УДК 37.018, 378.6, 355.543.25

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ В ПРАКТИКУ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Тумаков Николай Николаевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова
старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы подполковник

Аннотация
В статье приводится обоснование необходимости внедрения специальной скоростной стрельбы: современный бой характеризуется преимущественным применением оружия на дистанциях до 100 метров, где военнослужащие должны в сжатые сроки уничтожить противника. Этому учит специальная скоростная стрельба.

Ключевые слова: военный вуз, обучение стрельбе, скоростная стрельба


ON THE NEED TO INTRODUCE A SPECIAL HIGH-SPEED SHOOTING WEAPONS IN TEACHING SOLDIERS

Tumakov Nikolai Nikolaevich
Ryazan Higher Airborne Command School named after General of the Army V.F. Margelov
Senior Lecturer, Department of weapons and shooting, lieutenant colonel

Abstract
Modern combat is characterized by the predominant use of weapons at distances up to 100 meters, where soldiers need in a short time to destroy the enemy. Teaches special high-speed shooting.

Библиографическая ссылка на статью:
Тумаков Н.Н. О необходимости внедрения специальной скоростной стрельбы из стрелкового оружия в практику обучения военнослужащих // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3407 (дата обращения: 14.07.2023).

«Если тратить на образование и вооружение столько денег, сколько нужно, то все остальные деньги будут тратиться правильно.»

Как известно, ошибки в тактике можно исправить меткой стрельбой, ошибки в стрельбе не исправить ни чем.

Опыт современных конфликтов с использованием стрелкового оружия, в том числе и на Украине, показывает, что они происходят в условиях города, где значительно уменьшена возможность манёвра; применение стрелкового оружия происходит на небольших расстояниях, до ста метров, при этом есть возможность широкого использования различных преград для укрытия.

В связи с изменившимися условиями боевых действий возникла необходимость модифицировать и методику обучения военнослужащих стрельбе из стрелкового оружия, так как для современного боя характерны следующие черты: быстрая и прицельная стрельба; стрельба в движении и по подвижным целям; стрельба из «неудобных положений» и стрельба недоминантной рукой.

Высокое качество огневой выучки личного состава обеспечивается умелым планированием, строгой методической последовательностью в обучении, правильной организацией занятий, систематическим проведением огневых тренировок и стрельб с высокой эффективностью, рациональным применением современной учебной материально-технической базы.

Чтобы подготовить военнослужащих к современному бою, используется разработанная в РВВДКУ методика – обучение военнослужащих специальной скоростной стрельбе, базирующаяся на методике обучения практической стрельбе [1], дополненная тактическими и специальными военными особенностями. Разработанная методика позволяет развивать у военнослужащих специальные навыки и качества, необходимые для выполнения боевых задач в различных видах современного боя, способствует формированию и поддержанию высокой морально-волевой, военно-специальной, психической и физической готовности военнослужащих к боевой деятельности, а также боевой слаженности воинских подразделений. Её цель – воспитывать у военнослужащих стремление к совершенствованию способности выполнять профессиональные приёмы со стрелковым оружием, переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения.

Для обучения специальной скоростной стрельбе необходимо создавать определённые условия, в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище внедрена данная методика обучения военнослужащих стрельбе из стрелкового оружия на основе использования многофункционального стрелкового комплекса, позволяющего отработать различные боевые ситуации в условиях, максимально приближенных к боевым, и использования специальных упражнений [2].

Разработанная и апробированная в РВВДКУ методика обучения курсантов специальной скоростной стрельбе определяет особенности организации и проведения занятий по специальной огневой подготовки. Используемый для обучения курсантов стрелковый комплекс – несколько тиров для разноуровневой подготовки курсантов – от начального обучения стрельбе до подготовки специалистов высокого уровня, способных решать задачи в боевых или приближённым к боевым условиях.

Тиры для подготовки стрелков начального уровня предназначены для первоначальной отработки навыков специальной скоростной стрельбы. В тирах построены стационарные упражнения для обучения военнослужащих, направленные на то, чтобы в любых условиях военнослужащий научился делать быстрый и точный выстрел на дистанции ведения действительного огня, четко идентифицировать цель и принимать быстрые верные решения при огневом контакте.

На начальном этапе специальной огневой подготовки производится базовое обучение, включающее одиночную и групповую подготовку военнослужащих. Основные технические составляющие начального этапа специальной огневой подготовки: правила безопасного поведения с оружием; материальная часть оружия; техника стрельбы; варианты стоек и позиций удержания оружия; выхватывание пистолета из кобуры, ношение оружия в кобуре; различные варианты досылания патрона в патронник; вскидывание автомата на цель: ношение автомата на ремне; вскидывание автомата на цель; различные варианты досылания патрона в патронник; оценка результатов стрельбы; раневая баллистика; сдвоенный выстрел; множественные цели; смена магазина; устранение задержек оружия; повороты и разворот, атака с флангов и тыла; стрельба с колена, лежа, в движении, из-за укрытия; работа с оружием одной рукой; стрельба и идентификация цели в толпе; защитная стрельба; работа с автомобилем; переход с основного оружия на резервное; работа с оружием ночью; работа в паре, четверке и группе.

При выполнении упражнений и стрелковых тактических задач военнослужащими используются на начальном этапе неснаряжённые магазины, так как необходимо выработать умение правильно обращаться с оружием, далее – полностью снаряженные магазины. Даже если в упражнении нужно сделать один-два выстрела, военнослужащий выходит на его выполнение с полным магазином. Сохраняются полная реалистичность обстановки и производится обучение контролю за количеством боеприпасов, если в ходе выполнения упражнения требуется перезарядка, то полностью боеприпасами снаряжается нужное количество магазинов. Когда у военнослужащих сформированы базовые навыки скоростной стрельбы, производится обучение стрельбе из-за укрытий, через проемы, в ходе перемещения на фоне тактической обстановки.

Обучение специальной скоростной стрельбе на всех уровнях базируется на моделировании конкретных стрелковых ситуаций, в которых реально применяется оружие, при этом стрелок заранее не знает задания. Пропуская личный состав через такие испытания, можно предположить, как повел бы себя тот или иной человек в реальной ситуации. Правильно сбалансированный комплекс упражнений выявляет сущность мастерства стрелка. Понятно, что при реальном огневом контакте тот, кто умеет стрелять только в «десятку» при длительном и тщательном выцеливании, быстрее сам получит пулю точно так же, как стрелок выполняющий выстрел за доли секунды, но при этом никуда не попадает. Очевидно, для того, чтобы победить, необходим баланс между скоростью стрельбы и точностью попадания – лучше попасть в противника за полторы секунды, чем за одну секунду промазать. Целью обучения становится овладение навыком стопроцентного поражения цели или нескольких целей в минимально возможное для каждого человека время. Практические задания выполняются с использованием любого стиля стрельбы, различных стоек и изготовок, с ведением огня правой, левой и двумя руками. Важнейшим элементом обучения является навык заряжания оружия, а также смены магазинов или пополнения боеприпасами оружия по ходу выполнения упражнения.

Задания в скоростной стрельбе строятся так, чтобы стрелок смог показать свои умения. Кроме того, стрелок выполняет задания на фоне декораций, которые могут имитировать любые ситуации. С исходного положения, как правило, все мишени сразу не видны, поэтому для полного выполнения задания необходимо эти мишени найти и поразить по мере их появления при движении по обстановке. Очень важно отметить то, что и одно упражнение не отрабатывается годами, как в классической стрельбе. Обычно стрелку даётся две-три минуты для ознакомления с условиями незнакомого ему упражнения и выработки тактики его выполнения. То есть мгновенно надо принять решение, выработать тактику стрельбы, имея определенный запас навыков, и обязательно контролировать свои действия при его реализации. Этим специальная скоростная стрельба учит не только быстро и метко поражать цели, но и ориентироваться в реальной стрелковой ситуации, правильно принять решение на применение оружия.

В ходе тренировок стрелок очень быстро нарабатывает умение контролировать оружие и окружающую обстановку в состоянии стресса, появляется уверенность в обращении с оружием, закрепляются навыки безопасного обращения с оружием, будь то пистолет, или автомат. Для наиболее успешного и быстрого выполнения упражнения, стрелок учится тщательно анализировать сложные мишенные обстановки и строить свой собственный тактический план на выполнение упражнения [3].

При выполнении упражнений стрельб военнослужащие должны быть в полевой форме одежды с полевым снаряжением, форма одежды может определяться командиром подразделения в зависимости от планируемой задачи и региона действий. Например, при отработке навыков стрельбы в горах военнослужащие дополнительно экипируются предметами носимого имущества (или их заменителями, соответствующими по форме, массе и укладке), предусмотренные табелем к штату данного соединения и нормами снабжения с учетом времени года.

Итоговый контроль стрелковой подготовки военнослужащих осуществляется в тире, представляющем собой многоуровневый комплекс со множеством переходов, световыми и шумовыми имитаторами, имитирующими бой в городе. Выполнение упражнения на комплексе является решением боевой задачи, которая может меняться в зависимости от уровня подготовки военнослужащих. Несмотря на стационарность построенных тиров и стрелкового комплекса, преподаватель может сколь угодно варьировать упражнения, выполняемые обучаемыми, не вызывая у них привыкания к мишенной обстановке, что позволяет, изменяя обстановку, обучать военнослужащих в условиях, максимально приближенных к боевым. Как показал эксперимент, внедрение специальной скоростной стрельбы в обучение военнослужащих позволяет научить их быстрой прицельной стрельбе, что значительно улучшает качество их готовности к условиям современного боя.


Библиографический список
  1. Крючин, В.А. Практическая стрельба. [Текст] / В.А. Крючин – Челябинск, 2006. – 411 с.
  2. Старков, Р.В. Сборник упражнений подготовительных стрельб из стрелкового и специального оружия для курсантов РВВДКУ. [Текст] / Р.В. Старков, С.Н. Островский, Н.Н. Тумаков, Д.Ю. Коротаев, Е.И. Гужвенко. Под ред. А.Г. Концевого – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 108 c.
  3. Тумаков, Н.Н. Разработка и использование специального стрелкового комплекса для обучения военнослужащих. [Текст] / Н.Н. Тумаков, Е.И. Гужвенко, В.Ю. Гужвенко. Военная наука в России и за рубежом: вторая всероссийская межведомственная научная конференция (Москва, 20 ноября 2013 г.): сб. статей / под ред. И.Е. Сойкина и В.А. Аваткова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, воен. кафедра. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – С. 187-194.


Все статьи автора «elena_guj»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: