УДК 37.03

ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

Астраханцева Валерия Владимировна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
Статья посвящена изучению актуальной в сферах науки и образования проблеме. В ней выделены и проанализированы факторы, влияющие на развитие психических расстройств у детей внутри семьи. Автором поставлена проблема гармоничного развития личности ребенка в губительной для него атмосфере. По данной теме были изучены научные труды таких психологов как Матэ, Ньюфелд, Кекеридзе, Захаров, Коулмэн и др. Представлена информация о факторах, влияющих на становление личности ребенка, распространенности психических заболеваний у несовершеннолетних, выделены причины дефектов развития психики, сформированные внутри семьи. Вниманию читателей представлены данные исследований советских ученых НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, российских ученых ВОЗ. Данная статья адресована педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и родителям настоящим и будущим, а также может предоставить интерес исследователям и научным работникам. Информация, представленная в этой работе может быть использована.

Ключевые слова: атмосфера в семье, воспитание, детские психические расстройства


INFLUENCE OF THE FAMILY ATMOSPHERE ON THE OCCURRENCE OF MENTAL DISORDERS IN CHILDREN

Astrakhantseva Valeria Vladimirovna
Transbaikal State University

Abstract
This article focuses on a topical subject in the fields of science and education. The article identified and analyzed the factors that affect the appearance of mental disorders of children . Author posed the problem of the harmonious development of the child in a dysfunctional family . The article provides a scientific works such materials as psychologists Mate, Nyufeld , Kekeridze, Zakharov , Coleman and others. Author provides information on the factors that influence the formation of personality , the prevalence of mental illness minors , the author highlighted the causes of developmental defects of the mind. This article was written for teachers , preschool teachers and parents, as well as this article may be interesting for researchers and scientists . All information from this artical may be used .

Библиографическая ссылка на статью:
Астраханцева В.В. Влияние атмосферы в семье на возникновение психических расстройств у детей // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2210 (дата обращения: 14.07.2023).

Гармоничное развитие личности ребенка возможно лишь при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние психического, физического и социального благополучия человека. Психическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, неврно-психическом состоянии детей и подростков.

Г. Ньюфелд и Г. Матэ отмечают, что естественные родительские инстинкты заложены природой и нацелены на создание здорового поколения, а значит и развития человеческого рода в целом. Однако воспитание детей никогда не было легким занятием, и, порой, решить проблемы и не упустить ребенка крайне тяжело. Зачастую проблемы возникают не из-за самого ребенка или его родителей, а вследствие отношения к нему. Родителем можно стать биологически, в результате брака или усыновления, но сохранить отношения в семье может исключительно взаимная связь. Если связь между родителями и детьми прочна, препятствий в диалоге легко избежать. Из этого понимания и искренней заинтересованности родителей в воспитании детей рождается естественное знание – источник успешного воспитания. И все же зачастую семье приходится сталкиваться  с ситуациями, которые негативно отражаются на общей атмосфере в доме, а она, в свою очередь, крайне губительно влияет на пластичную детскую психику. Дело еще в том, что проблема может быть вызвана еще и в виду ориентации ребенка на сверстников. Ориентация на ровесников может мешать здоровому развитию личности, так как дети не могут знать что им необходимо, хотя и знают чего они хотят, к тому же их восприятие реального мира отличается от жестокой действительности, для них границы ответственности размыты и далеко не ясны. Впервые эти идеи выдвинул американских психолог, доктор Джеймс Коулман в 1960-х годах, отметив, что любое негативное влияние, будь то атмосфера в семье или воздействие ровесников, могут привести к серьезным психическим расстройствам впоследствии.

Психическое расстройство – это термин, используемый в России вместо устаревшего понятия “душевная болезнь”. Он включает в себя: слабоумие, психическое расстройство временное, психическое расстройствохроническое, а также иное болезненное состояние.Психическое расстройство – нарушение психической деятельности вследствие химических, физиологических, психологических, социальных и биологических причин. Психические заболевания различаются по длительности, тяжести и прогнозу. Современные российские исследователи делят их на две крупные категории: эмоциональные расстройства, которые встречаются во врачебной практике часто, например тревога и депрессия, а также тяжелые нарушения восприятия и мышления, сопровождающиеся бредом и галлюцинациями, именуемые психозом. Отечественные д-ра мед.наук считают, что многообразие действий причинных факторов определяет типы психических расстройств. Одни из них возникают остро и носят преходящий характер, другие развиваются и протекают медленно, с нарастанием и углублением тяжести нарушения. Третьи, обнаруживаясь в раннем детстве, не прогрессируют. Ряд психических заболеваний протекает в форме приступов или фаз, оканчивающихся полным выздоровлением. В этой статье хотелось бы выяснить причину и характер психических расстройств, которые возникают в раннем детстве и юности, но не являются исключительно врожденной патологией.

Согласно заявлению представителя России в ВОЗ по психиатрии д-ра мед.наук Зураба Кекелидзе, каждый четвёртый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим расстройством [1]. Выявлено, что большинство страдающих психическими расстройствами приходится либо на возрастную группу несовершеннолетних, либо на группу людей пенсионного возраста. В свете данной информации стоит подчеркнуть, что дети страдают душевными расстройствами чаще, чем взрослые, зачастуюони переживают трудности в одиночку, потому что не каждый родитель способен выявить у ребенка психическое расстройство, а значит и вовремя оказать помощь, обратиться к специалисту. Расстройства психической деятельности человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями работы головного мозга, но причины многих психических расстройств до конца не ясны. Самыми распространенными катализаторами психических расстройств являются биологические, психологические и социальные факторы от наследственности до стрессовых событий. Особое значение необходимо уделять социальным регуляторам психических расстройств [2].

Устойчивость к психическим расстройствам зависит также и от физических особенностей индивидуума и его общего психического развития. Разные люди по-разному реагируют на душевные страдания и проблемы, но что касается детей, то очевидно, что ребенку, в силу возраста и недостатка опыта, сложнее адаптироваться и труднее справиться с проблемами или тяжелой болезнью, да даже с небольшой неудачей. Субъективно считается, что ребенку нужны мать и отец, понимающие, любящие люди, способные дать поддержку и помочь решить любую проблему, ставшую на пути, и совершенно неважно какой эта трудность предстанет. В действительности же ребенку зачастую не столь важны тесные контакты и желание родителей служить им вечной опекой, детям нужнысвобода и поле для самоидентификации, пишет Джеймс Коулмэн в своей книге «Общество вечных подростков». Важно все же, что ребенку действительно необходимы здоровая атмосфера в семье, уважение и понимание родителей. По мнению советских психологов (Элконин Д.Б., Занков Л.Д. и др.), потребности ребенка с момента рождения не сводятся только к органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера. Общение со взрослыми и ровесниками рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы, который и в дальнейшем влияет на общее психологическое, социальное развитие личности. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет самой важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни, за будущее здоровое поколение. Факторы, которые влияют на личность ребенка специалисты условно подразделяют на три группы:

  1. Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
  2. Внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся методом социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности.
  3. Собственно семейное воспитание, комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Отсутствие одного из факторов влечет за собой нарушения полноценности развития личности ребенка. Воспитание необходимых качеств, таких как отзывчивость, эмоциональное соучастие, понимание, толерантность и терпимость, более всего и происходит в области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении.

Изучая поведение подростков-правонарушителей из благополучных семей – полных и материально обеспеченных и напрямую плохо не влияющих на ребенка – ученые из лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР обнаружили два типа семей, в которых выросли преступники. Первый – с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с отсутствием духовности, и второй – где, исключались эмоциональные контакты родителей с детьми. Дело в том, что детская психика чрезвычайно пластична и внушаема, поэтому ребенок воспринимает любое действие или бездействия критично, четко фиксируя у себя в сознании. В дальнейшем это может привести к появлению патологий психического развития. Те или иные сдвиги в психическом здоровье являются следствием не только врожденных, но и зачастую приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, изменений головного мозга.

Психические расстройства у детей, обозначаемые для краткости современными психологам как нервные нарушения, иди нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространенности их можно разделить:

1)      мозговая недостаточность(дисфункция);

2)      невропатия;

3)      невропатические реакции, неврозы, психосоматические заболевания;

4)      органические нарушения нервной системы;

5)      психическое недоразвитие, умственная отсталость;

6)      психопатии;

7)      психические заболевания.

По различным оценкам от 12 до 20 % всех несовершеннолетнихимеют психические расстройства. Врач-невропатолог Н.И. Зуева пишет, что нервность мальчиков чаще проявляется в неполной семье. У них чаще возникает агрессивность в общении со сверстниками или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. Все перечисленное самым негативным образом влияет на социализацию личности, если под последней подразумевать процессы воспитания [3].

Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на неврозы у детей как на отражение характера отношений внутри семьи и общей атмосферы в доме. Проанализировав имеющиеся данные автор выделяет причины дефектов развития у несовершеннолетних, которые формируются внутри семьи:

1) отсутствие одного из родителей: Утрата близкого члена семьи, развод;

2)Нервно-психическая перегрузка одного из членов семьи, связанная с работой,

3) Открытые конфликтные отношения матери и отца, частые ссоры и общая стрессовая ситуация,

4) Скука, инертность, отсутствие ярких побуждающих впечатлений, сжатость в доме,

5) Чрезмерная строгость в отношении обоих родителей или же агрессивное поведение одного и полное безразличие другого,

6) Патологии в развитии одного или обоих родителей, наследственные заболевания,

7) Избыток родительского внимания, лишение личной свободы ребенка,

8) Отсутствие духовного воспитания, ориентированность семьи на материальные блага.

История знает немало примеров того, как атмосфера внутри семьи отразилась в становлении личности детей, как перенесенные в детстве травмы повлияли на всю дальнейшую жизнь. Роберт Берделла, каннибал и серийный убийца, родился в штате Огайо 31 января 1949 г. в католической семье фабричного рабочего и домохозяйки. Хорошо учился, особенно тяготел к живописи. Однакородители интересы к живописи не одобряли, часто водили его в церковь, заставляли молиться и читать перед сном Библию. Будучи пухлым мальчиком с вьющимися каштановыми волосами, среди сверстников получил прозвище «девчонка». Девушки у него не было в виду непопулярности среди сверстников и роли в их коллективе «забитого мальчика». В юношестве он понял, что гомосексуален. Когда ему было 16 лет, умер его отец, это событие Берделла переживал очень тяжело. Он любил своего отца, пусть и строгого и беспринципного.Именно тогда он действительно замкнулся и впал в тяжелую депрессию, забросил рисование и пошел учиться на повара – начал искать самого себя. Берделла, желая затопить душевную боль, он реализует любую возможность хоть на миг почувствовать себя счастливым. Учеба ему нравится, хотя бы потому что заработанных денег в кафе хватает на то, чтобы съехать от матери. В этот же период, он начал торговать и употреблять наркотики. Его мать, убитая горем после смерти отца, не обращала вниманияна подавленного сына и его проблемы. Роберт Берделла был арестован за хранение наркотиков, в частности ЛСД и марихуанны, но обвинения были сняты за отсутствием доказательств. Купив свой собственный дом, он подался в предприниматели – и открыл необычный магазин под названием «Базар Боба», где продавал различные оккультные редкости и мистические экспонаты для людей с неординарным вкусом.

Он был вновь задержан 4 апреля 1988 г., после того как одна из его жертв, Кристофер Брайсон. Над ним маньяк измывался почти неделю, после чего юноша голым выпрыгнул со второго этажа из домаБерделлы и добрался до соседа Берделлы, жившего через улицу, который сразу же вызвал полицию. К весне 1988 г. за плечами маньяка было минимум 6 похищений молодых людей, каждого из которых он пытал и насиловал.

После ареста Берделла утверждал, что пытался помочь некоторым из его жертв, давая им антибиотики после пыток. Также стало известно о том, что в одном случае он выдавил глаза одной из жертв, желая понаблюдать, что же будет с нею дальше. Берделла заявил, что идеями о совершении убийства он заразился еще когда был еще подростком.

Согласно исследованному материалу, выявлено, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, воспитание в атмосфере жестокости и духовности или полного равнодушия – обстоятельства, травмирующие детскую психику, а впоследствии ведущие к развитию психических расстройств и тяжелых заболеваний.


Библиографический список
  1. Интервью З.Кекелидзе в программе «Угол зрения» (группа «Эксперт») // «Эксперт Online», 16.03.2010 г.
  2. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  3. Скрипкарь М.В. Поливариантность социологических категорий (на примере трактовок понятия «социализация») // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 1. С. 105-110.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: