УДК 374.1

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА, НАПРАВЛЕННОГО НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"

Аннотация
В данной статье подробно раскрыты представления понятия «самоорганизация» различных х авторов, выделены подходы к его рассмотрению. Также рассмотрена самоорганизация учебной деятельности младшего школьника, на основе которой разрабатывался опросник, направленный на выявления уровня исследуемого явления. Описан этап самой разработки опросника и интерпретации получаемых данных в ходе его применения. Сам опросник приложен к работе.

Ключевые слова: младший школьник, образование, опросник, разработка., самоорганизация, учебная деятельность


DEVELOPMENT OF A QUESTIONNAIRE AIMED AT IDENTIFYING THE LEVEL OF SELF-LEARNING ACTIVITIES PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"

Abstract
This article details disclosed the idea of "self-organization" of the various x authors, selected approaches for its consideration. Also considered self-organization of educational activity of primary school children on the basis of which was developed a questionnaire aimed at identifying the level of the investigated phenomena. Describes the stage of the development of the questionnaire and interpretation of the data obtained in the course of its application. Himself questionnaire attached to the work.

Библиографическая ссылка на статью:
Луцева И.Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3294 (дата обращения: 26.05.2017).

Младший школьный возраст является важнейшим этапом жизни человека, в этот период происходят большие изменения не только в организме ребенка, но и в его личности. Данный возрастной этап характеризуется поступление в школу, так ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей, потому вопрос о ее самоорганизации имеет большую значимость.

Изучением проблемы психической самоорганизации занимались такие выдающиеся отечественные ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др. Но основы ее исследования заложены раньше – в теории доминанты А.А. Ухтомского и работах гештальтпсихологов, сформулировавших важнейшие теоретико-методологические принципы.

В современных исследованиях проблемы самоорганизации раскрываются ее отдельные аспекты, однако нет единого определения этого явления. Анализ различных определений самоорганизации показывает, что их авторы подчеркивают те ли иные особенности, которые имеют важное значение в рамках конкретного исследования.

В новом энциклопедическом словаре самоорганизация рассматривается как «целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы» [2, с.2, 3, с.72].

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют самоорганизацию как «интегральную совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения».

В.И. Андреев считает, что самоорганизация проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. А в понимании Пейсахова Н.М. она выступает как «сознательное упорядочение состава, нахождение и выстраивание подсистем и элементов в наилучшем порядке, возможном для данных условий».

Исходя из этих определений можно выделить несколько подходов к рассмотрению понятия:

- Личностный подход, при котором самоорганизация рассматривается как личностное образование. В его контексте самоорганизация зависит от общего уровня психического развития человека.

- Деятельностный подход, в котором самоорганизация  – это процесс, состоящий из отдельных этапов (операций, функций, умений, навыков). А изучение ее структуры тесно взаимосвязано с влиянием компонентов, изучаемого явления на успешность организации самостоятельной деятельности.

- Представители интегрального подхода рассматривают элементы самоорганизации в одном ряду с личностными характеристиками, то есть при ее рассмотрении учитывают личностные качества субъекта, способные повлиять на результаты деятельности.

-  В практической психологии успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности [2, 3].

Среди исследований педагогов в области самоорганизации весьма широко представлены ее исследования в учебной деятельности. (Т.Н. Болдышева, Н.М. Варшавский, В.Н. Донцов, Н.А. Заенутдинова, Н.В. Кузьмина, Н.И. Мурачковский, Л.Т. Охитина и др.).

Так, В.Н. Донцов предлагает рассматривать учебную самоорганизацию как «деятельность, побуждаемую и направляемую целями, мотивами управления учением и осуществляемую системой интеллектуальных действий по решению организационных задач».

И.И. Ильясов и В.Я. Ляудис представляют исследуемый процесс как одну из форм деятельности обучения, в задачу которой входит создание условий для осуществления деятельности учения при отсутствии непосредственного управления.

Выделенные определения тесно связаны с содержанием учебной деятельности, которая включает в себя два класса действий. Во – первых, действия, связанные с усвоением предметного содержания учебного материала: уяснение содержания и отработки, освоения учебного материала. Во – вторых, обобщенные регулятивные действия, направленные на организациювсей системы учебной деятельности: организация времени жизни и контрольные действия, регулирующие и корригирующие осуществление всей системы учебной деятельности [3].

В младшем школьном возрасте самоорганизация учебной деятельности может проявляться по-разному: в качестве отношения к вещам, длительности времени, уделяемого для выполнения домашнего задания и отведенного на отдых, в организации рабочего мета и поддержания в нем порядка, способа подготовки самого задания, отношения к процессу обучения, формой работы на уроках и дома, а так же  многим другим.

Так как самоорганизация является важной частью процесса обучения, она так же имеет ряд входящих в нее компонентов. Среди большого количества этих компонентов исследователями были выделены пять основных: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция.

Наиболее адекватной формой изучения самоорганизации учебной деятельности является мониторинг.  Как отмечает С.Ю. Шалова, проведение мониторинга позволяет решить несколько важных задач: получение необходимой информации для своевременной оценки изучаемого качества и его отдельных компонентов; стимулировании обучающихся к самоконтролю и самооценке и собственных способностей и возможностей;  формирование у субъектов образовательного процесса позитивного отношения к учебной  деятельности [5].

Оценить сформированность каждого компонента самоорганизации можно двумя способами:

Во – первых, с помощью специальных заданий (операциональных тестов), результаты, выполнения которых позволяют получить прямые, непосредственные данные о существующих умениях.

Во – вторых, косвенно, через выявление представлений человека об уровне развития у него умений, относящихся к определенным этапам самоорганизации; через выяснение того, что он делает легче, охотнее, чаще, лучше, чему придает большее значение [2,3].

На сегодняшний день существует большое множество методик направленных на  выявление уровня самоорганизации, ее поддержания и улучшения.

Одним из подходящих способов сбора информации можно выделить опросник, так как он не требует прохождения этапов стандартизации, и может быть составлен в свободном виде согласно психологическим особенностям данной возрастной категории.

Однако при составлении опросника для младшего школьного возраста необходимо помнить несколько важных условий, соблюдение которых позволит получить наиболее достоверные ответы, а так же безошибочно интерпретировать результаты.

Во – первых, нужно помнить об особенностях развития устной и письменной речи школьника. Так, к моменту поступления в школу словарный запас увеличивается, но сложные грамматические конструкции и термины не всегда позволяют младшему школьнику понять содержимое предоставляемого текста [4, с. 271].Потому вопросы и ответы составляемого опросника должны быть доступны пониманию ребёнка.

Во – вторых, мышление школьника в шесть – семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции [4, с. 227]. Потому ответы должны быть подобраны так, что бы при выборе варианта, для ребенка не было смысловой запутанности, иначе учащийся не сможет правильно сопоставить предложенные ответы со своим.

Не стоит забывать о внимании младшего школьника, которое выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении.  Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные [1]. Потому количество вопросов не должно быть слишком большим, иначе это может спровоцировать утомляемость, что в свою очередь способно повлиять на достоверность ответов и вообще на процесс проведения опроса.

Далее, нужно учесть тематику опросника. Для выявления данных об уровне самоорганизации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника необходимо составлять вопросы так, что бы интерпретация ответов ребенка позволила нам выявить уровень проявления ее показателей.

Таким образом, на основе данных о самоорганизации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, мною был составлен опросник, для данной возрастной категории (Приложение 1). Он представляет собой 14  вопросов и предполагаемых ответов к ним.

Немало важным этапом в разработке и проведении опроса является интерпретация данных. Поскольку в данном случае он нацелен на выявление уровня самоорганизации самостоятельной учебной деятельности школьника, будет целесообразно соотнести ответы с ее возможными уровнями: высоким, средним и низким. Для удобства интерпретации полученных данных была составлена таблица соотношения ответов (Приложение 2).

Столбец «В» включает те ответы, которые могут характеризовать высокий уровень самоорганизации, столбец «С» – средний, «Н» – низкий. Необходимо посчитать общее количество ответов в каждом, и та цифра, которая будет больше, соответственно укажет на уровень исследуемого процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке опроса следует уделять особое внимание психологическим особенностям возрастной группы, для которой он разрабатывается. Однако не стоит забывать о том, что неподходящие условия, индивидуальные проявления личности, а так же неправильно составленный опросник могут повлиять на достоверность получаемых ответов, а так же на правильность интерпретации данных. Следовательно, особое внимание нужно уделять не столько процедуре проведения опроса, а сколько процессу его разработки, так как неправильно составленный опросник при правильном проведении не позволит достичь поставленной цели.

Приложение 1. Опросник для изучения особенностей самоорганизации учебной деятельности младшего школьника 

1. Легко ли ты просыпаешься в школу?

А) Да

Б) Нет

В) Чаще да, чем нет

Г) Чаще нет, чем да

2. Как ты встаешь по утрам?

А) Использую будильник

Б) Меня будят

В) Самостоятельно встаю к необходимому времени

3. Какие эмоции ты испытываешь при посещении школы?

А) Я радуюсь и с большим нетерпением хожу в школу

Б) Мне все равно, я хожу туда, потому что надо

В) Мне не нравится ходить в школу

4. Как ты собираешь портфель?

А) Самостоятельно

Б) Мне помогают родители (сестра, брат, бабушка, дедушка или другие)

В) За меня его собирают родители (сестра, брат, бабушка, дедушка или другие)

5. Когда ты выполняешь домашнее задание?

А) Сразу по приходу из школы

Б) Через некоторое время после возвращения из школы

В) Не выполняю домашнее задание

6. Сколько времени в день ты уделяешь домашней учебной деятельности?

А) 1-2 часа

Б) 3 часа

В) Более 3-х часов

Г) Не трачу ни часа

7. При выполнении домашнего задания, испытываешь ли ты большое желание его сделать?

А) Да

Б) Нет

В) Мне все равно

8. Делаешь ли ты перерывы в ходе выполнения домашнего задания?

А) Да, всегда

Б) Нет, никогда.

В) Иногда

9. Когда при выполнении домашнего задания появляется трудность ты?

А) Стараешься выполнить задание самостоятельно

Б) Прошу помощи у родителей (сестры, брата, бабушки, дедушки или других)

В) Оставляю задание на потом, что бы поинтересоваться у одноклассников

Г) Оставляю задание на потом, что бы поинтересоваться у учителя

Д) Оставляю задание вообще

10. Где ты выполняешь домашнее задание?

А) За своим рабочим местом

Б) Мне все равно где его выполнять

В) Я его не выполняю вообще

11. Сложно ли тебе высидеть целый урок?

А) Да

Б) Нет

В) Чаще да, чем нет

Г) Чаще нет, чем да

12. Часто ли ты задаешь вопросы на уроке?

А) Да

Б) Нет

В) Чаще да, чем нет

Г) Чаще нет, чем да

13. Какие уроки тебе больше нравится посещать?

А) Все, не зависимо от того, какой это предмет.

Б) Только те уроки, которые мне больше по душе

В) Только те уроки, задания которых получаются лучше всего

Г) Никакие

14. Обсуждаешь ли ты со своими одноклассниками вопросы возникшие на уроках или в ходе выполнения домашнего задания?

А) Да, всегда

Б) Нет, никогда

В) Очень редко

Приложение 2. Интерпретация ответов опросника

В

С

Н

1

А

В

Б, Г

2

В

А

Б

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А, Б

А, Б

В

6

Б, В

А

Г

7

А

В

Б

8

Б

В

А

9

А

Б, В, Г

Д

10

А

Б

В

11

Б

Г

А, В

12

А

В

Б, Г

13

А

Б, В

Г

14

А

В

Б

Количество ответов


Библиографический список
  1. Дубровина И.В.  Младший школьник: развитие познавательных способностей – М.: Издательство «Просвещение» 2003. – 157с.
  2. Ишков А.Д. Развитие уровня самоорганизации профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] – Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия – Режим доступа: http://euis.mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf
  3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. – М.: Издательство АСВ, 2004. – 224 стр.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Шалова С.Ю. Мониторинг формирования исследовательской компетентности у студентов педвуза //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – №6 (81). – С. 3-7


Все статьи автора «Луцева Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: