УДК 355.23

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКИ

Лаврушин Алексей Валентинович1, Островский Сергей Николаевич2, Кищенко Евгений Викторович3, Колгин Роман Юрьевич4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, преподаватель кафедры вооружения и стрельбы
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. военн. наук, профессор кафедры вооружения и стрельбы
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры вооружения и стрельбы
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, командир отделения

Аннотация
Данная статья посвящена подготовке специалистов Воздушно-десантных войск. «Учить войска тому, что необходимо на войне» – это основополагающий принцип обучения, который раскрывает и суть развития системы обучения войск (сил) в общем, и развития форм и методов подготовки командиров и органов управления в частности.

Ключевые слова: знания, навыки, полевая выучка, специалист ВДВ, умения, учебно-тренировочное средство


TRAINING FACILITIES ARE THE BASIS OF THE FIELD TRAINING’S INCREASING

Lavrushin Alexey Valentinovich1, Ostrovsky Sergey Nikolaevich2, Kishchenko Eugene Viktorovich3, Kolgin Roman Yurievich4
1Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, professor of the Department of Weapons and Shooting
2Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, Ph.D., professor of the Department of Weapons and Shooting
3Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, Ph. D., Associate professor, professor of the Department of Weapons and Shooting
4Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, squad commande

Abstract
The article is devoted to the experts’ training in airborne troops. «Teach the troops all what they need in the war» is the fundamental rule of teaching which discloses the very core of the troops’ (forces’) training system in general and the development of forms and methods of commanders’ training and control parts’ preparation in particular.

Библиографическая ссылка на статью:
Лаврушин А.В., Островский С.Н., Кищенко Е.В., Колгин Р.Ю. Учебно-тренировочные средства – основа повышения полевой выучки // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3355 (дата обращения: 27.05.2017).

Степень практической подготовленности войск к выполнению боевых и других задач на поле боя всегда являлся одним из важнейших критериев боеспособности и боеготовности армии.

С поступлением в войска новейшей сложной боевой техники и вооружения все более усложняется характер общевойскового боя, что приводит к резкому возрастанию требований к боевой подготовке офицеров, штабов и войск и, прежде всего, к их полевой выучке. История войн наглядно показывает, что в достижении победы в вооруженной борьбе наряду с другими, постоянно действующими факторами решающую роль играют: уровень подготовленности войск к ведению боевых действий, качество их боевой или, как принято теперь говорить, полевой выучки.

Полевая выучка войск, как результат обучения представляет собой комплекс умений, навыков и определенных качеств личного состава, а также уровень слаженности действий органов управления и подразделений различных родов войск, специальных войск и служб при выполнении ими боевых и других задач в полевых условиях [1, 569].

Полевая выучка – понятие очень емкое, комплексное. Прежде всего, оно включает в себя особую часть профессиональной подготовки – умения и навыки отдельно взятого военнослужащего, как боевой единицы в выполнении конкретных функциональных обязанностей по своей и смежным специальностям, слаженность органов управления и подразделений в целом для действий на поле боя,  в соответствии со своим предназначением в сложной быстроменяющейся обстановке. При этом каждой категории военнослужащих, военных специалистов, а также штабам, подразделениям присущи свои специфические особенности, определяющие принципиальные требования к их полевой выучке. Например, для командира важным показателем его профессиональной подготовки является владение искусством организации боя на местности и управления подчиненными силами и средствами в ходе боя; для наводчика-оператора – поражать цели с первого выстрела и т.д.; для штаба – обеспечивать устойчивое непрерывное, оперативное, скрытое управление на поле боя; для подразделений в целом – слаженно действовать в различных видах боя. Однако полевая выучка не сводится только к чисто профессиональным умениям и навыкам организации и ведения боя с максимальным использованием возможностей боевой техники, вооружения.

Для установления единства толкования и более полного определения сущности поня­тия термин «полевая выучка» целесообразно применять в двух значениях: как результат практической подготовки обучаемых к действиям на поле боя и как процесс выработки у них соответствующих умений, навыков и необходимых качеств. Такое двустороннее понимание данного термина соответствует взглядам, сложившимся в педагогике. Например, под образованием (термин, близкий к полевой выучке) обычно понимается, во-первых, процесс усвоения человеком определенной системы знаний, умений и навыков и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне теоретической и практической подготовки человека и развития его познавательных способностей.

Исходя из этого толкования полевая выучка характеризуется также степенью развития умственных, познавательных способностей воинов и командиров (восприятия обстановки на местности, ее осмысливания и принятия решений, запоминания необходимых данных, предвидения), а также уровнем их физического развития и психологической подготовки. Таким образом, гармоничное сочетание практических профессиональных умений и навыков, а также перечисленных выше качеств образует единый комплекс эле­ментов практической подготовки военнослужащих, органов управления, подразделений к слаженным действиям на поле боя. Степень овладения этим комплексом характеризует качество полевой выучки обучаемых, а через нее и одного из важнейших слагаемых боевой готовности войск – уровня их боевой подготовки. Правильность этого положения проверена боевой практикой и наглядно подтверждается опытом боевой подготовки в мирное время.

Понятие о полевой выучке, как результате обучения необходимо для определения научно обоснованных требований к практической подготовке обучаемых всех категорий и подразделений, ее содержания и критериев оценки. С его помощью целесообразно определять требуемые конечные результаты, нормативы и фактический уровень боевой подготовки, а, следовательно, и боевой готовности.

Стержнем выполнения задач и достижения целей обучения и подготовки подразделения является командир.

Современный общевойсковой бой характеризуется массовым применением разнообразного новейшего вооружения, боевой и другой техники. Это значительно усложняет ведение боевых действий, делает их более решительными, маневренными, динамичными, скоротечными, напряженными. Увеличивается размах боевых действий и количество внезапно возникающих задач, возрастают умственные, физические и психологические нагрузки на командира и штаб в ходе принятия решения и доведения задач подразделениям, а также на личный состав в ходе боя.

Исходя из увеличения требований, предъявляемых к сегодняшнему командиру, прежде всего, выпускнику военного училища с учетом модернизации вооружения и техники, а также в связи с переходом на контрактный принцип комплектования подразделений ВДВ к числу приоритетных задач необходимо отнести:

- выбор эффективных средств, форм и методов оперативной, боевой и мобилизацион­ной подготовки войск;

- формирование наиболее эффективной структуры органов и системы управления;

- недопущение критического отставания в области передовых военных технологий;

- совершенствование системы военного образования: внедрение новых форм и методов обучения с использованием  компьютерных учебно-тренировочных средств и тренажеров нового поколения.

Комплексный анализ эффективности боевого применения войск показывает, что эф­фективность боевого применения сил и средств в основном определяется тремя составляю­щими:

- эффективностью системы боевого управления;

- боевыми возможностями вооружения и военной техники;

- уровнем боевой подготовки личного состава.

Говоря о современных тенденциях развития и совершенствования системы боевой подготовки и в первую очередь военного образования, как базовой составляющей подготовки командира подразделения необходимо отметить, что в настоящее время темпы роста боевых возможностей вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) нового по­коления существенно опережают темпы роста уровня подготовки специалистов ВДВ.

В этой связи проблема повышения качества подготовки личного состава от уровня от­дельных подразделений до высших звеньев управления с одновременным снижением мате­риальных и финансовых затрат на достижение этой цели является весьма актуальной.

Как известно, содержание и методика подготовки специалиста слагается из теоретической и практической подготовки. В связи с этим напрашивается вопрос, какая часть практической подготовки относится непосредственно к полевой выучке? Практическая подготовка военнослужащего или подразделения охватывает весь круг вопросов, отрабаты­ваемых не только в поле, но и в помещениях на практических занятиях и учениях. Сложность современной боевой техники, управления войсками и многообразие способов ведения боевых действий вынуждают сначала осваивать их, а затем и поддерживать на нужном уровне умения и навыки на практических занятиях в учебных классах, специально оборудованных помещениях, парках и других учебных объектах. Например, вопросы управления войсками отрабатываются на групповых упражнениях, решением тактических летучек, на тренировках в классе. Со штабами проводятся тренировки и командно-штабные учения на картах, с личным составом – практические занятия по освоению вооружения, боевой и другой техники в специально оборудованных помещениях и парках. Подобные практические занятия, безусловно, нужны, но они не относятся к полевой выучке, так как только подготавливают личный состав к полевым занятиям.

Полевая выучка начинается тогда, когда занятия и тренировки выносятся  на учебные тактические поля, огневые и другие городки, учебные центры, полигоны, а также на незнакомую местность, где можно создавать обстановку, приближенную к боевой. Умения и навыки, приобретенные в классах и парках, в последующем совершенствуются в полевых условиях в постепенно усложняющейся обстановке. Такие занятия в начальной стадии обучения в поле ограничиваются обычно достиже­нием узких учебных целей – освоением содержания и техники выполнения отдельных приемов или действий солдата и подразделений по элементам и в целом на тактико-строевых занятиях. При этом значительная часть занятий проводится на материальной части и при вооружении, а также с применением различного рода тренажеров, с использованием учебных объектов. В дальнейшем в соответствии с требованиями принципа систематичности и последовательности в обучении содержание занятий в поле усложняется, становится более комплексным, охватывающим все вопросы освоения профессиональных умений и навыков, формирования морально-боевых и других качеств в ходе тактических занятий и боевых стрельб отделений и взводов. В более полном объеме задачи полевой выучки решаются на тактических учениях, особенно с боевой стрельбой.

Подготовка курсантов, как основная составляющая системы подготовки специалиста ВДВ, имеет свое содержание, организацию, формы, методы и средства обучения.

Как одну из основных форм полевой выучки курсантов РВВДКУ можно рассматривать занятия по практическому выполнению стрельб из стрелкового оружия, гранатометов и вооружения боевых машин.

Повысить же уровень качества проведения подготовки к полевым занятиям и полевой выучки курсантов в целом в современных условиях, можно только используя в системе обучения учебно-тренировочные средства: автоматизированные обучающие системы и тренажерные комплексы нового поколения.

Учебные средства для тренировок личного состава нашли свое применение в армиях многих государств еще в 1930-е годы. Их использование обеспечивало доступность, наглядность, а также позволяло сократить время на подготовку наиболее технически оснащенных войск: танкистов, артиллеристов и летчиков. Большая часть таких средств обучения разрабатывалась в войсках. В результате они имели невысокие возможности и позволяли прививать только начальные навыки в действиях на технике. Этим и определялась их вспомогательная роль в обучении.

Особую значимость для подготовки военных специалистов тренажерные средства приобрели в 1960 – 1970-е годы. Они позволяли не только сокращать время на подготовку специалистов, но и экономить ресурс вооружения и военной техники, боеприпасы и горюче-смазочные материалы. В этот период рост технической оснащенности Вооруженных Сил достиг такого уровня, что потребовалось наладить массовый выпуск учебно-тренировочных средств промышленностью. При этом использовались самые передовые технологии. Именно в этот период окончательно сформировалось и само понятие учебно-тренировочных средств (УТС) [2].

В благоприятных условиях финансирования в советские годы были организованы массовая разработка и производство практически всего типажа учебно-тренировочных и технических средств обучения. Об их надежности можно судить по тому, что некоторые модернизированные образцы до настоящего времени эффективно используют в обучении. В этот период было начато развертывание тренажерной базы, в учебных частях созданы тренажерные взводы, а в полках – тренажерные отделения.

Дальнейший отечественный и зарубежный опыт боевой подготовки показал: насколько обеспечены войска необходимыми средствами обучения и подготовки войск, настолько же весом их вклад в обучение войск эффективному применению вооружения и военной техники в бою. В свою очередь, уровень полученных знаний и навыков при обращении с вооружением и военной техникой характеризует и степень готовности военнослужащих реализовать боевые характеристики этого ВВТ в бою. Этим еще раз подчеркивается значимость УТС.

В современных условиях особенно важно найти эффективные пути повышения тактико-огневой подготовки всех категорий обучаемых. Прежде всего, это определяется необходимостью разработки и внедрения в систему полевой выучки офицера ВДВ новых программных обучающих средств, соответствующих современным требованиям профессиональной армии.

На данном этапе развития военного образования существует проблема – «отставание системы обучения будущих офицеров от системы боевой подготовки части (подразделения)», которая заключается в несоответствии требований к уровню профессиональной подготовки (полевой выучки), предъявляемых к офицеру современными условиями, существующей учебно-материальной базой и методикой обучения на ней.

Говоря о состоянии сегодняшней учебно-материальной базы, необходимо отметить, что для ВДВ за последние четыре года было разработано более 25 образцов. Это больше, чем за все 1990-е годы. Исключение составляют лишь тренажеры вождения, укомплектованность которыми общевойсковых учебных центров и военных училищ достаточно высока.

Руководящие документы трактуют, что учебно-материальной базой вузов включает комплекс материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки курсантов по установленным специальностям в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также для выполнения научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров. В соответствии с приказом МО РФ от 2014 года № 670 основными элементами такой базы являются [3, с. 73]:

- вооружение и военная техника;

- учебно-лабораторная база;

- тренажерная база;

- полевая учебная база;

- база для выполнения научных исследований;

- база для общевоенной и физической подготовки;

- база и средства информационного обеспечения;

- объекты обеспечения учебного процесса;

- база для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса.

На основании выше сказанного в училище создана тренажерная база для обучения специалистов ВДВ:

1 Тренажеры подготовки специалистов, предназначенные для первоначального раздельного обучения членов экипажа боевой машины (тренажеры: механика-водителя боевых машин БМД-2, 4, наводчика-оператора и командира отделения боевых машин    БМД- 2, 4);

2 Тренажеры для приобретения и развития начальных навыков стрельбы одиночным и автоматическим огнём по неподвижным, подвижным и появляющимся целям из стрелкового оружия и гранатометов (1У40, 1У35, 9Ф700);

3 Тренажер отделения, взвода и роты (для отработки слаженных действий при выполнении упражнений стрельб и вопросов, связанных с управлением огнем подразделений);

4 Компьютеризированные учебные классы и лекционные залы, предназначенные для проведения занятий в интерактивном режиме.

Данные учебно-тренировочные средства в полной мере дают возможность готовить специалистов Воздушно-десантных войск в условиях приближенных к боевой обстановке.


Библиографический список
  1. Военный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Огаркова Н.В. – М.: Воениздат, 1984. – 864 с.
  2. Белоусов, А. Боевая подготовка: шаг в будущее [Текст] // Красная звезда. – 2005. – 16 сентября.
  3. Приказ Министра Обороны № 670 от 15.09.2014 года «О мерах по реализации положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – 83 с.


Все статьи автора «Лаврушин Алексей Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: