УДК 371.31

ИЗ ОПЫТА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

Соколова Надежда Федоровна
Волгоградская государственная академия последипломного образования
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика и информатизация образования»

Аннотация
Описан комплект рабочих книг, созданных в пакете Microsoft Excel, для автоматизации обработки данных с целью оценки качества дистанционных курсов. Приведены скриншоты рабочих листов, позволяющие наглядно представить процесс сертификации электронных ресурсов.

Ключевые слова: электронные ресурсы


FROM THE EXPERIENCE OF AUTOMATED DATA PROCESSING IN THE PROCESS OF ASSESSING THE QUALITY OF DISTANCE LEARNING COURSES

Sokolova Nadezhda Fedorovna
Volgograd State Academy of Postgraduate Education
Ph.D., assistant professor of "Computer and Information Education"

Abstract
Describes a set of workbooks created in the package Excel, to automate the processing of data in order to assess the quality of distance learning courses. A screenshot of worksheets that allow to visualize the process of certification of electronic resources.

Keywords: electronic resources


Библиографическая ссылка на статью:
Соколова Н.Ф. Из опыта автоматизированной обработки данных в процессе оценки качества дистанционных курсов // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3244 (дата обращения: 27.05.2017).

В условиях активного распространения дистанционного обучения актуальным становится оценка качества дистанционных курсов. Дело в том, что с появлением большого количества различных программных средств, не требующих специальной подготовки в области программирования, наряду с профессиональными разработчиками дистанционные курсы стали создавать учителя общеобразовательных школ и преподаватели профессиональных учебных заведений. Более того, анализ образовательных порталов сети «ИНТЕРНЕТ» показал, что число таких ресурсов стремительно растет. Считаем, в сложившейся ситуации важнейшим условием качественного обучения с применением дистанционных образовательных технологий является проведение экспертизы этих электронных разработок.

Существуют различные предложения по оценке качества дистанционного обучения в целом и дистанционных курсов в частности. С нашей точки зрения интересными являются критерии оценки эффективности электронных курсов, разработанные в Калифорнийском Государственном Университете Чико (США), которые представлены на портале Smart education [1].

О важности проблемы контроля за созданием электронных ресурсов свидетельствует тот факт, что в сентябре 2014 г на совместном заседании комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки РФ по делам молодежи и рабочей группы Рособрнадзора по координации общественных проектов и программ в области развития качества образования было принято решение о создании группы по разработке и формированию критериев оценки качества электронного и дистанционного образования [2]. Тем не менее, единых требований к разрабатываемым электронным курсам пока не выработано.

Волгоградской академией последипломного образования накоплен некоторый опыт по вопросам экспертизы электронных ресурсов. В рамках реализации инновационного проекта «Проектирование системы по обучению учащихся лицея с использованием дистанционных образовательных технологий» нами выделены критерии для оценки качества дистанционных курсов. В основу экспертизы положены три критериальные группы: «Контент курса», «Организация управления обучением» и «Интерфейс электронного ресурса» [3]. С помощью критериев первой группы мы предлагаем оценивать наполнение курса, т. е. содержание учебно-методических материалов. Критерии второй группы позволяют проследить за организацией управления обучением, заложенной автором дистанционного курса. Наконец, назначение критериев группы «Интерфейс» ‑ это оценка эстетической привлекательности. Представление учебных материалов (цветовая гамма и стиль) должно вызывать положительные эмоции,  способствовать правильному донесению учебной информации до обучаемого. На основе показателей третьей группы также контролируются технические и технологические характеристики электронной разработки.

Для каждого критерия нами составлена оценочная шкала, с помощью которой можно сделать заключение о низком, среднем или высоком уровне ресурса по любому из показателей.

В процессе экспериментальной работы с помощью предлагаемых критериев была проведена экспертиза дистанционных курсов, которые разработаны преподавателями муниципального образовательного учреждения лицея № 9 г. Волгограда. Курс, набравший по всем показателям оценки не ниже средней, считался прошедшим экспертизу и допускался к использованию для обучения. Ему присваивался регистрационный номер и выписывался сертификат. В противном случае ресурс отправлялся на доработку с указанием замечаний и представлением рекомендаций.

С целью автоматизации процедуры сертификации дистанционных курсов нами составлен комплект рабочих книг Mirosoft Excel, который включает шесть файлов. Четыре книги имеют одинаковую структуру и предназначены для внесения оценок сертифицируемых дистанционных курсов. Каждая книга заполняется одним из экспертов. Она содержит титульный лист, на котором размещен перечень курсов, подлежащих сертификации. На этом листе эксперт может вносить только свои личные данные, остальная информация защищена от редактирования (Рис. 1. “Титульный лист рабочей книги эксперта“).

Рис. 1

Рис. 1. Титульный лист рабочей книги эксперта

 Предназначен титульный лист для оперативного перехода по гиперссылкам на какой-либо лист, соответствующий одному из курсов, с целью внесения оценок. Образец рабочего листа дистанционного курса «Химические свойства веществ» книги одного из экспертов с оценочными показателями приведен на рисунке 2. С помощью манипулятора Мышь эксперт должен выбрать баллы по каждому из предлагаемых критериев.

Рис. 2

Рис. 2. Пример листа курса «Химические свойства веществ» книги одного из экспертов

Рабочие книги экспертов связаны с книгой «Сводные данные», в которой обрабатываются поступающие от них оценки. Наличие связанных рабочих книг позволяет совместно использовать электронные документы пользователям компьютерной сети. Сводная книга имеет титульный лист с перечнем всех курсов и рабочие листы, соответствующие каждому из курсов, на которые стекается информация из рабочих книг экспертов. В этой книге для каждого курса вычисляется усредненное количество баллов, выставленных всеми экспертами, а также подсчитывается количество показателей, которые имеют усредненные баллы ниже среднего. На рисунке 3 приведен пример одного из рабочих листов книги «Сводные данные».

Рис. 3

Рис. 3. Рабочий лист курса «Химические свойства веществ» книги» сводной книги

В шестую книгу комплекта поступает информация из связанных книг, позволяющая формировать сертификаты качества дистанционных курсов. Образец электронного сертификата представлен на рисунке 4.
Рис. 4

Рис. 4. Рабочий лист с образцом сформированного сертификата

Рабочая книга «Сертификаты» имеет титульный лист и рабочие листы для формирования сертификатов. Заполнение сертификата проводится автоматически. Введенные формулы позволяют в зависимости от результатов экспертизы сформировать сертификат или отклонить создание этого документа с соответствующей аргументацией. Как отмечалось выше, в случае, если хотя бы один усредненный по данным всех экспертов показатель имеет оценку ниже средней, то ресурс получает отрицательное заключение – на рабочем листе этого дистанционного курса вместо сертификата высвечивается фраза «Курс не прошел сертификацию». Порядковый номер присваивается сертификату также автоматически и исключает возможность повторного присваивания одного и того же номера.

Подводя итог, отметим, что разработанный нами комплект рабочих книг предоставляет возможность проводить оценку качества дистанционных курсов по одним и тем же критериям, он позволяет избежать математических ошибок при подсчете результатов вычислений по данным, полученным от всех членов экспертной комиссии, а также значительно ускоряет процесс сертификации электронных ресурсов.


Библиографический список
  1. Критерии оценки эффективности электронного курса / htp://www.smart-edu.com/
  2. Рособрнадзор примет участие в разработке критериев оценки качества дистанционного обучения / Российское образование федеральный портал // http://www.edu.ru   30.09.2014
  3. Соколова Н. Ф. К вопросу проектирования системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий / Материалы II Международной научно-практической конференции. – Воронеж. 2014.


Все статьи автора «Надежда Соколова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: