УДК 378. 046.4

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Сейдниязова Наталия Владимировна
ГБОУ ДПО (ПК) С "МРИО" «Мордовский республиканский институт образования»
к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье раскрывается значение использования учителем начальных классов в организации учебной деятельности детей кейс-технологии с целью достижения нового образовательного результата.

Ключевые слова: кейс-технология, метапредметная деятельность младшего школьника


CASE TECHNOLOGY IN A PRIMARY SCHOOL TEACHER

Sejdnijazova Natalija Wladimirovna
GBOU DPO (PC) "MRIO" "Mordovian national Institute of education"
K. p. N., associate Professor of the Department of preschool and primary education

Abstract
The article explains the importance of using a primary school teacher in the educational activities for children of case technology to achieve new learning outcomes.

Keywords: a meta-activity of younger schoolboys, case technology


Библиографическая ссылка на статью:
Сейдниязова Н.В. Кейс-технология в деятельности учителя начальных классов // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/02/4112 (дата обращения: 12.07.2023).

Сегодня, в период преобладания информационной культуры, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному младшему школьнику, но и большие перемены произошли в способах изучения нового. «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности…».

Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностном подходе. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели [3, 93]. Таким образом, на современном этапе учебная деятельность – это деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в личности младшего школьного возраста.

Следовательно, учитывая новые подходы к понятию «учебная деятельность», в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается урок. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебной деятельности младшего школьника. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Поэтому в современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Учитель начальных классов должен осуществлять постоянный поиск эффективных технологий обучения, одной из которых является кейс-технология.

Суть кейс-технологии заключается в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [1; 2; 4].

Следовательно, цель данной технологии – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, представленную информацию, обобщить её и выработать практическое решение.

Анализ педагогической практике свидетельствует о том, что использование данной технологии учителем в учебном процессе будет способствовать формированию у детей универсальных учебных действий, в основном познавательных и коммуникативных (таблица 1, 2).

Таблица 1

Познавательные универсальные учебные действия

Виды познавательных УУД

Деятельность ученика

Работа детей с информацией - делит информацию на известную и неизвестную;

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной учебной задачи;

- пользуется и отбирает необходимые дополнительные источники информации (справочником, энциклопедией), ориентируется в книге по содержанию, в интернете – по ссылкам

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более источникам в соответствии с поставленной задачей и заданному плану;

- систематизирует извлечённую информацию;

- преобразует информацию из одной формы в другую: представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы и наоборот

Представление информации - точно излагает полученную информацию;

- прослушивая информацию, задаёт вопросы, указывая на недостаточность информации или своё непонимание;  находит вывод и аргументы в предложенных источниках информации

Таблица 2

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Виды коммуникативных УУД

Деятельность ученика

Коммуникация как условие интериоризации - читает текст информации;

- доносит мнение группы до других;

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- отвечает на вопросы и задаёт вопросы в соответствии с целью и форматом диалога

Коммуникация как условия кооперации и интеракции - выполняет различные роли в группе;

- сотрудничает в совместном решении проблемы;

- уважительно относится к позиции другого;

- пытается договориться

Кроме этого, у детей формируются и регулятивные универсальные учебные действия: умение ребенка удерживать поставленную цель, работать по предложенному плану или составлять его, определять степень успешности своей работы в группе и работы других, др.

Согласно проведенным наблюдениям,  младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе.

Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена не столько на освоение конкретных знаний, сколько на формирование у него метапредметной деятельности.

Анализ деятельности учителя начальных классов в организации учебной деятельности младшего школьника на основе кейс-технологии позволил выделить следующие её основные достоинства:

  1.  способствует эффективному формированию метапредметной деятельности у детей и достижению нового образовательного результата;
  2. младшие школьники становятся активными участниками образовательного процесса; опыт и знания детей при обучении служат источником их взаимообучения и взаимообогащения;
  3. весь класс включаются  в процесс познания; совместная деятельность в освоении учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
  4. младшие школьники, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения;
  5. создается «ситуация успеха» для каждого ребенка, так как дети чувствуют себя свободно. «Свобода – вот кормилица всех великих талантов; она подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души: она сняла  оковы  с нашего разума, расширила его, и высоко подняла над самим собой» (Джон Мильтон);
  6. младшие школьники в осуществляемой деятельности показывают не просто свое деятельностное состояние, но и формируются у них  личностные качества, проявляемые в этой деятельности и др.

Процесс моделирования кейс-уроков является сложным, многоплановым и творческим, поскольку учителю необходимо упорядочить множество как своих действий, так и детей, сконструированных на основе иерархически выстроенных форм деятельности. Данная технология предполагает созидание, творческий подход не только со стороны учителя, но и учащихся.


Библиографический список
  1. Case-study. – Режим доступа: http://koshechkin.narod.ru/case.html.
  2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. – Режим доступа: http://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml
  3. Новиков  А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2006. – 488 с.
  4. Смолянинова  О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. – Режим доступа: http://www.lan.krasu.ru
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.


Все статьи автора «Сейдниязова Наталия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: