УДК 159.928.235

«СОЦИОМЕТРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА» КАК НАЧАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ

Акбарова Санобар Нарзикуловна1, Исаханова Нигора Хикматовна2
1Ташкентский Педиатрический Медицинский институт (Узбекистан), кандидат психологических наук
2Ташкентский Педиатрический Медицинский институт (Узбекистан), ассистент

Аннотация
В статье анализируются результаты проведения методики «Социометрия интеллекта» у учащихся лицея города Ташкента. Выявлено достоверная корреляция между данными этой методики и успеваемостью учеников в виде четвертных оценок по предметам точных наук.

Ключевые слова: одарённость, профориентация, склонности, социометрия интеллекта, способности


«SOCIOMETRY OF INTELLIGENCE» AS AN INITIAL TECHNIQUE OF REVEALING OF PROPENSITIES AND APTITUDES

Sanobar Narzikulovna Akbarova1, Nigora Hikmatovna Isahanova2
1Tashkent Pediatric Medical institute (Uzbekistan), PhD
2Tashkent Pediatric Medical institute (Uzbekistan), аssistant

Abstract
The article analyzes the results of the method "Sociometry of intelligence" at the Lycéum in Tashkent city. It was revealed significant correlation between the data of this method and student’s performance in the form of quarter estimates of the exact sciences.

Keywords: aptitudes, endowment, propensity, sociometry intelligence, vocational guidance


Библиографическая ссылка на статью:
Акбарова С.Н., Исаханова Н.Х. «Социометрия интеллекта» как начальная методика выявления склонностей и способностей // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3375 (дата обращения: 06.10.2017).

Изучение склонностей и способностей является важным аспектом психологии в плане профориентации и подготовки кадров. Поскольку профессиограмма каждой специальности требует определенных способностей [1].

На сегодняшний день для изучения склонностей и способностей разработано множество методик, где главным испытуемым является сам объект изучения, также существует альтернативный метод, где на опросник отвечают окружающие люди исследуемых объектов.  Одной из таких методик является социометрия.

Метод социометрии разработанный французским учёным Ж.Морено [2] был очень популярным в 70-годы. В 1989 году эта методика была переработана и адаптирована в Ташкенте профессором Б.Р.Кадыровым [3] в целях отбора среди учеников средних школ сообразительных и активных учащихся. Первоначальный вариант этой методики имел 16 вопросов: 8 из которых выявлял тех, кто хорошо учиться по данным предметам, а остальные 8 вопросов направлены для выявления тех, кто мог бы хорошо учиться по этим же предметам.  Последние 8 вопросов могли бы прогнозировать склонности к данным предметам. В процессе многолетних исследований количество и содержание вопросов были многократно изменены. В 1998 году данная методика имела 6 вопросов и под названием «Социометрия интеллекта» была первичным этапом в технологии отбора в «Центре одарённости», который функционирует существующее в городе Ташкенте.

Инструкция по проведению этой методики в школах и средних специальных учебных заведениях заключается в следующем: «Вам предлагается 6 вопросов. Дайте справедливые ответы, сначала подумайте. Не показывайте ваши ответы другим. Заданные вопросы требует от вас выбрать 3 учеников из вашего класса. На первое место поставьте «самого лучшего», на второе «лучшего» и на третье «хорошего». Если вы не можете найти достойных ставьте минус (-). Если достойных больше 3 человек вы всё равно  должны выбрать только 3 из них». Методист читает все вопросы по очереди и ученики записывают свои ответы. Вопросы следующие:

А. Кто в классе хорошо знает математику и физику?                           1.                          2.                         3.

Б. Кто в классе хорошо знает биологию, химию или географию?                           1.                          2.                         3.

В. Кто в классе много читает художественную или историческую литературу, хорошо и без ошибок пишет сочинения?                           1.                          2.                         3.

Г. Кто в классе достиг успехов в сфере искусство, например, хорошо рисует, хорошо играет на музыкальных инструментах, имеет богатый эстетический вкус?                           1.                          2.                         3.

Д. Выберите 3 учеников в классе, кто самый мудрый, начитанный и много работает над собой в изучении иностранных языков?                           1.                          2.                         3.

Е. Когда имеются трудности по предметам, к кому вы обращаетесь за помощью в классе, то есть кто хорошо знает все предметы и хорошо объясняет?                           1.                          2.                         3.

На проведение этой методики уходить максимум 10-15 минут. Собранные ответы анализируются следующим образом. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица. В каждой матрице указываются фамилии учеников, которые упомянуты в ответах и записываются все оценки, поставленные в виде 1-место, 2-место или 3-место как в Таблице 1.  Количество голосов обозначаются буквой «Н», сумма данных мест буквой « М». Если «М» разделить на «Н», то получаем коэффициент «К», который показывает среднее количество приоритета ученика в классе в сфере одарённости. Чем ближе «К» к 1, тем выше приоритет ученика. Каждая из 6 матриц заполняется таким образом. Далее в каждой матрице определяется ученики, набравшие больше 50 % голосов. Если ученик набрал таких голосов в 3 и больше матрицах он проходит отбор. При большом количестве отобранных таким образом учеников, им также присваиваются места 1-е, 2-е и так далее. Мы изучили 9в-класс лицея города Ташкента.

Таблица 1. Матрица А (Математика, физика).

Фамилия Показатели Н М К
1 Содикова Н 111111111111111111 18 18 1
2 Кобилова З 2222222312 10 20 2
3 Тухтаев Д 3323 4 11 2,7
4 Курбонов Б 323 3 8 2,6
5 Машарипов Д 3332 4 11 2,7
6 Кобилов Ш 23332 5 13 2,6

Таблица 2. Матрица Б (Химия, биология, география).

Фамилия Показатели Н М К
1 Содикова Н 121121111111112 15 19 1,2
2 Тухтаев Д 222133323 9 21 2,3
3 Курбонов Б 31112 5 8 1,6

Таблица 3. Матрица В(Литература).

Фамилия Показатели Н М К
1 Саидахмедов Х 11112223221221111 17 26 1,5
2 Содикова Н 2221111131112212 16 24 1,5
3 Тухтаев Д 3333 4 12 3

Таблица 4. Матрица Г(Искусство).

Фамилия Показатели Н М К
1 Ахмедова Б 1221321212311 13 17 1,3
2 Камбарова Г 12131321213 11 20 1,8
3 Саидахмедов Х 11221 5 7 1,4
4 Каримов Д 33121 5 10 2
5 Содикова Н 112 3 4 1,3

Таблица 5. Матрица Д (Иностранные языки).

Фамилия Показатели Н М К
1 Содикова Н 111111111111111211 18 19 1,05
2 Куробонов Б 23 2 5 2,5
3 Эгамбердиев А 32321232222223 14 31 2,2
Таблица 6. Матрица Е (Одарённость).
Фамилия Показатели Н М К
1 Содикова Н 1111121111111121 16 18 1,1
2 Кобилова З 2222222312 8 17 2,1
3 Рахимов А 32 2 5 2,5 

В результате, только Содикова Н была избрана как одарённая ученица, поскольку она получила высокие показатели голосов в пяти матрицах (А,Б,В,Д,Е), где в классе было 31 ученик. Далее была изучена корреляционная связь показателей «Социометрии интеллекта» с успеваемостью учеников, а именно 1-,2-,3-четвертными оценками. Мы остановились только на точных науках (алгебра, геометрия, информатика, физика). Корреляции между данными матрицы А по «Социометрии интеллекта» и четвертные оценки по алгебре, геометрии, информатике были положительными (Таблица 2). Как видно из Таблицы 2, корреляционная связь между социометрическими показателями и успеваемостью по математическим предметам высокая. Особенно она возрастает во 2-ой и 3-ей четверти, по сравнению с 1-четвертью.

Таблица 7. Корреляция между матрицей А и четвертными оценками по предметам алгебра, геометрия, информатика и физика.

Социометрия, матрица А
Н М К

Четвертные оценки

513 489 -328 Алгебра, 1-четверть
615 620 -243 Алгебра, 2-четверть
586 534 -180 Алгебра, 3-четверть
437 387 -319 Геометрия, 1-четверть
648 633 -359 Геометрия, 2-четверть
519 404 -395 Геометрия, 3-четверть
504 512 -290 Информатика, 1-четверть
631 612 -298 Информатика, 2-четверть
533 421 -427 Информатика, 3-четверть
200 214 -211 Физика, 1-четверть
305 341 -146 Физика, 2-четверть
507 478 -129 Физика, 3-четверть

Преимущество методики «Социометрия интеллекта» состоит в том, что ученика оценивают все одноклассники в классе, и этим добивается объективность, справедливость оценок. И все же, не смотря на то, что «Социометрия интеллекта» выявляет склонности и способности учеников, это методика имеет и недостатки. На наш взгляд, оценка одарённости учеников одноклассниками ограничивается в пределах класса. Оценка производится в сравнении с другими учениками, которые учатся только в этом классе.   А в классе  могут учиться ученики даже с максимальным интеллектом, который не превышает среднего коэффициента.  Поэтому эта методика самостоятельно, т. е. не проходя следующие этапы отбора одарённости, не может быть достоверной на 100%.


Библиографический список
  1. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с.
  2. Морено Д. Социометрия: пер. с англ// М.: Инлит.-1958.
  3. Б.Р.Кадыров «Изучение склонностей подростков», 1996.


Все статьи автора «sanobar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: