УДК 37.047

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Островский Сергей Николаевич1, Сульжицкий Леонид Брониславович2, Кищенко Евгений Викторович3, Бадамбазар Бямбадорж4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. военн. наук, профессор кафедры вооружения и стрельбы
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент, доцент кафедры вооружения и стрельбы
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры вооружения и стрельбы
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, курсант

Аннотация
Статья посвящена особенностям подготовки иностранных военнослужащих по специальностям высшего профессионального образования в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.

Ключевые слова: военное училище, иностранный военнослужащий, курсант, обучение, огневая подготовка., педагог


FEATURES OF PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL COMMUNICATION WHEN TEACHING FOREIGN MILITARY FIRE TRAINING

Ostrovsky Sergey Nikolaevich1, Sulzhitsky Leonid Bronislavovich2, Kishchenko Eugene Viktorovich3, Badambazar Byambadorzh4
1Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, Ph.D., professor of the Department of Weapons and Shooting
2Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, Associate professor, assistant professor of the Department of Weapons and Shooting
3Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, Ph. D., Associate professor, professor of the Department of Weapons and Shooting
4Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, cadet

Abstract
The article is devoted to features training of foreign military personnel in the field of higher education in the Ryazan Higher Airborne Command School.

Keywords: a cadet, a military school, fire training., foreign troops, teacher, training


Библиографическая ссылка на статью:
Островский С.Н., Сульжицкий Л.Б., Кищенко Е.В., Бадамбазар Б. Особенности педагогического и воспитательного общения при обучении иностранных военнослужащих огневой подготовке // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3373 (дата обращения: 27.05.2017).

Опыт войн и вооруженных конфликтов современности, в которых принимали участие Воздушно-десантные войска, наглядно показывает эффективность применения данного вида Вооруженных сил Российской Федерации. Боеготовность, профессионализм и самоотверженность при выполнении воинского долга – это визитная карточка десантников.

Основной базой подготовки офицеров воздушно-десантных войск и спецназа является Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Делегации иностранных военных специалистов со всего мира систематически посещают училище с целью ознакомления с системой обучения. Министерства Обороны дружественных государств ежегодно заключают контракты на подготовку офицеров для своих аэромобильных войск и войск специального назначения. В настоящее время национальные кадры из 14 государств проходят подготовку в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.

Учебная и воспитательная работа с иностранными военнослужащими планируется и проводится дифференцированно, с учетом характера военного сотрудничества, особенностей развития национальных вооруженных сил, поставок из Российской Федерации вооружения и военной техники, специфики соответствующих театров военных действий, уровня подготовки слушателей и курсантов, а также требований по соблюдению режима секретности и ограничений, установленных действующим законодательством Российской Федерации, нормативных актов Министерства обороны Российской Федерации, руководящих документов видов Вооруженных сил, воздушно-десантных войск и управлений [1].

При изучении дисциплины «Огневая подготовка» на кафедре вооружения и стрельбы Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища основное внимание уделяется отработке вопросов организации эксплуатации, хранения, ремонта вооружения и военной техники в мирное время, а так же в условиях ведения боевых действий, поддержания их в постоянной боевой готовности в климатических условиях тех стран, представители которых обучаются в училище.

При педагогическом общении на занятиях по огневой подготовке
с иностранными военнослужащими главное внимание уделяется изучению вооружения и военной техники, овладению методами их эксплуатации, ремонта и хранения, выработке навыков в решении огневых задач, разработке и оформлению боевых и служебных документов. На практических занятиях осуществляется совершенствование приобретенных навыков в стрельбе из различных видов оружия, получении навыков в умелом использовании вооружения и военной техники, которую поставляет промышленность Российской Федерации в их государства.

В учебной работе с иностранными военнослужащими основное внимание уделяется достижению высокого качества военно-профессиональной подготовки, усилению их практической подготовленности к службе в национальных армиях. В ходе педагогического общения профессорско-преподавательский состав кафедры добивается, чтобы иностранные военнослужащие приобретали необходимые теоретические знания и твердые практические навыки по дисциплине «Огневая подготовка». А после выпуска, проходя военную службу в национальных армиях, применяя методику обучения личного состава огневой подготовки, пропагандировали российскую военную систему обучения и российское вооружение.

Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания [2].

Одно из центральных мест в педагогическом общении с иностранными курсантами занимает его невербальная часть, к которой относятся жесты, позы, мимика. Это имеет особое значение при изучении дисциплины на младших курсах, так как на сегодняшний день учиться прибывают иностранные военнослужащие с плохим знанием не только разговорного русского языка, но и его написания.

Опыт обучения и исследования наглядно показывают, что развитие источников формирования познавательного интереса напрямую зависит от содержания учебной дисциплины, методов преподавания, постановки вопросов обучающимся, определения заданий для самостоятельной работы, методически правильной организации учебной деятельности курсантов и стиля общения педагога [3].

Преподавание дисциплины должно создавать оптимальные условия для развития познавательных интересов курсантов, которые через целостную систему разнообразных методических форм должны последовательно подводить курсанта к осознанию необходимости самостоятельной учебной деятельности и повышению эффективности самостоятельного использования познавательных умений. Удовлетворению расширенных и углубленных интересов по изучению огневой подготовки служат военно-научные кружки, различные секции на кафедре вооружения и стрельбы, а также часы самостоятельной работы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что умение преподавателя формировать у иностранных военнослужащих интерес к знаниям по овладению навыками с оружием по дисциплине «Огневая подготовка» влияет на успешность обучения, развитие и воспитание сторонников в пропаганде российского вооружения в мире. Поэтому задача профессорско-преподавательского состава кафедры вооружения и стрельбы заключается в том, чтобы в своей профессиональной деятельности процесс формирования познавательного интереса к русскому оружию и методике обучения военнослужащего, обучающихся занимал одно из главных мест. Цель педагогического воздействия – обеспечить самововлеченность в деятельность, а для этого обучение должно быть не столько учащим, сколько побуждающим к творчеству, свободному, ориентированному на личностные достижения курсантов и на «успех». Управление имеет целью подчинить стихийное развитие познавательных интересов сознательному контролю, создать необходимые условия для достижения определенных целей.

Воспитательная работа с иностранными военнослужащими проводится на занятиях на кафедре, на полевых выходах в учебном центре училища с целью формирования и развития:

- высоких личностных качеств, воспитания их в духе дружбы к Вооруженным силам Российской Федерации, народам Российской Федерации, уважения их истории, традиций и обычаев;

- дисциплинированности и исполнительности, чести и достоинства;

- профессионально важных качеств, необходимых обучающимся как военным специалистам;

- ответственности за соблюдение установленных правил работы
с секретными документами и изделиями;

- добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью [1].

Основным средством воспитания и обучения иностранных военнослужащих является образовательный процесс с привлечением курсантов к внеаудиторной работе на кафедре. Ежедневно на первом часе занятий преподаватели кафедры доводят информацию о важнейших событиях в Российской Федерации и в мире продолжительностью до 5 минут. На старших курсах привлекают курсантов к участию в информировании по применению российского вооружения в различных военных конфликтах, в Вооруженных Силах национальных государств, пропаганде преимущества российского вооружения перед иностранным оружием.

При проведении учебных занятий педагоги обязательно учитывают не только национальный состав учебной группы, но и принадлежность обучаемых к разным религиозным конфессиям. Поэтому основными направлениями государственно-патриотического воспитания иностранных военнослужащих являются:

- творческое использование воспитательного потенциала разных религиозных конфессий;

- совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы к народам Российской Федерации.

Военно-патриотическое воспитание – неотъемлемая составная часть процесса воспитания, направленная на формирование высоких морально-политических, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения священного долга по вооруженной защите национального государства курсанта.

В современных условиях практически все государства, направившие на обучение своих граждан в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, в той или иной мере принимают участие в разрешении военных конфликтов. И на каждом курсе специального факультета в училище есть курсанты, которые участвовали в боевых действиях или проходили службу в Вооруженных Силах национального государства. Присутствие среди национальных (учебных) групп таких военнослужащих дает яркий пример остальным курсантам таких понятий, как патриотизм, идейная убежденность в защите своего государства, и немаловажный фактор, с каким оружием в руках они принимали участие в боевых действиях.

Опыт общения с такими курсантами показывает, что практически все они держали в руках оружие российского (советского) производства. Профессорско-преподавательский состав кафедры на всех видах занятий привлекает данную категорию курсантов к пропаганде российского вооружения.

На кафедре вооружения и стрельбы практически весь профессорско-преподавательский состав принимал участие в боевых действиях на территории республики Афганистан, на территории бывшего СССР или защищал целостность и конституционный строй Российской Федерации. Поэтому на каждом занятии преподаватели имеют возможность привести различные примеры мужества и героизма военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, а также в надежности и превосходстве российского вооружения и простоте обслуживания в ходе боевых действий.

Иностранные военнослужащие, прибывшие на обучение, имеют различные познавательные интересы (стабильная положительная мотивация учения, осознанный выбор профессии, неустойчивые мотивы познавательной деятельности, отсутствие умений применять теоретические знания на практике, восприимчивость к усвоению новых знаний, умений, навыков). Необходимо при формировании учебной программы, учитывать стремление курсанта к познавательной деятельности. Данная ситуация требует от преподавателя максимально возможной реализации индивидуального подхода в обучении иностранных военнослужащих. Это дает им возможность учиться гораздо успешнее и проявлять интерес к процессу обучения (при условии, если они будут видеть реальные успехи в обучении и прочно усваивать изучаемый материал).

И как практическое подтверждение воинского воспитания и изучения дисциплины, видение на практике преимущества российского оружия над образцами других государств, а так же правильности выбранной профессии «Родину защищать», является войсковая стажировка курсантов в частях и подразделениях Министерств обороны национальных государств. Там курсанты встречаются, беседуют и общаются не только с защитниками своего государства, но и видят более наглядное преимущество российского оружия над другими иностранными образцами. В курсантах формируются глубокие внутренние убеждения в личной ответственности за защиту своего Отечества и в надежности оружия, которое закупает или производит по российской технологии их страна. И для курсантов это является ярким примером и подтверждает их убеждение в правильности выбранной профессии. Мощным побудителем активности выступает не только интерес к познанию дисциплины, но и активность обучаемого, поскольку между ними нет четкого разграничения. Поэтому основная задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для активизации деятельности обучающегося.

Курсанты по окончании войсковой стажировки способны самостоятельно отбирать из содержания образования личностно-значимую информацию, строить взаимозависимости, обнаруживать межпредметные связи. Руководящая роль преподавателя заключается в умении скоординировать работу курсанта в нужном направлении. Это позволяет не только на более высоком педагогическом уровне обучать огневой подготовке, но и вести пропаганду российского вооружения в дальнейшей учебной деятельности иностранного военнослужащего специального факультета Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

Таким образом, в целом реализация выделенных компонентов педагогического и воспитательного общения в реальном учебном процессе необходима для повышения эффективности педагогического воздействия на личность иностранного военнослужащего, деятельность которого должна носить при этом активный поисково-исследовательский характер.


Библиографический список
  1. Приказ МО РФ от 10 декабря2000 г. № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации».
  2. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. [Текст] // А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко. – М: Просвещение, 1988. – 243 с.
  3. Реан А. А. Психология и педагогика. [Текст] / А. А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум // Под общей редакцией профессора А. А. Равна. – СПб: Питер, 2007. – 432 с.


Все статьи автора «Островский Сергей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: