рамках педагогического исследования, модели, как правило, представленные в виде текстового или символьного описания (информационные) делятся на структурно-функциональные (статистические) и процессуальные (динамические) модели [5].
В настоящее время можно выделить несколько оснований для классификации моделей сетевого взаимодействия: организационная структура, способ управления, направленность совместной деятельности. Все известные модели можно систематизировать по организационным, управленческим, педагогическим основаниям. Однако с точки зрения М.А. Лукомской эта систематика может быть представлена как с внутренней, так и внешней структуры [3].
Наиболее известны и многочисленны так называемые классификации моделей сетевого взаимодействия в рамках внешнего уровня. Приведем данную систематику, составленную по организационному принципу. Сразу оговоримся, что: 1) для сельской местности Сибири характерны практически все указанные модели, выбор которых осуществляется, по словам Н.Н. Жуковицкой, А.М. Цирульникова, только с учетом социокультурных, экономических, демографических, ресурсных особенностей региона или муниципалитета; 2) сам процесс сетевого взаимодействия слабо структурируется, быстро меняется, что обуславливает достаточную условность нашей систематики. Так, созданные под одним цели сети ОУ, зачастую решают совсем другие задачи.
Организационная систематика моделей сетевого взаимодействия ОУ:
А) Основание- степень сетевого взаимодействия (прежде всего, по работам А. А. Пинского [6]): 1) ресурсный центр, включая передвижную учебную лабораторию; 2) ассоциации (школьный округ, образовательный округ, ассоциация образовательных учреждений; 3) комплексные образовательные структуры (учебный комплекс, учебный комбинат)№ 4) школы (школа – учительский дом, индивидуального обучения, начальная школа – детский сад, базовая школа с сетью филиалов, социокультурный комплекс, школа ступеней обучения, профильная школа).
* Б) Основание – гео-экономическая характеристика территории (М. В. Груздев [7]), преимущественные расселенческие структуры (находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции), принцип развития социокультурной сферы; включает следующие сети, учитывающие особенности расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация); финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность); организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс); особенности управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями); инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).
В) Основание- организационная форма (АПКиПРО): ядерная, узловая, сотовая, ступенчатая.
Г) Основание -организационное оформление сетевого взаимодействия ОУ (А.М. Моисеев [10]):
– спонтанные, не структурированные связи в едином ценностно-смысловом поле;
– внутренние сети, имеющие как иерархические, так и горизонтальные связи;
– динамические сети, возникающие усилиями некоторого «системного интегратора», держащиеся на договорных началах и решающие конкретные задачи;
– динамические сети с разнотипными ресурсными узлами.
Управленческая систематика моделей сетевого взаимодействия
В условиях сельской местности все эти сети представлены в рамках полисетевых образовательных организаций, которые включают следующие уровни сетевого взаимодействия: внутрифилиальные, внутришкольные, поселенческие, муниципальные, региональные, федеральные и др. Цель такого множественного взаимодействия – создание условий для реализации различных элементов образовательных программ для разных групп обучающихся, а также ресурное обеспечение этих программ. Исходя из этого положения и формируется управленческая систематика. В чистом виде она практически не представлена в сельской школе, которая осуществляет множественные коммуникации. Мы рассмотрим только «чистые» модели, предметом которых является вопрос гармонизации двух режимов, в которых сеть существует (функционирование и развитие). Все, что связано с поддержанием нормального, стабильного режима функционирования, управляется через вертикальные связи: вопросы финансово-хозяйственной дисциплины, грамотное распределение государственных средств, охрана жизни и здоровья детей, ведение школьной документации, отчетность, контроль за выполнением государственных стандартов образования на ключевых переходных этапах образования.
Использование механизма сетевого взаимодействия может влиять на целостный характер социокультурого пространства села (Я. Ястребова, 2009). К основным управленческим моделям сетевого взаимодействия относятся: адаптивная модель; модель использования внешних ресурсов; ситуационная модель; модель партнерских взаимоотношений; модель сетевого взаимодействия.
Можно выделить следующие направления сетевого взаимодействия ОУ, которые можно соотнести с ведущими моделями: проведение образовательных событий регионального, федерального масштаба для определения направлений, задач и участников развития образования; поддержка авторских проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях по изменению качества образования; создание открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок; разработка и реализация сетевых проектов, программ для разных групп учащихся по разным предметам и уровням обучения; создание структур поддержки сетевых форм организации образования.
Выделяется несколько уровней сетевого взаимодействия:
1. Уровень информации, когда образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними настроены действенные информационные потоки.
2. Уровень распределения обязанностей предусматривает сохранение полного разнообразия субъектов социокультурного пространства их направленность на удовлетворение разных образовательных потребностей граждан.
3. Уровень формирования социокультурной нормы. На этом уровне образовательные учреждения договариваются об общих социально-ценностных критериях оценки эффективности собственной деятельности в социокультурном пространстве села (к примеру, культурный уровень, патриотизм, ценностное отношение воспитанников к месту жительства и т. п.).
4. Уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями; реализуется тогда, когда в заведениях сети появляются общие ресурсы разных типов (общая сетевая библиотека, кадры, финансы и т. п.).
5. Уровень реализации образовательной программы. При таком уровне взаимодействия, сеть обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной программы: учащийся сочетает обучение в разных типах учебных заведений основного и дополнительного образования, организация досуга обеспечивается различными культурными учреждениями и т. п.
Каждой модели соответствует определенная организационная структура направления деятельности и уровень сетевого взаимодействия.
Педагогическая систематика моделей сетевого взаимодействия
С точки зрения содержания педагогического процесса можно выделить следующие группы сетевого взаимодействия ОУ: с целью создания условий для социализации сельских школьников, решающих задачи развития одаренных детей, реализации сетевых образовательных программ общего образования, сетевые объединения специалистов профессионального образования (см. табл. 1).
Таблица 1 – Систематика социально-педагогических моделей сетевого взаимодействия сельских ОУ

Основания

Название группы

Модели сетевого взаимодействия
сельских ОУ

Формы реального сетевого взаимодействия

Формы сетевого сообщества

Сетевое взаимо-действие с
целью формирования условий для социализа-ции сельских школьников

Сетевые объединения ОУ с
целью создания условий для социализации сельских школьников

- Сетевые объединения, обеспечивающие форми­рование гражданской
идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества;

- сетевые объединения, обеспечивающие успешную социализацию детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- сетевые объединения, обеспечивающие успешную социализацию
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- модели организации системы отдыха, оздоровления и временной
занятости детей;

- сетевые объединения, организующие для детей образовательные услуги исследовательской,
инженерной, технической, конструкторской направленности;

- сетевые объединения, реализующие модели формирования культуры безопасного
образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся

- Сетевое взаимодействие центров гражданского воспитания;

- сетевое взаимодействие центров трудового воспитания;

- модели сетевого взаимодействия ООУ и УДОД, обеспечивающих современное
качество формирования личностных, социальных качеств (в том числе и для детей
с ОВЗ, ООП);

- сетевые объединения ОУ, детских домов, приютов и др., обеспечивающих
успешную социализацию детей сирот;

- сетевые объединения детских лагерей;

- сетевые объединения школ, музеев, библиотек, семей, учреждений социальной
сферы, ПМПК, психологических центров и др.

- Модели сетевых сообществ;

- модели сетевых объединений школьников

Развитие
одаренных детей
Модели
сетевого взаимодействия образова­тельных уч­реждений, решающих задачи развития
одаренных детей

Центры поддержки одаренных детей

- Предметные школы при ресурсных центрах, базовых школах, вузах и др.;

- профильные школы и центры при ресурсных центрах, базовых школах,
вузах и др.;

- центры при крупных университетах и дис­танционные школы при
национальных иссле­довательских университетах

- Предметные школы при ресурсных центрах, базовых школах, вузах и др.;

- дистанционные профильные школы и центры при ресурсных центрах,
базовых школах, вузах и др.;

- учебные порталы

Профессиоальное взаимодействие
педагогов

Сетевое объединение
специалистов професси­онального образования

- Профессиональные объединения
педагогов в рамках школ-комплексов, учебно-методических округов;

- профессиональные объединения
педагогов на базе ресурсного (ресурсно-методического) центра;

- профессиональные объединения
педагогов в рамках муниципалитетов;

- профессиональные объединения
педагогов в рамках региональной образовательной системы;

- профессиональные объединения
педагогов на базе центров повышения квалификации, на базах вузов

- Школы молодого учителя, директора, завуча;

- объединения педагогов-новаторов;

- ассоциации заслуженных учителей;

- краевые (областные) ассоциации учителей, администраторов различного
вида;

- проектные группы;

- группы научно-методического сопровождения реализации проекта

- Модели сетевых профессиональных сообществ;

- модели сетевых объединений педагогов;

- Открытый класс;

- Campus.ru;

- PedSovet.org;

- сеть творческих учителей;

- сеть исследовательских лабораторий;

- Сообщество творческих учителей;

- Научная школа Хуторского;

- Интергуру;

- RusEdu;

- Общероссийское педагогическое экспертное Интерн

Реализация общеобразовательных
программ

Сетевое взаимодействие ОУ
с целью реализации сетевых образователь-ных программ общего образования

- Модели сетевых школ;

- модели сетевых объединений

- Уровень ОУ:

национально-образовательный социокультурный комплекс,
учебно-воспитательный комплекс (УВК); базовая (опорная) школа с сетью
филиалов; профильная сельская школа; школы-ступени;

- уровень МОС, РОС:

ассоциация ОУ, образовательные округа, муниципальные образовательные
сети профильного обучения, сети образовательных учреждений периода Комплексного
проекта модернизации образования, педагогических ассоциации и др.

- Диадное онлайн-обучение;

- обучение в сети социальных отношений, сетевой школе

- сетевые дистанционные
предметные объединения школьников

При этом выделяются инвариантная и вариативные социально-педагогические модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Исходя из класса модернизационных задач образования, которые может решать сетевое взаимодействие сельских ОУ, приведем матрицу его структурного оформления и форм (см. табл. 2).
Таблица 2 -Целеполагание, структурное оформление и формы сетевого взаимодействия.

Цели
сетевого взаимодействия

Задачи

Организацион-ная
структура сети

Форма
сетевого взаимодействия

Прецеденты

Развитие профессионального сообщества Поддержка субъектов с одной
профессиональной «верой» и миссией;

научно-методическое,
кадровое, технологическое обеспечение становящихся практик;

распространение
инновационных разработок путем создания открытых форм в СПК

Спонтанные не структурирован-ные
сети;

сети с наличием иерархических
и горизонтальных связей, действующих в единой целевой рамке (внутренние);

динамические сети;

-
Сетевые программы ПК

- сетевые образовательные
события

Сетевые программы ПК (Красноярск
Томск, Карелия);Ассоциация музейной педагогики;

Ассоциация вальдорфских
школ

Реализация принципа повышения
доступности образовательных услуг
- Объединение учреждений образования
и социальной сферы для разработки комплексных проектов и программ развития
территории;- соорганизация ресурсов;

- создание стратегии
развития образовательной системы

Внутренние сети Сетевые образовательные программы
для учащихся;

сетевые программы ПК

Региональные модели профильного
обучения;

модели образовательных
округов, ресурсные центры;

социокультурные проекты
Ассоциации сельских школ (Красноярский край)

Реализация принципа повышения
качества образовательных услуг
Построение образовательных форм,
обеспечивающих формирование и реализацию индивидуального образовательного заказа
Динамические сети Сетевые структуры / организации;

сетевые образовательные программы

Сетевой институт управления (Красноярск);

Образовательный консорциум
(Ижевск)

Организационное обеспечение Придание легитимности деятельности
альтернативных и инновационных школ;ресурсная поддержка не ОУ, а проектов и программ, субъектами
которых является сеть ОУ;внедрение форм общественно-государственного управления
Стратегический и координирующий
орган + равномощные узлы (динамические сети), действующие в единой ценностной
рамке
Сетевые структуры, в деятельности
которых запущены и сетевые образовательные программы, и проекты, события,
эксперименталь-ные, аналитические, исследовательские
Фонд развития образования (Карелия);

Институт образовательной
политики «Эврика» (Москва)

В практике общего образования в ряде регионов Сибири стали появляться сетевые организации, как правило, имеющие форму автономных некоммерческих организаций, некоммерческих ассоциаций, фондов, товариществ. В деятельности этих организаций переплетены все представленные выше формы сетевого взаимодействия, которые реализуются за счет координации усилий членов-партнеров самой сетевой организации (например, пилотных площадок, школ-лабораторий и т. д.) и представителей других сетевых организаций или организованностей. Особенно характерно для Сибирского Федерального округа появление такой мультисетевой модели образовательного учреждения, которая зачастую вынужденно включается и в работу образовательного, школьного округов, будучи школой – комплексом (или сельским социокультукным комплексом), реализующая весь комплекс возможных вариативных образовательных услуг (включая и воспитательные). Эти ОУ зачастую включаются в многочисленные сети (до 20 сетей), включая профессиональные объединения педагогов, имеют дистанционное образование. Такие мультисетевые ОУ на селе и будут являться единицами сетевой современной вариативной модели образования Сибири и России в целом.
Выявление методологических оснований, ведущих идей управления сетевым взаимодействием сельских ОУ Сибири, установление систематики социально-педагогических его ведущих моделей стали основой для обоснования методик его формирования.


Библиографический список
  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] /
    А. И. Адамский // Управление школой : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
  2. Жуковицкая, Н. Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной
    образовательной системе
     [Текст] / Н. Н. Жуковицкая // Известия Российского государственного
    педагогического университета им. А.И. Герцена
    . – 2008. – № 73 (1). – С. 205–209. – Научный руководитель О. Е. Лебедев.
  3. Лукомская, М. А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы [Электронный ресурс] // Философия образования. – 2010. – № 3 – Режим доступа : http://www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=120689
  4. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и …неопределенность [Текст] / А. Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2004. – С. 65–93.
  5. Жуков, А. П. Организационный механизм формирования систем управления муниципальными образованиями [Текст] : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 8.00.05 / А. П. Жуков ; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. –
    Москва, 2012.
  6. Пинский, А. А. Рекомендации по оганизации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) ри введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего бразования [Текст] : сб. приказов и инструкций М-ва образования и науки РФ /А. А. Пинский, А. Г. Каспаржак, К. Г. Митрофанов
    // Профильное обучение ; М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : росвещение, 2004. – Ч. 1. – Темат. прилл. к журн. Вестник образования. – 2004.  № 4. – С. 39–54.
  7. Груздев, М. В. Формирование бразовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед.
    наук : 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  8. Моисеев, А. М. Основы стратегического правления школой [Текст] : учеб. пособие / А. М. Моисеев,
    О. М. Моисеева. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 56 с.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: