УДК 37

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гурьева Вероника Викторовна1, Поповкина Ольга Петровна2
1Филиал «Ставропольского Государственного Педагогического Института» в г. Железноводске, студентка гуманитарного факультета
2Филиал «Ставропольского Государственного Педагогического Института» в г. Железноводске, старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам эстетического развития детей младшего школьного возраста путем обучения декоративно-прикладной деятельности. Выявлены показатели эстетического развития детей, выделены и рассмотрены категории эстетического сознания; определены принципы, на которые стоит опираться в обучении детей декоративно-прикладной деятельности. Дан краткий очерк подходов к определению специфики понятия декоративно-прикладного искусства, а также рассмотрены некоторые виды в работе с детьми.

Ключевые слова: декоративно-прикладная деятельность, искусство, эстетическая деятельность, эстетическое развитие, эстетическое сознание


ARTS AND CRAFTS ACTIVITIES AS A MEANS OF AESTHETIC DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Gurieva Veronica Viktorovna1, Popovkina Olga Petrovna2
1Branch "Stavropol State Pedagogical Institute" in Zheleznovodsk, student of the Faculty of Humanities
2Branch "Stavropol State Pedagogical Institute" in Zheleznovodsk, senior lecturer of the Department of primary and pre-school education

Abstract
This article deals with the problems of aesthetic development of primary school children by teaching arts and crafts activities. The indexes of the aesthetic development of children identified and discussed category of aesthetic consciousness; sets out the principles that are worth based in teaching children arts and crafts activities. A brief outline of approaches to determine the specificity of the concept of arts and crafts, as well as address some kinds of work with the children.

Keywords: aesthetic activity, aesthetic consciousness, aesthetic development, art, arts and crafts activities


Библиографическая ссылка на статью:
Гурьева В.В., Поповкина О.П. Декоративно-прикладная деятельность как средство эстетического развития младших школьников // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3507 (дата обращения: 01.10.2017).

Уже в глубокой древности, было известно, что развитие человека тесно связано с его возрастом. В настоящее время эта проблема актуальна, наблюдается возрастающее значение эстетического развития детей. Эстетическое развитие личности формируется с раннего детства и поэтому, в отличие от взрослого человека, в большей степени поддается изменению и совершенствуется.

Показателем эстетического развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения декоративно-прикладной деятельности является степень развития способностей к восприятию, оценке и способности к эстетической деятельности. В способности к эстетической оценке и эстетической деятельности, к художественному творчеству ведущей чертой является «наглядное мышление», мышление образами. Если информация об определенных свойствах дана в связи с другими явлениями, то такой способ отражения предметов и является образным и связан с потребностью человека определить ценность предмета. Наряду с образным выступает теоретическое мышление. Теоретическое мышление мы оперируем понятиями, а формируются они в сознании благодаря  способностям к отвлечению отдельных свойств от целого, их анализу, нахождению общих признаков, синтезу.

У ребенка в процессе эстетического развития формируется эстетическое сознание (C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, B.C. Выготский, Б.П. Теплов, А.Н. Леонтьев, И.Б. Астахов) [1, с. 3].

Большинство исследователей, занимающихся вопросами эстетического   развития   выделяют следующие категории эстетического сознания:

  • эстетическое восприятие,
  • эстетический вкус (эстетические чувства),
  • эстетический идеал,
  • эстетические оценки (эстетические суждения),
  • эстетические потребности
  • развитие индивидуальных творческих способностей [2, с. 2].

Через чувственно-конкретное восприятие дети воспринимают произведения искусства, их внешний облик и внутренний смысл. Сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. Эстетический вкус формируется у человека на протяжении многих лет, в период становления личности. Эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.

Одна из самых важных и наименее разработанных в современной эстетике проблема – проблема сущности эстетического суждения. Одной из самых высоких ступеней развития эстетического сознания, которую иногда называют вторичным суждением вкуса является эстетическое суждение. Эстетическое суждение представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с непосредственным, интуитивным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал.

Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир.  Понятие «эстетическая потребность» охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве.

Необходимым  условием  построения  современной  системы  эстетического развития личности младшего школьника является использование декоративно-прикладной деятельности в педагогической работе с детьми.

Под декоративно-прикладным искусством понимается – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью [3, с. 183].

Долгое время традиционные подходы к определению специфики декоративно-прикладного искусства, исходя из особенностей предмета деятельности художника, терпели неудачу. Это объяснялось тем, что термин «декоративно-прикладное искусство» являлся собирательным, условно объединяющим два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное творчество художника концептуально, прикладное − предметно. Многие исследователи пытались обойти столь неудачное и неловкое название и предлагали несколько иное: «искусство бытовой вещи» (Д. Аркин), «производственное искусство» (Б. Арватов), «преобразительное искусство» (А. Салтыков), «прикладное искусство» (М.Каган), «искусство предметного мира» (Н. Воронов). Термин «декоративно-прикладное искусство» действительно противоречив и освещен историей, поэтому ни одно из этих названий так и не прижилось [4, с. 706].

В период античности и средневековья, искусство было целостным − одновременно изобразительным, декоративным и прикладным. Древними греками искусство понималось лишь как хорошо выполненная, искусная работа, при этом не разделяя понятий материальной и художественной деятельности, и обозначали ее одним словом «techne».

В своей работе А. Лосев отмечал, что Гомер «не знает ни скульптуры, ни живописи» как самостоятельных видов искусства, но подробно описывает их как «разного рода художественные изделия…» [5, с. 212-213].

Лишь с XVI-XVII вв., в связи с отделением живописи и скульптуры от архитектуры и превращением их в станковое искусство, появилась область профессиональной деятельности, которой и было дано специальное название [4, с. 706].

Специфика такого вида искусства заключается в образно-эмоциональном отражении мира, она в свою очередь оказывает сильное воздействие на ребенка, который «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями», по образному выражению выдающегося педагога К.Д.Ушинского.

Задача эстетического развития детей путем декоративно-прикладного искусства в образовательной системе должна заключаться в том, чтобы систематически развивать необходимые для занятий способности учащихся: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т.д., а также формировать потребности в творчестве и общении с искусством. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием.

На особую роль декоративно-прикладной деятельности в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста указывали многие исследователи детского творчества – А.П. Усова, Н.Б. Халезова, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Е.К. Ковальская, Ю.В. Максимов и другие. Занятия рисованием, аппликацией и лепкой способствует развитию художественного мышления, наблюдательности, творческого воображения и памяти ребенка.

Все обучение основам декоративно-прикладного искусства должно опираться на следующие принципы:

−      связь занятий с современными требованиями общества к искусству и его роли в организации художественной среды;

−      развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека;

−      формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и художественную оформленную вещь;

−      сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы [6, с. 73].

Не каждый ребенок придя в мир, становится художником, но определенным потенциалом эстетического и художественного развития обладает каждый ребенок, вступающий в мир и этот потенциал нужно стремиться раскрыть в нем. На всех этапах эстетического развития необходимо обращать особое внимание на развитие образного восприятия, формирование роли и места декоративно-прикладного искусства, специфику использования цвета в декоративно-прикладной деятельности. Процесс развития детей предположительно строить на игровых методах. На начальном периоде игровая методика особенно важна, так как благоприятствует общей заинтересованности и создает на занятиях творческую атмосферу.

Эстетическая деятельность самих детей – вот в первую очередь тот материал и та основа, на которых их нужно учить эстетически воспринимать, оценивать и преобразовывать мир. Знакомить детей следует через различные виды деятельности декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладная деятельность многогранна и разнообразна.

Одним из излюбленных детьми видов деятельности в этой области является аппликация. В работе с аппликацией используются различные материалы: бумага, картон, ткань, вата, соломка, ракушки, песок, нити и многое другое.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают, развивается чувство цвета, симметрии, ритма и на этой основе формируется художественный вкус. Создание силуэтных изображений требует большой работы воображения и мысли, так как в силуэте отсутствуют детали, которые порой являются  основными признаками предмета.

Следующим из примечательных видов является лепка из соленого теста. Лепка – наиболее увлекательное занятие из области декоративно-прикладной деятельности, а также эффективный метод воздействия на ребенка. На сегодняшний день лепка из теста не утратила своей популярности, а наоборот является востребованным видом искусства из-за своего приятного, податливого и экологически чистого материала. Благодаря занятиям с тестом легко осваиваются основные приемы лепки, развиваются осязания обеих рук.

При лепке ребенок изображает все стороны предмета, что невозможно было бы сделать в рисовании или другом виде деятельности. В ходе занятий детей лепкой идет живой процесс творчества. Это своего рода игра. Лепка формирует у детей художественный вкус, учит понимать прекрасное, развивает эстетическое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, художественно-образное мышление.

Настоящим чудом или своего рода фокусом можно назвать «оригами». Этот вид деятельности очень интересен и занимателен в своем изобретении. Особенность такого рода занятия заключается в том, что из обычного бумажного листа, без клея и ножниц, без подручных средств можно смастерить все, что угодно.

Среди многих известных людей есть те, кто восхищался этим видом искусства и даже с величайшим удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди них известный итальянский изобретатель и художник – Леонардо да Винчи.

Искусство – каждый понимает его по-разному, а великий русский писатель и мыслитель Л. Н. Толстой, в своей статье «Что такое искусство» описывал случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями… Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство”.

Использование техники оригами из области декоративно-прикладной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста оказывает большое значение для эстетического развития:

-           учит детей  различным приемам работы с бумагой;

-           стимулирует развитие памяти, внимания, пространственного воображения;

-           развивает творческие способности детей и художественный вкус, активизирует их фантазию и воображение;

-       способствует совершенствованию трудовых навыков, формированию культуры труда.

В процессе выполнения оригами взаимодействует, как левое, так и правое полушарие головного мозга, поскольку идет одновременный контроль над движениями обеих рук, что положительно сказывается на активности и ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.

Таким образом, в процессе создания детьми предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается творческое стремление детей преобразовывать мир. Н. Д. Бартрам писал, что знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее [7].


Библиографический список
  1. Рябченко А.В. Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/vliyanie-zanyatiy-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na.
  2. URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00041923_0.html (дата обращения: 7.01.2015)
  3. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. /Буров А. И. – М.,1975.
  4. Власов В. Г. / Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т.2. − СПб.: ЛИТА, 2000. − 848 с.: ил.
  5. Лосев А. История античной эстетики. − М.: Мысль, 1967. Т. 1. С.
  6. Борев Ю. Эстетика М.:Политиздат.- 1988 г.-496с.
  7. URL: http://sundekor.ru/refarat/bystro/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-detei/ (дата обращения: 6.01.2015)


Все статьи автора «Гурьева Вероника Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: