УДК 37.897

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИКУМОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Киричек Ксения Александровна
Ставропольский педагогический институт
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики

Аннотация
В статье рассмотрено изучение информационных технологий студентами специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и формирование их профессиональной компетентности в области информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная компетентность, среднее профессиональное образование, строитель


PREPARING TECHNICIANS BUILDERS IN INFORMATION TECHNOLOGY

Kirichek Ksenia Aleksandrovna
Stavropol Pedagogical Institute
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics

Abstract
The article deals with the study of information technology students majoring 270802 Construction and operation of buildings and structures and the formation of their professional competence in the field of information technology.

Keywords: builder, information technology, professional competence, secondary vocational education


Библиографическая ссылка на статью:
Киричек К.А. Подготовка студентов строительных техникумов в области информационных технологий // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3276 (дата обращения: 03.10.2017).

Изменения социальных и производственных условий привели к модернизации функций техников строителей, обновлению содержания их профессиональной деятельности, связанному с расширением круга обязанностей с применением информационных технологий. В условиях информатизации производства одной из важных сторон компетентности строителя среднего звена (мастера, прораба) является высокий уровень владения компьютерной техникой и прикладным программным обеспечением для осуществления эффективной профессиональной деятельности. В связи с чем, подготовка студентов по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений должна осуществляться с возможностью формирования их профессиональной компетентности в области информационных технологий [1].

Профессиональную компетентность в области информационных технологий нам представляется возможным формировать при изучении студентами:

  • обязательной части циклов ОПОП (среди которых дисциплины математического и общего естественнонаучного цикла, общепрофессиональные дисциплины, профессиональные модули),
  • вариативной части циклов ОПОП (дисциплины «Система автоматизированного проектирования «AutoCAD», «Компьютерные технологии при составлении сметной документации» (на основании программного комплекса «ГрандСмета»)»).

Непосредственный процесс формирования профессиональной компетентности в области информационных технологий осуществляется в рамках четырех дисциплин информационного блока: информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, AutoCAD, ГрандСмета. Однако анализ литературы показал, что:

  • для проведения занятий по дисциплине информационные технологии в профессиональной деятельности отсутствуют учебные и учебно-методические пособия для студентов строительных специальностей. Существующие на данный момент учебники и практикумы предназначены для специальностей «Экономика и управление» (Е.В. Михеева) [2], «Машиностроение» (В.И Левин) [3], «Микроэлектроника и твердотельная электроника» (Е.Л. Федотова) [4] или для всех специальностей средних специальных учебных заведений (Е.В. Филимонова) [5];
  • по дисциплинам «ГрандСмета» и «AutoCAD» существует много учебных пособий, посвященных использованию этих программ, но нет практикумов, для проведения практических работ.

В связи с этим нами разработаны учебно-методические комплексы по дисциплинам информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, AutoCAD, ГрандСмета, с учетом современных образовательных стандартов [6], межпредметных связей со специальными дисциплинами, профессиональной деятельностью строителей, уровня профессионального образования, изучаемых версий программного обеспечения, последних тенденций развития педагогической науки. На сайте «Учебно-методические комплексы» (umk-spo.biz) размещены рабочая программа, календарно-тематическое планирование и методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине информационные технологии в профессиональной деятельности для студентов, обучающихся по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Практические работы по дисциплинам информационного блока основаны на реализации компетентностного подхода, т. е. задания построены не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из определенных задач и целей, путем обсуждения всевозможных вариантов решения и определения самого оптимального. Но построение и проведение таких работ невозможно без знания основ информатики.

Как было сказано выше, для проведения практических занятий нет практикумов для студентов строителей, поэтому нами разработан «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности» [7], который позволяет студентам наглядно показать связь информационных технологий с темами междисциплинарных курсов, а также практическое применение информационных технологий в профессиональной деятельности строителей среднего звена. При этом часть заданий носит творческий характер, где студент не может действовать «по образцу», что позволяет формировать профессиональную компетентность в области информационных технологий.

Конкретизируем на примере методику работы с творческими заданиями по формированию указанной компетентности.

Студент, получив задание, анализирует его содержание, определяет способы и намечает план его выполнения. Если возникают затруднения, то преподаватель наводящими вопросами способствует поиску верного направления решения. Проиллюстрируем и уточним на примере задания, в результате выполнения которого необходимо разработать и распечатать эмблему строительной фирмы. Получив данное задание, студент должен осознать, что от него требуется: первое, разработать (придумать) эмблему строительной фирмы; второе, распечатать эту эмблему. Далее, определиться какую программу использовать для создания эмблемы, и в зависимости от этого какими средствами и в какой последовательности пользоваться. Если появляются трудности при выполнении задания, то в зависимости от того, на каком этапе, преподаватель может задать, например, такие вопросы. Какие объекты хотелось бы использовать при разработке эмблемы? Что будет отображать эмблема? С помощью каких программ возможно это сделать? С помощью каких программ легче? И т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна быть организована так, чтобы она увлекала их, тем самым способствовала развитию творческих способностей, углублению знаний, умений и навыков, как в области информатики, так и в профессиональной деятельности. В соответствии с последней редакцией образовательных стандартов, приоритеты в обучении ориентированы на деятельность самого студента по поиску, осознанию, переработке и использованию информации и новых знаний. Такое реформирование в образовании связано с тем, что профессионально значимые качества специалиста основываются не столько на объеме и полноте конкретного знания, сколько на способности пополнять его, умении разрешать профессиональные задачи, осознано и продуктивно использовать в своей деятельности современные информационные технологии. Развитие творческих способностей, навыков самостоятельного поиска, обработки, анализа и усвоения информации, мы попытались осуществить в рамках часов, отведенных на самостоятельное изучение дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности при разработке студентами проекта «Информационные технологии в строительной отрасли». Работа над проектом побуждает студентов не только к глубокому изучению темы, но и к освоению новых программ, развитию коммуникативных, интеллектуальных, конструкторских, организационных способности. Проекты можно выполнять либо индивидуально, либо в паре или группе из трех человек. Групповая работа над проектом допустима в силу того, что способствует усилению мотивации и взаимной интеллектуальной активности учащихся, повышает эффективность познавательной деятельности за счет взаимного контроля. Студентам дается примерная структура проекта, при этом поясняется, что можно отклониться от предложенного варианта содержания, главное требование – раскрыть тему. В течение изучения дисциплины студенты работают над своими проектами, а затем проходит их защита, по возможности открытая, на одном из последних занятий.

В результате такой организации занятий студенты: овладевают современными информационными технологиями применительно к своей специальности; получают возможность выйти на компьютерную разработку и оформление курсовых проектов, выпускной квалификационной работы; показывают высокий уровень заинтересованности в получении образования. Т.е. использование компетентностного подхода при подготовке техников строителей позволяет формировать их профессиональную компетентность в области информационных технологий.


Библиографический список
  1. Киричек К.А. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий техников строителей: автореф. дис. канд. пед. наук: Ставрополь, 2010. – 25 с.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
  3. Левин В.И. Информационные технологии в машиностроении: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
  4. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие, М.: Форум, 2012, – 368 с.
  5. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009, – 381 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. – М., 2010. – 72 с.
  7. Киричек К.А. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Смоленск: Маджента, 2010. – 116 с.


Все статьи автора «Киричек Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: