УДК 378.1; 371.3

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА: ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДО ПРОДУКТОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Козырева Ольга Анатольевна
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Аннотация
В статье описывается возможность и специфика формирования культуры самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования как приоритете государственной политики в реализации идей гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и гибкости, состоятельности практики и объективности оценки результатов педагогического процесса.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы педагога, технология системно-педагогического моделирования


THE SELF-DEPENDING LIVING ACTIVITIES CULTURE OF A TEACHERS: FROM DEFINITIONS TO PRODUCTS OF SELF-REALIZATIONS

Kozyreva Olga Anatolievna
Novokuznetsk filial-institute of Kemerovo State University
Candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics associated professor of the department of Pedagogics

Abstract
The article is an analysis of a nuance and features forming a self-depending living activities culture by teachers in system of educations transformed ideas of productive and humanistic pedagogics.

Keywords: self-depending living activities culture by teachers, system pedagogical interactions technology


Библиографическая ссылка на статью:
Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3166 (дата обращения: 14.07.2023).

Культура самостоятельной работы – понятие полидефинитное, его уникальность определяется качеством продуцирования ценностей, благ, средств, ресурсов и прочих антропологически  обусловленных материальных и идеальных объектов, непосредственно связанных с ведущей деятельностью личности, включенной в процесс самоидентификации, социализации, самореализации и самосовершенствования.

Нас будет интересовать культура самостоятельной работы педагога, предопределяющая формирование различных профессионально-педагогических новообразований и продуктов (достижений) в структуре постановки и верификации качества решения педагогических задач, осуществляемых в ресурсах использования RP-технологии педагогического взаимодействия и технологии системно-педагогического моделирования.

Технология системно-педагогического моделирования – педагогическая технология, обеспечивающая уровневую подготовку педагога к постановке, модификации, оптимизации и решению противоречий и задач профессионально-педагогической деятельности в ресурсах микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений, способов и условий самореализации и самосовершенствования, взаимодействия и  социализации личности в структуре ведущей деятельности и общения.

RP-технология педагогического взаимодействия – педагогическая технология, предопределяющая уровневое построение  формирования знаний, умений, навыков, компетенций, располагающая к оптимальному поиску методов и средств перехода от репродуктивного обучения к продуктивному. Один из вариантов построения RP-технологии педагогического взаимодействия: 1) R-уровень: контрольные вопросы, дидактические тесты, 2) P-уровень: решение занимательных задач, моделирование рефератов, творческих проектов, электронных учебников, программ обучения и пр.

Для обеспечения качественного результата профессионально-педагогического исследования мы будем использовать знание современной педагогической методологии в ресурсах полисистемного и мультисредового подходов.

Полисистемный подход  – это методологический подход, определяющий возможность и качество, специфику и многовариативность детерминации и использования способов, средств, методов, условий и ресурсов педагогического взаимодействия,  предопределяющих оптимальность и состоятельность теории и практики, акмеверификацию и здоровьесбережение в полисубъектных и межгрупповых отношениях, построенных в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и условиями нормального распределения способностей и предпочтений личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.

Мультисредовый подход – это методологический подход, являющийся частью полисистемного подхода, определяющий и объясняющий результат и возможности становления  личности в структуре социальных и профессиональных отношений, продуктах самодетерминации и самореализации, самосовершенствования и саморазвития. Мультисреда – многослойная оболочка (поле смыслов, ценностей, целей, противоречий и пр.), где личность является центром и результатом всех преобразований.

В структуре изучения возможности и качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога были использованы различные формы изучения специфики  и возможностей организации научной и научно-педагогической работы:

- научно-практические конференции студентов (общефакультетские, региональные, межрегиональные, Всероссийские, Международные);

- ежегодная заочная научно-практическая конференция обучающихся «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Работа с обучающимися в структуре заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» была отражена в дипломах 1, 2, 3 степени:

- в 2012/2013 учебном году (399 чел.);

- в 2013/2014 учебном году (289 чел.).

В структуре подготовки будущих педагогов различных специальностей с 2000 года были проведены следующие заочные научно-практические конференции студентов:

до 2007 года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Проблемы современной теории и практики воспитания», 42/33 чел.
  • «Проблемы современного воспитательно-образовательного пространства», 42/34 чел. (рефераты), 42/6 чел. (рецензии)
  • «Психолого-педагогическая антропология: историко-инновационный анализ», 40/3 чел.
  • «Проблемы психолого-педагогической антропологии в XXI веке», 40/ 18 чел.
  • «Организация воспитательной работы в школе», 15/3 чел.
  • «Психолого-педагогическая поддержка учащегося в системе среднего полного образования», 8/3 чел.
  • «Уровневое обучение в системе образования» , 189/64 чел.
  • «Профориентология: программно-педагогическое обеспечение», 64/27 чел.
  • «Проблемы социальной педагогики в современном социокультурном континууме», 65/19 чел.
  • «Проблемы теории и методики воспитания в современном социокультурном пространстве», 62/25 чел.
  • «Уровневое обучение в системе высшего профессионального образования», 34/3 чел.
  • «Психолого-педагогическая поддержка в системе среднего образования», 34/22 чел.
  • «Профориентология: программно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение», 63/60 чел.
  • «Проблемы психолого-педагогического обеспечения социально-педагогического взаимодействия в системе среднего полного и среднего профессионального образования», 63/32 чел.
  • «Моделирование элективных курсов и психолого-педагогических средств поддержки обучающихся», 8/3 чел.

2007/2008 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Психолого-педагогическая антропология: историко-инновационный анализ», 42/40 чел.
  • «Моделирование в теории обучения», 42/7 чел.
  • «Моделирование в теории воспитания», 110/29 чел.
  • «Психолого-педагогическая антропология и информатизация образовательного пространства», 42/25 чел.

2008/2009 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 20/3 чел.
  • «Проблемы теории и практики управления современной школой», 67/17 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 67/30 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 75/ 22 чел.

2009/2010 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 86/47 чел.
  • «Классный час в структуре воспитательной работы средней школы» , 210/18 чел.
  • «Проблемы современной педагогической науки: XXI век», 190/31 чел.
  •  «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 78/37 чел.
  • «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 78/6 чел.
  • «Проблемы теории и практики специальной педагогики», 48/4 чел.
  •  «Проблемы теории и практики управления современной школой», 29/4 чел.
  • «Проблемы воспитания в современном образовательном пространстве», 63/10 чел.
  • «Проблемы обучения в современном образовательном пространстве», 63/7 чел.
  •  «Классный час в структуре воспитательной работы современной школы», 55/17 чел.
  • «Электронные учебники в структуре изучения дисциплины “История педагогики и образования”», 94/32 чел.
  • «Проблемы воспитания, обучения и социализации в современном образовательном пространстве», 33 / 9 чел.

2010/2011 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 49/22 чел.
  • «Классный час в структуре воспитательной работы средней школы», 49/17 чел.
  • «Проблемы современной педагогической науки: XXI век», 49/5 чел.
  •  «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 78/32 чел.
  • «Проблемы теории и практики социальной педагогики»,  78/32 чел.
  • «Проблемы теории и практики специальной педагогики», 72/30 чел.
  •  «Проблемы теории и практики управления современной школой», 29/15 чел.
  • «Проблемы воспитания в современном образовательном пространстве», 61/9 чел.
  • «Электронные учебники в структуре изучения дисциплины “История педагогики и образования”», 82/12 чел.
  •  «Проблемы обучения в современном образовательном пространстве», 52/3 чел.
  • «Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре воспитательной работы современной школы»:

-          «Профессионально-педагогический кейс  и возможности  самореализации педагога», 78/32 чел.

  •  «Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре воспитательной работы современной школы» :

-          «Паспорт школы как модель организационно-педагогической структуры учебного заведения», 29/15 чел.

-          «История школы и ее модель в профессионально-педагогической презентации  учебного заведения», 83/14 чел.

2011/2012 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 39/28 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 75/48 чел.
  • «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 75/50 чел.
  •  «Проблемы теории и практики управления современной школой»,  15/12 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 25/16 чел.

2012/2013 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 40/40 чел.
  • «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 142/104 чел.
  • «Специфика и проблемы современной педагогической науки и практики», 35/31 чел.
  •  «Предметно-педагогические презентации в теории управления  образовательными системами», 15/11 чел.
  • «Предметно-педагогические презентации как формы и средства наглядности в теории управления образовательными системами», 35/27 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура в структуре моделирования профессионально-педагогических кейсов педагога по физической культуре», 48/25 чел.
  •  «Паспорт школы как предметно-педагогическая презентация образовательного учреждения», 42/32 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 38/24 чел.

2013/2014 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):

  • «Теория и практика профессионального становления личности будущего педагога по физической культуре», 14/12 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 30/30 чел.
  • «Профессионально-педагогическая культура будущего педагога по физической культуре в условиях современного информационно-образовательного пространства», 9/9 чел.

Следующим этапом становления личности будущего педагога по физической культуре является его участие в Международных научно-практических конференциях. Такого рода практика на протяжении двух последних лет насчитывает более 400 публикаций различного уровня и объема научно-педагогического материала. Многие студенты, закончив педагогический вуз, занимаются научно-исследовательской и научно-методической работой, публикуют свои исследования в научных журналах и материалах научных конференций.

Статистические характеристики сформированности культуры самостоятельной работы в структуре изучения педагогических дисциплин будущих педагогов по физической культуре верифицируются и определяются в области высокого уровня сформированности культуры самостоятельной работы, качество и возможности данных составных целостного педагогического процесса опубликовано в различных публикациях [1-17].

Разрабатывается программно-педагогическое обеспечение курсов современной педагогики, дополняется система заданий продуктивного изучения курсов современной педагогики в соответствии с возникающими противоречиями субъектно-средового генеза.


Библиографический список
  1. Артамонова Е. И., Козырева О. А. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С.11-19.
  2. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник.  2014.  №3.  С. 22-24.
  3. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  4. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  5. Козырева О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука.  2010.  №3.  С.118-121.
  6. Козырева О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы  // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2010.  №2.  С. 92-102.
  7. Козырева О. А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре под-готовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения : Научно-технический журнал. 2014. 1(26) С. 70-72.
  8. Козырева О. А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2007. №4(58), июль-август. С.184-187.
  9. Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса “Общие основы педагогики” // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика» : Ростов/н-Дону : Северокавказский научный центр высшей школы и Ростовский государственный педагогический университет.  2006.  №7. С.188-193.
  10. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  11. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  12. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №.2 (73). С.109-117.
  13. Козырева О. А., Горбунова И. А.  Возможности мультисредового подхода в социальном знании // Гуманитарная наука сегодня.  2011.  №1.  С. 63-73.
  14. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога  // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  15. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  16. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  17. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: