УДК 378.09

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Мушкирова Анна Николаевна
Боханский филиал ФГБОУ "Бурятский государственный университет
Старший преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются взаимосвязанные этапы процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций и развития субъектности студентов в образовательном процессе, представлены педагогические условия формирования профессиональных ценностных ориентаций.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональные ценностные ориентации, субъектность студентов, этапы


ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS AS THE FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF STUDENTS

Mushkirova Anna Nickolaevna
Bokhan Branch of the Buryat State University
Senior teacher

Abstract
The article discusses the interrelated stages of the process of formation of professional value orientation and development of subjectivity of students in the educational process; the pedagogical conditions of formation of professional value orientation are shown.

Keywords: pedagogical conditions, professional value orientation, stages, subjectivity of students


Библиографическая ссылка на статью:
Мушкирова А.Н. О формировании профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/4098 (дата обращения: 27.05.2017).

Существенные преобразования в обществе, изменения в экономической, политической и социально-культурной жизни, информатизация и нарастающая глобализация всех сфер современной действительности порождают новые требования к воспитанию студентов, будущих специалистов, способных реализовать личностную программу становления в качестве профессионала, отличающегося сформированной системой профессиональных ценностных ориентаций и развитой субъектностью.

Методологические положения о развитии субъектности человека, разработанные К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, А.В. Брушлинским, А.Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном и другими отечественными учеными,  выделение в исследованиях А.В. Кирьяковой, Т.А. Ольховой, Т.В Эксакусто, Ю.К. Дугановой, Т.А. Стахневой, Н.М. Борытко, О.А. Мацкайловой, Д.В. Тырсикова и др. существенной роли ценностных ориентаций в субъектности личности служат основами для разработки вопросов формирования профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов.

Мы вслед за Т.А. Ольховой рассматриваем субъектность студентов как аксиологическую характеристику личности, проявляющуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества студента, независимо от направления выбранной профессиональной специализации [1, с.4]. Профессиональные ценностные ориентации определяем как систему устойчивых отношений личности к профессии, к себе, как деятелю профессиональной сферы, служащих смыслообразующим компонентом профессиональной деятельности, определяющим ее личностное и социальное значение.

Анализ теоретических источников позволил нам выделить детерминантную взаимосвязь между субъектностью студента и профессиональными ценностными ориентациями. Соответственно данному положению, этапы формирования профессиональных ценностных ориентаций (присвоение студентом профессиональных ценностей, преобразование личности студента на основе профессиональных ценностных ориентаций, самопроектирование личности в профессии)  и развития субъектности студентов (адаптация,  ценностное самоопределение, самореализация) имеют взаимообуславливающий и, в некотором плане, синхронный характер. Возникает вопрос, соотносимы ли представленные процессы во временном периоде. С одной стороны, мы понимаем условность временного разграничения этапов, как процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций, так и этапов развития субъектности. Этапы формирования одних ценностей не всегда совпадают со стадиями формирования других ценностей, этапы развития субъектности могут отличаться разным временным промежутком, но, с другой стороны, возникает возможность выявить определенные взаимосвязи между ними. Присвоение студентом профессиональных ценностей происходит в период адаптации студентов к образовательной среде вуза, преобразование личности студента на основе профессиональных ценностных ориентаций разворачивается в период ценностного самоопределения, самопроектирование личности в профессии совершается в период ее самореализации. Рассмотрим представленные этапы подробнее.

Первый этап формирования профессиональных ценностных ориентаций – это этап присвоения студентом профессиональных ценностей, который протекает на первом курсе обучения. В данный период происходит формирование у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности, к образу себя как будущего профессионала на основе освоения ценностей, транслируемых вузовским образованием. Отношение студента к профессиональным ценностям  формируется в процессе присвоения профессиональных ролей и поведенческих моделей профессиональной сферы, системы ценностей, представляющей синтез общечеловеческих, профессиональных и личностных ценностей. Интериоризация профессиональных ценностей, их перевод во внутренний план обуславливает развитие профессионального самосознания у студентов, в процессе которого происходит наполнение личностным смыслом профессиональных ценностей, их положительное эмоциональное «окрашивание», способствующее их преобразованию в ценностные ориентиры личности.

Настоящий этап протекает  в условиях адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза, приобщения к ценностно-значимой форме деятельности – профессиональной. В этот период происходит приспособление студентов к условиям и требованиям университета,  осознание ими новых обязанностей и прав, ознакомление и усвоение норм и ценностей университетского образования, актуализируется процесс межличностного взаимодействия, познания другого человека. Успешность адаптации обуславливается готовностью студентов к учебной деятельности в вузе, способностью самостоятельно ставить цели в образовательном процессе и добиваться их выполнения.

Второй этап – этап преобразования личности студента на основе профессиональных ценностных ориентаций, определяется ценностным самоопределением студентов в образовательном процессе. Он нацелен на формирование умений, определяющих эффективное выполнение учебно-познавательной деятельности.  Данный этап разворачивается на втором курсе обучения. Характерным для данного этапа является рост самодетерминации и саморегуляции в учебно-познавательной, научно-исследовательской и других видах деятельности. В ценностной сфере студентов происходят изменения в пользу профессиональных ценностей, определяющих развертывание содержательных и процессуальных характеристик личности. Изменения в ценностной сфере  обуславливаются идентификацией,  направленной на активное освоение студентами своей социальной роли, навыков саморегуляции в учебно-познавательной деятельности, осознанную подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Ценностное самоопределение происходит как процесс вхождения студентов в профессию, формирования у них образа «Я – профессионал», обретение ими основ профессионального мастерства, необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

Третий этап – этап самопроектирования личности студента в профессии, свойствен третьему и четвертому годам обучения. Под самопроектированием личности студента в профессии мы понимаем специфичную деятельность, результатом которой является обоснованное определение вариантов личностного развития в профессиональной деятельности. Самопроектирование предусматривает реализацию разработанной индивидуальной программы саморазвития в контекстуальном поле избранной профессии. Студента отличает высокая степень готовности к осуществлению профессиональной деятельности, сформированность общекультурных и профессиональных компетенций. В ценностной сфере студента устанавливается  иерархическая структура ценностных ориентаций с доминирующими   профессиональными ценностями.

Представленный этап соотносится с проявлением субъектности студента,  реализующего возможности достижения определенного уровня квалификации и разностороннего развития в условиях вузовского образовательного пространства. Самореализация  студента в учебной и профессиональной деятельности проявляется  в выражении индивидуальных личностных качеств, отражающих его уникальность и своеобразие.

Результативность процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов определяется комплексом педагогических условий. В педагогике условия определяются как совокупность факторов, компонентов образовательного процесса, обеспечивающих успешность реализации учебно-воспитательных задач.

В качестве условий, способствующих формированию профессиональных ценностных ориентаций, мы выделяем: ориентацию образовательного процесса на личностно-профессиональное становление студентов как будущих специалистов; актуализацию аксиологического потенциала содержания образования; субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса в условиях атмосферы доверительности и сотрудничества.

Первым условием является ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное становление студентов как будущих специалистов, предполагающая включение студентов в различные формы деятельности в рамках образовательного процесса. Вариативность форм и содержания учебной, внеучебной деятельности обеспечивает возможность личностного развития студентов на основе обогащения субъективного опыта и расширения компетентностного поля.

Действенность личностно-профессионального становления обуславливается успешной адаптацией студента к вузовскому обучению, развитием его личностных качеств и проявлением индивидуальных особенностей в учебно-профессиональной деятельности.

Эффективными формами и методами, способствующими личностно-профессиональному становлению студентов,  являются дискуссии, конференции, учебные и производственные практики, метод проектов, исследовательский метод, компоненты социокультурной деятельности (фестивали, концерты, соревнования).

Вторым условием является актуализация аксиологического потенциала содержания образования.

В русле гуманистической педагогики важным фактором в учебно-воспитательном процессе, влияющим на формирование личности студента, его аксиологической сферы выступает содержание образования. Мы исходим из общепринятого в современной педагогике понимания содержания образования. Это – “социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением” [2, 14].

Необходимым для личностного развития студентов и формирования у них профессиональных ценностных ориентаций является поддержание в педагогическом процессе интегративного единства всех видов дисциплин образовательной программы. Дидактическая интеграция дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, профессионального циклов расширяет горизонты индивидуального самосознания, содействует осознанию личностных смыслов, формирует профессиональные ценностные ориентации, общекультурные и профессиональные компетенции.

Третьим условием выступает субъект-субъектное взаимодействие, которое  мы рассматриваем как особые отношения, возникающие между преподавателем и студентом, между студентами, как полноправных партнеров в образовательном процессе, результирующие в развитии индивидуальности каждого участника.   Студент рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности,  реализующий свое право детерминировать  самообразование, саморазвитие в конфигурациях: студент – преподаватель, студент – студент, студент – группа, студент – курс, факультет, университет, внешняя образовательная среда.

Основными функциями взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующими формированию профессиональных ценностных ориентаций, на наш взгляд, являются следующие:

  • конструктивная, проявляющаяся при актуализации профессиональных ценностей в образовательном процессе, их критическом осмыслении и интериоризации;
  • организационная, реализуемая через педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов, направленного на развитие личностных смыслов и ценностных ориентиров у студентов;
  • коммуникативная, проявляющаяся в различных формах учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной) и способствующая оценке и переоценке профессиональных ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса;
  • информационно-обучающая, позволяющая транслировать профессиональные ценностные ориентации различных слоев населения, социальных групп в проекции общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Продуктивность педагогического взаимодействия, развивающего аксиологическую сферу студентов, служащей фактором развития субъектности, определяется содержанием и способами взаимодействия и зависит от индивидуально-психологических особенностей его участников. Необходимыми принципами взаимодействия субъектов образовательного процесса являются: доверительное отношение друг к другу; свободное выражение собственного мнения; доброжелательная критика по существу дела; отсутствие давления. Следование данным положениям в образовательном взаимодействии позволит создать благоприятный психологический климат, инициирующий развитие ценностной сферы студентов и, соответственно, их субъектности.

Итак, этапы формирования профессиональных ценностных ориентаций и развития субъектности студентов носят взаимообуславливающий характер. Педагогические условия: ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное становление студентов как будущих специалистов, актуализация аксиологического потенциала содержания образования,   субъект-субъектное взаимодействие, способствуют формированию профессиональных ценностных ориентаций и развитию субъектности студентов.


Библиографический список
  1. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая. – Нижний Новгород, 2006. – 133 с.
  2. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В.В. Краевский, Е. В. Бережнова. М. : Академия» 2006. – 400 с.


Все статьи автора «Мушкирова Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: