УДК 378.147.88

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Мирошин Дмитрий Григорьевич
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации личностно-ориентированного образовательного процесса студентов вузов при изучении технических дисциплин. Предлагается модульная технология обучения, как средство организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Описывается опыт применения модульной технологии обучения для изучения дисциплины «Металлорежущие инструменты».

Ключевые слова: лабораторный практикум, личностно-ориентированное образование, модульная технология обучения, модульный блок, учебный элемент


MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION, AS A MEANS OF PERSONAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Miroshin Dmitry Grigorievich
Russian state vocational pedagogical university
Ural Institute of State fire service of EMERCOM of Russia

Abstract
In the article the questions of the organization of student-oriented educational process of University students in the study of technical subjects. Proposed modular technology education, as a means of organizing student-oriented educational process. Describes the experience of using modular technology education for the discipline "Machine tools".

Keywords: an educational element, laboratory workshop, modular education technology, modular unit, personality-oriented education


Библиографическая ссылка на статью:
Мирошин Д.Г. Модульная технология обучения, как средство личностной ориентации образовательного процесса в вузе // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3983 (дата обращения: 03.10.2017).

Выдвижение на первый план личностно ориентированной образовательной парадигмы обус­ловливает необходимость личностной ориентации при обучении студентов в вузе. Личностную ориентацию учебного процесса в вузе можно рассматривать в аспекте индивидуальной диффе­ренциации содержания обучения в соответствии с когнитивным потенциалом студента и аспек­те индивидуализации темпа изучения дисциплины. Интеграция обоих аспектов в рамках учеб­ного процесса в вузе позволяет проектировать личностно ориентированные образовательные траектории студентов вуза. Проектирование личностно-ориентированных образовательных траекторий студентов обусловливает применение для организации и осуществления учебного процесса в вузе индивидуально дифференцированных образовательных технологий. Одной из современных образовательных технологий, обладающих требуемым потенциалом, является модульная технология обучения. Сущность ее состоит в относительно самостоятельном изучении студентами учебного материала дисциплины, структурированного на логически завершенные дидактические единицы, получившие название модули (модульные блоки) [1].

Модульные блоки структурируются на шаги, соответствующие этапам деятельности сту­дента по изучению содержания дисциплины. Каждому шагу соответствует строго определен­ный спектр навыков, формируемых у студента в результате прохождения шага, а каждому на­выку или группе однопорядковых навыков соответствует учебный элемент, являющийся мини­мальной дидактической единицей [1, 3]. Учебные элементы представляют собой брошюры, рас­крывающие в логической последовательности основные пункты содержания обучения в виде отдельных абзацев, сопровождаемых иллюстрациями. Темп изучения модульной программы индивидуализируется в рамках графика прохождения дисциплины [2].

В нашем университете модульная технология используется для обучения студентов анализу конструкции металлорежущих инструментов в рамках лабораторного практикума дисциплины «Металлорежущие инструменты».

Разработана и успешно применяется модульная программа лабораторного практикума, включающая в базовом варианте 5 модульных блоков, соответствующих пяти лабораторным работам, предусмотренным рабочей программой дисциплины. В модульные блоки входят учеб­ные элементы, раскрывающие конструкцию и геометрию типовых металлорежущих инстру­ментов, принцип действия и приемы работы с измерительными приборами, методику прове­дения лабораторных экспериментов, последовательность выполнения лабораторной работы и формы представления результатов лабораторной работы.

Базовая модульная программа может быть индивидуализирована как на уровне логически завершенных модульных блоков, так и на уровне учебных элементов, что обусловливает ее со­держательную гибкость, вариативность и позволяет проектировать индивидуальную образова­тельную траекторию для каждого студента в соответствии с особенностями его личности.

Процесс обучения состоит из четырех этапов: входной контроль; изучение содержания мо­дульных блоков и текущий контроль; выполнение лабораторной работы и промежуточный кон­троль; итоговый контроль.

Для входного контроля используются тесты, позволяющие выявить уровень сформированности опорных знаний и умений студентов по дисциплинам, предшествующим дисциплине «Металлорежущие инструменты». Входное тестирование производится на первом учебном за­нятии. Результаты входного тестирования используются для индивидуализации базовой мо­дульной программы. Если результаты входного контроля отрицательные, то студенту предла­гается изучить инструкционные карты, раскрывающие содержание входного контроля. Таким образом, для каждого студента формируется индивидуальный учебный пакет, включающий комплект учебных элементов, соответствующий индивидуальной образовательной траектории студента, разработанной с учетом его личностных качеств и базового уровня сформированности знаний и умений, и строго заданную последовательность изучения учебных элементов.

Изучение содержания модульных блоков проводится в рамках самостоятельной работы сту­дентов в последовательности, заданной модульной программой и в соответствии с графиком прохождения дисциплины. График изучения дисциплины включает время для самоподготовки и точки текущего контроля уровня сформированности знаний и умений, который производится после изучения каждого учебного элемента.

На основании результатов текущего контроля делается вывод о возможности перехода сту­дента к изучению следующего учебного элемента. Если результаты текущего контроля поло­жительные, то студент переходит к изучению следующего учебного элемента, если же отрица­тельные – студент возвращается к изучению неусвоенного учебного элемента. Таким образом, процесс изучения учебных элементов позволяет получать в рамках графика изучения дисцип­лины неизменно высокий и одинаковый для всех студентов уровень сформированности знаний и умений по дисциплине.

После усвоения содержания учебных пакетов в соответствии с графиком изучения дисцип­лины проводится лабораторный практикум. В рамках лабораторного практикума студенты вы­полняют пять лабораторных работ в соответствии с методикой, усвоенной при изучении соот­ветствующих учебных элементов, и оформляют протоколы результатов экспериментов, формы заполнения которых также рассматривались в ходе изучения модульной программы.

Промежуточный контроль в виде тестирования проводится после выполнения каждой ла­бораторной работы. Тестовые задания промежуточного контроля приведены в соответствие с учебными элементами, входящими в модульный блок, поэтому на основании результатов конт­роля делается вывод об уровне сформированности знаний и умений студента и, при необходи­мости, студенту предлагается повторить неусвоенные учебные элементы.

После выполнения всех лабораторных работ производится итоговый контроль по лабора­торному практикуму, заключающийся в проведении семинара по защите результатов лабора­торных работ.

Опытно-поисковая работа по апробации разработанной модульной технологии велась два года, в течение которых обучение прошли 78 студентов очной и заочной форм обучения. Резуль­таты опытно-поисковой работы свидетельствуют, что уровень подготовки большинства студен­тов, обучаемых посредством применения разработанной модульной технологии лабораторного практикума, оценивается максимальным количество баллов по пятибалльной шкале. Основы­ваясь на результатах опытно-поисковой работы, можно говорить о продуктивности применения модульных технологий для личностной ориентации процесса обучения студентов вуза.


Библиографический список
  1. Кроше, Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения / Э. Кроше. — Женева: Бюро проф.-тех обучения Международной организации труда. – 1998.-124 с.
  2. Мирошин Д.Г., Костина О.В. модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86 – 90.
  3. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса. – 1989. – 272 с.


Все статьи автора «Мирошин Дмитрий Григорьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: