Новые стандарты подходов к обучению настоятельно рекомендуют проведение уроков в интегрированной форме, что ведет к повышению качества обучения, расширению кругозора школьников и эффективности учебного процесса. Уроки физкультуры в любой школе, в том числе в санаторной школе-интернате, представляют собой благодатное поле деятельности для интеграции с такими уроками как ОБЖ, история, обществознание и т.д.
В соревнованиях военно-патриотической, идейно-патриотической направленности, посвященных Дню защитника Отчества, Дню победы, Дню Конституции Российской Федерации, принимают участие учащиеся 5-11 классов. Соревнования проходят в непринужденной обстановке, учителя физкультуры и истории, физкультуры и ОБЖ разрабатывают мероприятия с учетом требований школьной программы, физической подготовки школьников, уровня их знаний. В программу соревнований включаются интеллектуальные викторины, конкурсы и задания, рассчитанные на базовые требования к физической подготовленности учащихся.
В условиях санаторной школы-интерната, где приоритетным является оздоровительный компонент, такая интеграция знаний и умений позволяет создать условия для грамотного решения задач физкультурного и интеллектуального образования. Для детей с психоневрологическими заболеваниями, нуждающихся в длительном лечении, интегрированные уроки представляют большой интерес. Независимо от возраста и уровня знаний они охотно участвуют в командных и индивидуальных конкурсах, стремятся к успеху, самосовершенствованию, повышают планку знаний в области истории и обществознания.
В младших классах малый педколлектив (учителя начальных классов, воспитатели, учитель физкультуры, учитель ОБЖ и истории) регулярно готовят традиционные «Майские старты» – комплекс мероприятий, посвященных Дню великой победы. Это и однодневные походы по местам Воронежской боевой славы, военно-спортивные игры в полевых условиях, воспроизведение некоторых исторических событий нашего края, спортивные выступления перед ветеранами ВОВ.
Старшеклассники с удовольствием участвовали в спартакиаде, посвященной 25-летию принятия Российской Конституции, в рамках которой проводились викторины и конкурсы на знание истории создания и принятия основного российского закона. Нетрадиционные формы организации объединенных уроков физкультуры и обществознания вызвали у учащихся неподдельный интерес и желание принять участие в необычных мероприятиях.
Изучая и обобщая опыт работы свой и коллег-учителей физкультуры, прихожу к выводу, что интегрированные уроки физкультуры имеют большую перспективу в условиях оздоровительно-образовательного учреждения. Совместно с учителями русского языка, английского языка разрабатываем планы совместных мероприятий и на их базе – интегрированных уроков, способных заинтересовать учеников, поднять престиж знаний, получаемых в школе. Интегрированные уроки физкультуры позволяют поднять эту работу на принципиально новый уровень, делают ее высокорезультативной и эффективной, что в конечном итоге и является целью образовательного процесса.
Библиографический список
- Головинский Е. Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. – 1986. – № 4
- Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981
- Иванова И.Н. Реализация идеи интеграции в системе базового образования // Начальная школа. – 1993. – № 2
- Колпакова Г.И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. – 1989
- Ляшина В.Н. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. – 1995
- Малькова З.А., Вульфгон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учебное пособие для пединститутов. – М.: Просвещение, 1975
- Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в обучении // Начальная школа. – 1990. – № 5