УДК 37.013

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Мошкин Владимир Николаевич1, Кащеев Дмитрий Викторович2
1Алтайская академия экономики и права, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры
2Алтайская академия экономики и права, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования юношей и девушек изложены эмпирические данные о процессе формирования физической культуры, о развитии нравственной составляющей культуры безопасности студентов. Проведенный анализ фактических данных о состоянии массовой педагогической практики не выявил статистически значимых признаков влияния занятий физической культурой на нравственную готовность юношей и девушек к обеспечению безопасности.

Ключевые слова: гендерные особенности, девушки, культура безопасности, нравственная подготовка, признаки взаимосвязи, студенты, факторы, физическая культура, юноши


GENDER CHARACTERISTICS OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING ON THE MORAL TRAINING OF STUDENTS TO SAFETY

Moshkin Vladimir Nikolaevich1, Kashcheev Dmitriy Viktorovich2
1Altai Academy of Economics and Law, Doctor of Education, Professor, Department of Physical Education
2Altai Academy of Economics and Law, Ph.D., Associate Professor, Department of Physical Education

Abstract
On the basis of the survey of young people presented empirical data on the process of formation of physical training, the development of the moral component of safety culture students. Analysis of actual data on the state of mass pedagogical practice showed no statistically significant evidence of the influence of physical training on moral readiness of boys and girls to security.

Keywords: boys, factors, gender-sensitive, girls, moral education, physical training, safety culture, students, symptoms relationship


Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н., Кащеев Д.В. Гендерные особенности влияния физической культуры на нравственную подготовку студентов к обеспечению безопасности // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3084 (дата обращения: 01.10.2017).

Воспитание готовности студентов к профилактике влияния вредных и опасных факторов жизнедеятельности, к осуществлению безопасной жизнедеятельности происходит при усвоении культуры безопасности, в состав которой входит нравственный компонент. В ряде публикаций по проблемам физического воспитания студентов нами изложены теоретические выводы о влиянии  физической культуры на готовность студентов к обеспечению безопасности [1, 2, 3, 4]. На основе эмпирических данных ранее нами опубликованы выводы о влиянии физической культуры на мировоззренческую и психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности [5, 6, 7, 8], раскрыты некоторые аспекты влияния физической культуры на нравственную готовность студентов к безопасной жизнедеятельности [9].  Тем не менее, в настоящее время к наименее изученным в педагогической науке относится проблема факторов, оказывающих влияние на подготовку молодежи к безопасной жизнедеятельности. В связи с этим на основе анализа результатов анкетирования студентов изложим результаты изучения эмпирических признаков гендерных особенностей влияния физической культуры на нравственную подготовку студентов к обеспечению безопасности.

При анкетировании в декабре2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (488 девушек и 411 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов ААЭП. При опросе была использована анкета, включавшая 32 вопроса закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов, предлагалось выбрать один вариант ответа из трех («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты. Во второй части анкеты, состоящей из 12 вопросов, предлагалось выбрать вариант ответа из 6, предложенных по поводу утверждений анкеты. В использованную анкету входили утверждения, направленные  на выяснение отношения студентов к некоторым аспектам обеспечения безопасности (1-20 вопросы), отдельных характеристик занятий студентов физической культурой (21-32 вопросы). Ответы по поводу утверждения 4 дали возможность выяснить некоторые свойства нравственной готовности студентов к обеспечению безопасности. В изложенных далее фактических данных приводятся как дословные, так и сокращенные варианты утверждений и вопросов анкеты. В связи с этим приведем полные формулировки утверждений и вопросов анкеты (в списках ниже упущен вариант ответа «Затрудняюсь ответить»), на основе которых подготовлена настоящая статья.

4. Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1. Да.

2. Нет.

25. Как вы оцениваете выполнение физических упражнений на занятиях по физкультуре в ААЭП? Если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия.

1. Все упражнения полезны.

2. Более половины упражнений  полезны.

3. Половина упражнений полезны.

4. Некоторые упражнения полезны.

5. Все упражнения бесполезны.

26. Как часто преподаватели беседуют со студентами на занятиях по физкультуре в ААЭП? Если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия.

1. На всех занятиях.

2. На большинстве занятий.

3. На половине занятий.

4. На некоторых занятиях.

5. На занятиях беседы не проводятся.

27. Как вы оцениваете информацию и беседы преподавателя на занятиях по физкультуре в ААЭП? Если занимаетесь в спортивной секции, оцените беседы на этих занятиях.

1. Все беседы полезны.

2. Более половины беседы полезны.

3. Половина бесед полезна.

4. Некоторые беседы полезны.

5. Все беседы бесполезны.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что нравственная составляющая культуры безопасности наряду с прочими элементами включает убеждения: я хороший, заслуживаю не меньшей безопасности, чем окружающие люди; меня окружает много хороших людей, можно рассчитывать на помощь и поддержку окружающих людей; иногда встречаются недобрые люди, но ко всем людям надо относиться открыто; пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный. Опубликованное ранее эмпирическое исследование не обнаружило признаков влияния физической культуры на нравственную готовность студентов к обеспечению безопасности [9]. При этом не подвергались изучению эмпирические данные для выяснения наличия или отсутствия признаков влияния уровня реализации стимулирующей, развивающей функций занятий физической культурой, влияния форм и методов воспитания при проведений занятий на нравственную готовность студентов к обеспечению безопасности. Именно эти эмпирические данные впервые представлены и проанализированы нами в настоящей публикации.

Прежде всего выясним, имеются ли отличия во взглядах юношей и девушек, студентов 1, 2, 3 курсов на нравственные аспекты безопасности. На основе результатов анкетирования выясняем, что процентная доля придерживающихся позитивной оценки возможности получить помощь от других людей среди юношей (56% от опрошенных юношей) и девушек (60% от числа опрошенных студенток) примерно равна. Оказалось, что процентная доля студентов, придерживающихся позитивной оценки возможности получить помощь от других людей, незначительно сокращается от 1 курса к 3 курсу: 61% (1 курс), 58% (2 курс), 55%  (3 курс).

Статистические данные о соотношении ответов по поводу занятий физической культурой  и мнений студентов о нравственных аспектах безопасности представлены далее в таблицах 1-6. В этих таблицах результаты математической обработки результатов анкетирования сгруппированы следующим образом. В правых вертикальных столбцах (2-7) содержатся данные о том, как студенты, согласные с включенными в верхние части столбцов положениями, относятся к другим утверждениям, содержащимися в левых частях (столбец 1) горизонтальных строк таблицы (включают данные об ответах опрошенных по поводу утверждения анкеты о нравственном аспекте безопасности).

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи уровня реализации стимулирующей и развивающей функций физических упражнений и нравственных взглядов девушек в области безопасности. Данные о соотношении ответов студенток по поводу утверждений 25, 4 представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Соотношение ответов девушек на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 25

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все упражнения бесполезны Некоторые упражнения полезны. Половина упражнений полезна Более половины упражнений  полезны Все упражнения полезны 1
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1

5

23

34

51

179

2

Нет

0

4

19

21

30

89

3

Затрудняюсь ответить

1

0

0

4

8

19

4

ИТОГО:

2

9

42

59

89

287

5

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все упражнения бесполезны Некоторые упражнения полезны. Половина упражнений полезна Более половины упражнений  полезны Все упражнения полезны 6
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

50%

56%

55%

58%

57%

62%

7

Нет

0%

44%

45%

36%

34%

31%

8

Затрудняюсь ответить

50%

0%

0%

7%

9%

7%

9

1 2 3 4 5 6 7

Как следует из таблицы 1, процентная доля студенток, придерживающихся позитивной нравственной позиции по вопросам безопасности, незначительно отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о полезности упражнений на занятиях по физкультуре (от 55% до 62%). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье воспользуемся сервисом автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий используем данные в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 5, 4, и 179, 89 соответственно; здесь и далее использованы данные столбцов таблицы, в которых содержатся сведения о максимально высокой и максимально низкой оценках студентами характеристик занятий по физической культуре) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 0.679, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью студенток к обеспечению безопасности.

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи уровня реализации стимулирующей и развивающей функций физических упражнений и нравственных взглядов юношей в области безопасности. Данные о соотношении ответов юношей по поводу утверждений 25, 4 представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Соотношение ответов юношей на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 25

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все упражнения бесполезны Некоторые упражнения полезны. Половина упражнений полезна Более половины упражнений  полезны Все упражнения полезны 1
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1

8

17

36

53

117

2

Нет

0

2

19

21

33

88

3

Затрудняюсь ответить

0

1

1

4

2

8

4

ИТОГО:

1

11

37

61

88

213

5

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все упражнения бесполезны Некоторые упражнения полезны. Половина упражнений полезна Более половины упражнений  полезны Все упражнения полезны 6
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

100%

73% 46% 59% 60% 55%

7

Нет

0%

18%

51%

34%

38%

41%

8

Затрудняюсь ответить

0%

9%

3%

7%

2%

4%

9

1 2 3 4 5 6 7

Из таблицы 2 следует, что процентная доля юношей, придерживающихся позитивной нравственной позиции по вопросам безопасности, отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о полезности упражнений на занятиях по физкультуре (от 73% до 46%). Среди юношей, высоко оценивающих практическую пользу физических упражнений (все упражнения полезны), придерживаются позитивного нравственного мнения о безопасности 55%, в то время как среди юношей, утверждающих о бесполезности всех упражнений, в анкете отметили позитивный вариант ответа о нравственных аспектах безопасности 73% студентов. Из этих данных мы можем лишь предположить о наличии негативного влияния высокой оценки полезности упражнений на нравственную позицию юношей. Отсюда следует, что не выявлено признаков позитивного влияния практической направленности упражнений на нравственную подготовку студентов к безопасности. Тем не менее, для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 8, 2 и 117, 88  соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.547, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Что касается данных столбцов 3, 4 (строки 2, 3, в которых различия процентных долей наибольшее), выясняем, что эмпирическое значение φ* 1.955 также находится в зоне незначимости. Таким образом, в данном случае также нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью юношей к обеспечению безопасности.

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи бесед преподавателей на занятиях по физической культуре и нравственных взглядов девушек в области безопасности. Данные о соотношении ответов студенток по поводу утверждений 26, 4 представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Соотношение ответов девушек на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 26

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить На занятиях беседы не проводятся Преподаватели беседуют на некоторых занятиях Преподаватели беседуют на половине занятий Преподаватели беседуют на большинстве занятий. Преподаватели беседуют на всех занятиях 1
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1

14

43

30

101

104

2

Нет

1

4

27

21

56

54

3

Затрудняюсь ответить

1

1

3

2

13

12

4

ИТОГО:

3

19

73

53

170

170

5

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить На занятиях беседы не проводятся Преподаватели беседуют на некоторых занятиях Преподаватели беседуют на половине занятий Преподаватели беседуют на большинстве занятий. Преподаватели беседуют на всех занятиях 6
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

33%

74%

59%

57%

59%

61%

7

Нет

33%

21%

37%

40%

33%

32%

8

Затрудняюсь ответить

33%

5%

4%

4%

8%

7%

9

1 2 3 4 5 6 7 10

Из таблицы 3 следует, что процентная доля девушек, придерживающихся позитивной нравственной позиции по вопросам безопасности, несколько отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о том, как часто проводятся беседы на занятиях по физкультуре (от 74% до 57%). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 14, 4 и 104, 54  соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.077, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью студенток к обеспечению безопасности.

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи бесед преподавателей на занятиях по физической культуре и нравственных взглядов юношей в области безопасности. Данные о соотношении ответов юношей по поводу утверждений 26, 4 представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Соотношение ответов юношей на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 26

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить На занятиях беседы не проводятся Преподаватели беседуют на некоторых занятиях Преподаватели беседуют на половине занятий Преподаватели беседуют на большинстве занятий. Преподаватели беседуют на всех занятиях 1
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1

13

41

26

83

68

2

Нет

0

6

30

11

58

58

3

Затрудняюсь ответить

1

1

3

1

5

6

4

ИТОГО:

2

20

74

38

146

132

5

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить На занятиях беседы не проводятся Преподаватели беседуют на некоторых занятиях Преподаватели беседуют на половине занятий Преподаватели беседуют на большинстве занятий. Преподаватели беседуют на всех занятиях 6
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

50%

65%

55%

68%

57%

52%

7

Нет

0%

30%

41%

29%

40%

44%

8

Затрудняюсь ответить

50%

5%

4%

3%

3%

5%

9

1 2 3 4 5 6 7

Из таблицы 4 следует, что процентная доля юношей, придерживающихся позитивной нравственной позиции по вопросам безопасности, несколько отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о том, как часто проводятся беседы на занятиях по физкультуре (от 52% до 68%). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 13, 6 и 68, 58  соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.207, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью юношей к обеспечению безопасности.

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи уровня реализации стимулирующей и развивающей функций бесед преподавателей на занятиях по физической культуре и нравственных взглядов девушек в области безопасности. Данные о соотношении ответов студенток по поводу утверждений 27, 4 представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Соотношение ответов девушек на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 27

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все беседы бесполезны. Некоторые беседы полезны Половина бесед полезна Более половины беседы полезны Все беседы полезны 1
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1

9

32

23

75

153

2

Нет

1

8

21

23

38

72

3

Затрудняюсь ответить

1

0

2

2

10

17

4

ИТОГО:

3

17

55

48

123

242

5

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все беседы бесполезны. Некоторые беседы полезны Половина бесед полезна Более половины беседы полезны Все беседы полезны 6
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

33%

53%

58%

48%

61%

63%

7

Нет

33%

47%

38%

48%

31%

30%

8

Затрудняюсь ответить

33%

0%

4%

4%

8%

7%

9

1 2 3 4 5 6 7 10

Из таблицы 5 следует, что процентная доля девушек, придерживающихся позитивной нравственной позиции по вопросам безопасности, несколько отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о том, как часто беседы полезны на занятиях по физкультуре (от 48% до 63%). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 9, 8 и 153, 72  соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.232, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью студенток к обеспечению безопасности.

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи уровня реализации стимулирующей и развивающей функций бесед преподавателей на занятиях по физической культуре и нравственных взглядов юношей в области безопасности. Данные о соотношении ответов юношей по поводу утверждений 27, 4 представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Соотношение ответов юношей на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 27

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все беседы бесполезны. Некоторые беседы полезны Половина бесед полезна Более половины беседы полезны Все беседы полезны 1
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

1

5

29

33

56

108

2

Нет

0

4

30

20

47

62

3

Затрудняюсь ответить

2

0

2

1

5

7

4

ИТОГО:

3

9

61

54

108

177

5

Утверждения, варианты ответов

Затрудняюсь ответить Все беседы бесполезны. Некоторые беседы полезны Половина бесед полезна Более половины беседы полезны Все беседы полезны 6
 Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

33%

56%

48%

61%

52%

61%

7

Нет

0%

44%

49%

37%

44%

35%

8

Затрудняюсь ответить

67%

0%

3%

2%

5%

4%

9

1 2 3 4 5 6 7

Из таблицы 6 следует, что процентная доля юношей, придерживающихся позитивной нравственной позиции по вопросам безопасности, несколько отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о том, как часто беседы полезны на занятиях по физкультуре (от 48% до 61%). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 5, 4 и 108, 62  соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 0.471, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью юношей к обеспечению безопасности.

Подводя итоги анализа эмпирических данных о гендерных особенностях влияния физической культуры на нравственную подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности, сформулируем основные выводы. Проведенное анкетирование не выявило в массовой педагогической практике признаков гендерных отличий влияния физической культуры на  нравственные взгляды студентов в области безопасности. Более того, не выявлено статистически значимых признаков влияния занятий физической культурой на нравственную готовность юношей и девушек к обеспечению безопасности:

- уровня реализации стимулирующей и развивающей функций физических упражнений;

- периодичности (частоты) бесед преподавателей со студентами на занятиях по физической культуре;

- уровня реализации стимулирующей и развивающей функций бесед преподавателей на занятиях по физической культуре.

В завершение статьи назовем возможные причины отрицательного результата в поиске признаков влияния факторов физической культуры на нравственную готовность юношей и девушек к безопасной жизнедеятельности. Не исключено, что физическая культура оказывает влияние на иные компоненты нравственной готовности к безопасности (не получившие отражения в использованной нами анкете). Возможно, на нравственную составляющую культуры безопасности студентов влияют иные характеристики занятий по физической культуре (не включенные в настоящую анкету). Для проверки данного предположения необходимо разрабатывать и использовать новые тесты, анкеты, формы для экспертной оценки, материалы для формирующего педагогического эксперимента  и т.д. Результаты применения такого рода средств эмпирических исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1. Мошкин В.Н. Исследование целей формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания/ В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html. – (Дата обращения: 1.08.2014).
  2. Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании физического воспитания студентов/ В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html. – (Дата обращения: 1.08.2014).
  3. Мошкин В.Н. Формирование культуры безопасности студентов как функция физического воспитания / В.Н. Мошкин // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html  – (Дата обращения: 1.08.2014).
  4. Мошкин В.Н. Средства формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания / В.Н. Мошкин, А.Н. Елизаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html  – (Дата обращения: 1.08.2014).
  5. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор мировоззренческой подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Овчаров В.В. // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
  6. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор психологической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
  7. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на мировоззренческую подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
  8. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности  / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
  9. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 45-55.


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: