Основной целью концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям иновационного социально ориентированного развития Российской федерации. Поэтому высшее профессиональное образование, в том числе и педагогическое, направлено на создание условий способствующих подготовке специалистов, готовых к личной и профессиональной самореализации, востребованных на рынке труда.
Проведенный опрос непосредственных руководителей – работодателей выпускников показал, что руководители предприятий и организаций при приеме сотрудников в большей степени ориентированы на специалистов, но в связи с переходом на двухуровневую систему обучения бакалавриат-магистратура по большинству специальностей работодатели начали перестраиваться. Наиболее важным критерием при трудоустройстве, выпускники выделяют опыт работы, полученные знания, затем – связи, наличие диплома. Следует отметить, что для большинства работодателей не имеет принципиального значения ВУЗ, который окончил выпускник, главное чтобы выпускник обладал необходимыми компетенциями [1].
Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся выдвигает новые требования к содержанию образования, методологиям и технологиям обучения. Следовательно, будущие учителя должны владеть новыми информационными технологиями обучения и быть готовы к использованию их в условиях общеобразовательных школ, а их подготовка по применению инновационных технологий должна вестись в рамках ОПД.
В процессе профессиональной подготовки в области преподавания информатики, согласно педагогической инноватике, необходимо готовить будущих учителей к использованию новых образовательных технологий, таких как интерактивные технологии, технологии проектного обучения, компьютерные технологии, технологии дистанционного обучения, здоровьесберегающие образовательные технологии, а также соответствующие им методы обучения, моделирование, тренинг, микроисследование, кейс-метод, стратегия «электронный портфолио», Интернет-тестирование, Интернет-экзамен, рейтинговая система контроля знаний, мониторинг качества образования и другие [2].
Инновационные технологии обучения невозможно осуществлять без соответствующих технических и методических средств, таких как мультимедийное и телекоммуникационное оборудование, электронные учебно-методичекие комплексы (ЭУМК), образовательная информационная среда (ОИС), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Поэтому будущие учителя информатики должны быть готовы не только к использованию этих средств в инновационных технологиях, но и к самостоятельной разработке некоторых из них.
Наметившаяся на сегодня тенденция активного внедрения ЦОР в учебный процесс образовательных заведений позволяет в перспективе перейти от традиционной модели обучения к модели инновационной, соответствующей потребностям современного информационного общества. Использование цифровых образовательных ресурсов имеет ряд преимуществ перед традиционным способом обучения, когда передача информации идет напрямую: учитель – ученик. К таким преимуществам можно отнести следующие:
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
- Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению.
- ИКТ вовлекают обучаемых в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
- ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучаемых, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом [3].
Создание цифровых образовательных ресурсов, таких как интерактивные презентации, обучающе-контролирующие программы, обучающие видеоролики, видеоуроки, являются неотъемлемой частью подготовки будущих учителей информатики.
Связь с основной учебной деятельностью, и тем самым повышение значимости процесса обучения, достигается посредством целенаправленного использования ресурсов образовательной информационной среды в режиме моделирования будущей профессиональной деятельности студентов. На начальном этапе ресурсы среды используются для расширения профессионального кругозора и приобретения обучаемым знаний об особенностях сферы его профессиональной деятельности. Опора на рассматриваемый принцип в процессе обучения в ОИС призвана способствовать построению своеобразного сценария предстоящей профессиональной деятельности студента, постоянному совершенствованию его профессиональных навыков. Это позволяет выявлять, эксплицировать то неформальное знание, которое профессионалы ежедневно используют в своей практике, делать его предметом изучения и таким образом обеспечивать опережающий характер обучения [4].
Еще одним важным средством, на наш взгляд, является информационное обеспечение и информационное обслуживание как элемент единой образовательной среды школы. Электронные дневники, электронные журналы, электронное расписание, сайт школы и др. стали неотъемлемой частью образовательной системы. С этой целью в организациях создаются автоматизированные информационные системы управления, которые интегрируют внутреннюю и внешнюю информацию. Поступление всех видов информации в единую систему дает возможность осуществлять информационный мониторинг, содействует обоснованному принятию управленческих решений [5].
Студенты во время обучения знакомятся с такими средствами инновационных технологий как мониторинг качества образования и рейтинговая система. Они видят их практическую значимость и учатся сами участвовать в процессах построения адекватных моделей.
Внедрение мониторинга, как метода контроля самостоятельной работы студентов, ставит перед педагогом конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в процессе обучения. Мониторинг процесса обучения позволяет своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах.
Мониторинг самостоятельной работы студентов дополняет рейтинговую систему оценки знаний, умений и навыков студентов, представляющую собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый период обучения информатике [6].
За последние несколько лет вузы наряду с заочным обучением все чаще стали использовать дистанционное обучение. В школах используются элементы дистанционного обучения, это не только электронные дневники и журналы, но и дистанционное общение со школьниками, например во время объявления карантина. Для школьников это должно быть не просто задание «что» прочитать в учебнике и решить самостоятельно, а интерактивное обучение через интернет дистанционно. Именно учителя информатики способны организовать в такую деятельность, поэтому во время обучения в вузе необходимо подготовить их и в этом направлении.
Преподаватели, работающие с обучаемыми посредством дистанционной технологии должны быть профессионально образованы, не только в своей предметной области, но владеющие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий. Качество образования также зависит от содержания образовательной среды. Самый простой способ наполнения образовательного портала это размещение комплекта, состоящего из набора текстовых документов, представляющих теоретический блок; вопросы к зачетам или экзаменам; глоссарий; образцы тестовых заданий и методические рекомендации по работе с предлагаемым учебным материалом [7].
Телекоммуникационные технологии осваиваются студентами посредством работы в сети Интернет, созданию аккаунтов в различных социальных сетях и размещению в них разработанных материалов или ЦОР, настраивания гиперссылок со своих интернет-страниц на размещенные в сети обучающие объекты, разработанные онлайн-тесты и другие документы.
Целенаправленная, систематическая работа с будущими учителями информатики по подготовке их к профессиональной деятельности посредством инновационных технологий способствует их активной жизненной и профессиональной адаптации, дальнейшей личностной и профессиональной самореализации и продолжению образования через всю жизнь.
Библиографический список
- Ефимова И.Ю. Исследование эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей вуза с использованием мониторинговых технологий Ефимова И.Ю. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 11. С. 378-382.
- Савельева, Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Махмутова М.В. Формирование модели образовательной информационной среды подготовки специалиста / М.В.Махмутова // Сборник научных трудов Sworld.- 2007. Т. 14.- № 4.- С. 85-90.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент в контексте управления информационными системами учебное пособие / И. Д. Белоусова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2010.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике Савельева Л.А. Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 26. № 4. С. 47-49.
- Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России /И.И. Боброва// Сборник научных трудов Sworld.- 2013. Т. 27.- № 4.- С. 11-14.