Культура самостоятельной работы – понятие полидефинитное, его уникальность определяется качеством продуцирования ценностей, благ, средств, ресурсов и прочих антропологически обусловленных материальных и идеальных объектов, непосредственно связанных с ведущей деятельностью личности, включенной в процесс самоидентификации, социализации, самореализации и самосовершенствования.
Нас будет интересовать культура самостоятельной работы педагога, предопределяющая формирование различных профессионально-педагогических новообразований и продуктов (достижений) в структуре постановки и верификации качества решения педагогических задач, осуществляемых в ресурсах использования RP-технологии педагогического взаимодействия и технологии системно-педагогического моделирования.
Технология системно-педагогического моделирования – педагогическая технология, обеспечивающая уровневую подготовку педагога к постановке, модификации, оптимизации и решению противоречий и задач профессионально-педагогической деятельности в ресурсах микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений, способов и условий самореализации и самосовершенствования, взаимодействия и социализации личности в структуре ведущей деятельности и общения.
RP-технология педагогического взаимодействия – педагогическая технология, предопределяющая уровневое построение формирования знаний, умений, навыков, компетенций, располагающая к оптимальному поиску методов и средств перехода от репродуктивного обучения к продуктивному. Один из вариантов построения RP-технологии педагогического взаимодействия: 1) R-уровень: контрольные вопросы, дидактические тесты, 2) P-уровень: решение занимательных задач, моделирование рефератов, творческих проектов, электронных учебников, программ обучения и пр.
Для обеспечения качественного результата профессионально-педагогического исследования мы будем использовать знание современной педагогической методологии в ресурсах полисистемного и мультисредового подходов.
Полисистемный подход – это методологический подход, определяющий возможность и качество, специфику и многовариативность детерминации и использования способов, средств, методов, условий и ресурсов педагогического взаимодействия, предопределяющих оптимальность и состоятельность теории и практики, акмеверификацию и здоровьесбережение в полисубъектных и межгрупповых отношениях, построенных в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и условиями нормального распределения способностей и предпочтений личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.
Мультисредовый подход – это методологический подход, являющийся частью полисистемного подхода, определяющий и объясняющий результат и возможности становления личности в структуре социальных и профессиональных отношений, продуктах самодетерминации и самореализации, самосовершенствования и саморазвития. Мультисреда – многослойная оболочка (поле смыслов, ценностей, целей, противоречий и пр.), где личность является центром и результатом всех преобразований.
В структуре изучения возможности и качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога были использованы различные формы изучения специфики и возможностей организации научной и научно-педагогической работы:
- научно-практические конференции студентов (общефакультетские, региональные, межрегиональные, Всероссийские, Международные);
- ежегодная заочная научно-практическая конференция обучающихся «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».
Работа с обучающимися в структуре заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» была отражена в дипломах 1, 2, 3 степени:
- в 2012/2013 учебном году (399 чел.);
- в 2013/2014 учебном году (289 чел.).
В структуре подготовки будущих педагогов различных специальностей с 2000 года были проведены следующие заочные научно-практические конференции студентов:
до 2007 года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Проблемы современной теории и практики воспитания», 42/33 чел.
- «Проблемы современного воспитательно-образовательного пространства», 42/34 чел. (рефераты), 42/6 чел. (рецензии)
- «Психолого-педагогическая антропология: историко-инновационный анализ», 40/3 чел.
- «Проблемы психолого-педагогической антропологии в XXI веке», 40/ 18 чел.
- «Организация воспитательной работы в школе», 15/3 чел.
- «Психолого-педагогическая поддержка учащегося в системе среднего полного образования», 8/3 чел.
- «Уровневое обучение в системе образования» , 189/64 чел.
- «Профориентология: программно-педагогическое обеспечение», 64/27 чел.
- «Проблемы социальной педагогики в современном социокультурном континууме», 65/19 чел.
- «Проблемы теории и методики воспитания в современном социокультурном пространстве», 62/25 чел.
- «Уровневое обучение в системе высшего профессионального образования», 34/3 чел.
- «Психолого-педагогическая поддержка в системе среднего образования», 34/22 чел.
- «Профориентология: программно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение», 63/60 чел.
- «Проблемы психолого-педагогического обеспечения социально-педагогического взаимодействия в системе среднего полного и среднего профессионального образования», 63/32 чел.
- «Моделирование элективных курсов и психолого-педагогических средств поддержки обучающихся», 8/3 чел.
2007/2008 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Психолого-педагогическая антропология: историко-инновационный анализ», 42/40 чел.
- «Моделирование в теории обучения», 42/7 чел.
- «Моделирование в теории воспитания», 110/29 чел.
- «Психолого-педагогическая антропология и информатизация образовательного пространства», 42/25 чел.
2008/2009 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 20/3 чел.
- «Проблемы теории и практики управления современной школой», 67/17 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 67/30 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 75/ 22 чел.
2009/2010 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 86/47 чел.
- «Классный час в структуре воспитательной работы средней школы» , 210/18 чел.
- «Проблемы современной педагогической науки: XXI век», 190/31 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 78/37 чел.
- «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 78/6 чел.
- «Проблемы теории и практики специальной педагогики», 48/4 чел.
- «Проблемы теории и практики управления современной школой», 29/4 чел.
- «Проблемы воспитания в современном образовательном пространстве», 63/10 чел.
- «Проблемы обучения в современном образовательном пространстве», 63/7 чел.
- «Классный час в структуре воспитательной работы современной школы», 55/17 чел.
- «Электронные учебники в структуре изучения дисциплины “История педагогики и образования”», 94/32 чел.
- «Проблемы воспитания, обучения и социализации в современном образовательном пространстве», 33 / 9 чел.
2010/2011 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 49/22 чел.
- «Классный час в структуре воспитательной работы средней школы», 49/17 чел.
- «Проблемы современной педагогической науки: XXI век», 49/5 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 78/32 чел.
- «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 78/32 чел.
- «Проблемы теории и практики специальной педагогики», 72/30 чел.
- «Проблемы теории и практики управления современной школой», 29/15 чел.
- «Проблемы воспитания в современном образовательном пространстве», 61/9 чел.
- «Электронные учебники в структуре изучения дисциплины “История педагогики и образования”», 82/12 чел.
- «Проблемы обучения в современном образовательном пространстве», 52/3 чел.
- «Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре воспитательной работы современной школы»:
- «Профессионально-педагогический кейс и возможности самореализации педагога», 78/32 чел.
- «Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре воспитательной работы современной школы» :
- «Паспорт школы как модель организационно-педагогической структуры учебного заведения», 29/15 чел.
- «История школы и ее модель в профессионально-педагогической презентации учебного заведения», 83/14 чел.
2011/2012 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 39/28 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 75/48 чел.
- «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 75/50 чел.
- «Проблемы теории и практики управления современной школой», 15/12 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 25/16 чел.
2012/2013 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 40/40 чел.
- «Проблемы теории и практики социальной педагогики», 142/104 чел.
- «Специфика и проблемы современной педагогической науки и практики», 35/31 чел.
- «Предметно-педагогические презентации в теории управления образовательными системами», 15/11 чел.
- «Предметно-педагогические презентации как формы и средства наглядности в теории управления образовательными системами», 35/27 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура в структуре моделирования профессионально-педагогических кейсов педагога по физической культуре», 48/25 чел.
- «Паспорт школы как предметно-педагогическая презентация образовательного учреждения», 42/32 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура как механизм становления личности педагога по физической культуре», 38/24 чел.
2013/2014 учебного года (общее количество / количество награжденных студентов):
- «Теория и практика профессионального становления личности будущего педагога по физической культуре», 14/12 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура и профессионализм педагога в условиях современного информационно-образовательного пространства», 30/30 чел.
- «Профессионально-педагогическая культура будущего педагога по физической культуре в условиях современного информационно-образовательного пространства», 9/9 чел.
Следующим этапом становления личности будущего педагога по физической культуре является его участие в Международных научно-практических конференциях. Такого рода практика на протяжении двух последних лет насчитывает более 400 публикаций различного уровня и объема научно-педагогического материала. Многие студенты, закончив педагогический вуз, занимаются научно-исследовательской и научно-методической работой, публикуют свои исследования в научных журналах и материалах научных конференций.
Статистические характеристики сформированности культуры самостоятельной работы в структуре изучения педагогических дисциплин будущих педагогов по физической культуре верифицируются и определяются в области высокого уровня сформированности культуры самостоятельной работы, качество и возможности данных составных целостного педагогического процесса опубликовано в различных публикациях [1-17].
Разрабатывается программно-педагогическое обеспечение курсов современной педагогики, дополняется система заданий продуктивного изучения курсов современной педагогики в соответствии с возникающими противоречиями субъектно-средового генеза.
Библиографический список
- Артамонова Е. И., Козырева О. А. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С.11-19.
- Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник. 2014. №3. С. 22-24.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. №3. С.118-121.
- Козырева О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №2. С. 92-102.
- Козырева О. А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре под-готовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения : Научно-технический журнал. 2014. 1(26) С. 70-72.
- Козырева О. А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2007. №4(58), июль-август. С.184-187.
- Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса “Общие основы педагогики” // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика» : Ростов/н-Дону : Северокавказский научный центр высшей школы и Ростовский государственный педагогический университет. 2006. №7. С.188-193.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №.2 (73). С.109-117.
- Козырева О. А., Горбунова И. А. Возможности мультисредового подхода в социальном знании // Гуманитарная наука сегодня. 2011. №1. С. 63-73.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.