УДК 37.047

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ШАБЛОНОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Гужвенко Елена Ивановна
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова
доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

Аннотация
В статье приведён пример методической разработки по изучению создания шаблонов в приложениях Microsoft Office в военном вузе, основанной на использовании профессионально ориентированных заданий.

Ключевые слова: военный вуз, обучение информатике, профессионально ориентированные задания, разработка шаблонов


PROFESSIONALLY ORIENTED LEARNING ABOUT PATTERNS IN MILITARY HIGH SCHOOL

Guzhvenko Elena Ivanovna
Ryazan Higher Airborne Command School named after General of the Army V.F. Margelov
Doctor of Education, associate professor, assistant professor of mathematics and natural sciences

Abstract
The article is an example of methodological developments in the study of the creation of templates in Microsoft Office applications in military high school, based on the use of professionally oriented tasks.

Библиографическая ссылка на статью:
Гужвенко Е.И. Профессионально ориентированное изучение шаблонов в военном вузе // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3402 (дата обращения: 27.05.2017).

Изучение любой учебной дисциплины на каждом занятии должно быть не ради узнавания возможностей самого учебного предмета, а для того, чтобы с помощью полученных знаний выполнять профессионально значимые задачи. При обучении информатике в военном вузе каждый пример, выполняемый курсантами, должен и может быть профессионально направленным. При построении таблиц в них могут быть характеристики взрывчатых веществ, баллистические характеристики оружия, превышения при стрельбе, расчёты необходимого количества боеприпасов и так далее. При изучении Word также можно набирать сведения военного содержания.

При изучении возможностей создания шаблонов средствами Microsoft Office курсанты также создают шаблоны, которые им потребуются при изучении дисциплин «Огневая подготовка», «Тактика», «Минно-взрывное дело». На этом практическом занятии поставлены следующие учебные цели: изучить возможности построения автоматизированного рабочего места военного специалиста; освоить технологические приемы эффективной разработки служебных документов на основе использования полей форм, шаблонов.

При подготовке к занятию курсанты изучают теоретические сведения, которые были даны на лекции или представлены в рекомендованных источниках, готовят ответы на контрольные вопросы. После теоретической подготовки обучаемые легче воспринимают задачи, которые им нужно выполнять. Кроме того, курсанты могут не только изучить теорию, но и во время самостоятельной подготовки к занятию выполнить самостоятельно задания, которые будут на занятии, таким образом осуществляется мотивация к самостоятельному освоению дисциплины. Ведь, как известно, самостоятельно приобретённые знания гораздо ценнее тех, которые были преподнесены.

Теория, которую курсанты должны изучить на занятии: разработка шаблонов средствами Word, создание шаблона на основе существующего документа Word, добавление к шаблону элементов управления содержимым, добавление к шаблону пояснительного текста. Чтобы показать сходство работы по созданию шаблонов в Excel, курсанты помимо шаблона в Word создают шаблон в Excel.

Рассмотрим задания, которые курсанты выполняют.

Задание 1. Создание шаблона в Word

Разработать шаблон выполнения упражнения № 40 специальной скоростной стрельбы.

Мишени располагаются на дистанциях:

- 25 метров, две картонные;

- 100 метров, два поппера;

- 200 метров, грудная мишень (№ 4).

Вид шаблона представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Шаблон для упражнения № 40 УПС ССС

В первой строке должна быть возможность выбора номера прицела из списка: 1, 2, 3, 4.

Во второй, четвёртой, шестой строках должна быть возможность выбора слов «превышение» или «принижение», а также записи чисел.

В третьей, пятой, седьмой строках должна быть возможность записи текста, например «в нижний обрез цели» или «в центр мишени», «в верхний обрез мишени», «в нижнюю треть мишени» и т.д.

Выполнение задания

Создание раскрывающихся списков

1 Набрать в документе Word текст шаблона (рисунок 1).

2 Шаблон сохранить в папке, названной своей фамилией, расположенной в месте, указанном преподавателем. В диалоговом окне Сохранение документа выбрать тип файла Шаблон Word. Шаблон назвать Фамилия_шаблон, указав свою фамилию.

3 Проверить, а при необходимости задать следующие параметры форматирования страниц:

размер бумаги – А4, ориентация листа – книжная;

поля страницы – по 3 см;

параметры форматирования абзацев и символов:

выравнивание – По ширине;

шрифт – Times New Roman;

размер символов – 14 пунктов.

4 Нажать кнопку Microsoft Office , выбрать Параметры Word.

5 Выбрать Основные.

6 Установить флажок Показывать вкладку «Разработчик» на ленте, нажать ОК.

5 Выполнить вставку поля Раскрывающийся список для выбора номера прицела, который будет использован в упражнении:

выделить место, где будет указан номер прицела,

на ленте выбрать Разработчик, группа Элементы управления нажать Кнопку Раскрывающийся список.

6 Нажать кнопку Свойства в группе Элементы управления. В открывшемся окне (рисунок 2) указать название поля – Номер.

7 Нажать кнопку Добавить, ввести число 1; нажимая вновь кнопку Добавить, ввести числа 2, 3, 4.

Рисунок 2 – Окно свойств элемента Раскрывающийся список

8 Нажать ОК для окончания создания раскрывающегося списка.

9 Используя алгоритм вставки раскрывающегося списка на форму, вставить во вторую, четвёртую, шестую строки раскрывающийся список из слов «превышение» или «принижение».

Вставка текстовых полей

1 Добавить на форму поле Текст:

в третьей строке перед словом «см» выделить фрагмент документа, где будет размещён текст;

на вкладке Разработчик в группе Элементы управления нажать  кнопку Текст.

2 Нажать кнопку Свойства в группе Элементы управления, в открывшемся окне указать название – число, выбрать элемент блокировки – Элемент управления содержимым нельзя редактировать, нажать ОК.

3 Используя алгоритм вставки поля Текст на форму, вставить в пятую и седьмую строки текстовые поля для указания, на сколько будет превышение (принижение) при стрельбе на дистанции 100 и 200 м.

4 Используя алгоритм вставки поля Текст на форму, вставить в третью, пятую, седьмую строки возможность записи текста, например «в нижний обрез цели» или «в центр мишени», «в верхний обрез мишени», «в нижнюю треть мишени» и т.д.

Задание 2. Разработка служебного документа на основе шаблона

Открыть шаблон, выбрать в первой строке шаблона номер прицела – 1.

Во второй, четвёртой и шестой строках выбрать превышение или принижение, записать на сколько сантиметров. При заполнении строки использовать таблицу превышений.

Дистанция,

 м

 Прицел

100

200

300

400

Превышения, см

1

0

-10

2

5

0

-25

3

13

16

0

-43

4

24

38

32

0

5

37

64

71

52

В третьей, пятой и седьмой строках шаблона заполнить поля, указав в какое место мишени следует целиться, чтобы попасть в центр мишени (на 25 м), «голову» поппера (на 100 м) и в центр мишени № 4 (на 200 м).

Рекомендацию для выполнения упражнения прицелом 1 сохранить в свою папку, назвать Фамилия_1.

Задание 3. Разработка служебного документа на основе шаблона

Аналогично создать документы, содержащие рекомендации для выполнения упражнения прицелами 2, 3, 4. Документы назвать Фамилия_2, Фамилия_3, Фамилия_4.

Задание 4. Разработка служебного документа на основе шаблона Excel

Используя рисунок 1, разработать шаблон в Excel.

Шаблон оформить в виде карточки (рисунок 3).

Ячейки С1, С2, С4, С6 заполнять с использованием выбора из списка. Создание списка в Excel описано на предыдущем занятии.

Шаблон сохранить в своей папке, назвав Фамилия_шаблон.

Рисунок 3 – Шаблон в Excel

Задание 4. Использование шаблона Excel

Заполнить шаблон, созданный в Excel, для прицела 1, сохранить документ в своей папке, назвать Фамилия_1.

Задание 5. Использование ссылок в Excel

Создать лист Превышения, на нём создать таблицу превышений.

Создать лист Результаты, на него поместить таблицу с рисунка 59.

Используя ссылки на таблицу листа Превышения и Формулы, заполнить таблицу листа Результаты: при указании номера прицела свободные места в документе должны автоматически заполняться данными.

Дополнительное задание

Задание 6. Используя примерную форму доклада обучаемого руководителю стрельбы, составить различные варианты доклада при выполнении упражнения 9 УУС. Файл с докладом сохранить в свою папку, назвать Фамилия_доклад.

Примерная форма доклада обучаемого руководителю стрельбы

«Товарищ ________, рядовой _______ выполнял боевую задачу по уничтожению противника в указанном направлении (секторе стрельбы). В ходе боя наблюдал:

- __________(название цели), дальность ____, прицел _____ в центр (под обрез) – поражена (не поражена, поражена при каком появлении);

-__________(название цели), дальность _____, прицел _____ в центр (под обрез) – поражена (не поражена, поражена при каком появлении). И т.д. (перечислить все цели).

Задержек при стрельбе не было (были такие-то).

Боеприпасы израсходованы полностью (осталось ____).

Оценка за упражнение____»;

9 УУС

Стрельба из автомата с ПБС по появляющимся и движущимся целям

(для подразделений войсковой разведки)

Цели:

– часовой за насыпью – поясная фигура (мишень № 7а) обнаруживает себя на 2-3 секунды после преодоления стреляющими расстояния 15-25 ми появляется днём один раз на 10 с, ночью – два раза по 10 секунд с промежутком 5 секунд после выхода стреляющего на рубеж открытия огня;

– парный патруль – две ростовые фигуры (мишень № 8) на фронте не менее3 м, движущиеся под углом 60° к плоскости стрельбы со скоростью 2-3 м/сек. на протяжении60 м;

– секрет – грудная фигура (мишень № 6) – появляющаяся один раз на 20 сек.;

При выполнении упражнения в горах движущаяся цель может заменяться на появляющуюся – два стрелка – поясные фигуры (мишень № 7), на фронте не менее6 м. Время показа цели 15 секунд (ночью на 20 с).

Дальности до целей, м:

Условия стрельбы

Цели, название, дальность, м

часовой за насыпью

секрет

парный патруль

днем

200-150

150-100

250-200

ночью

150-100

Количество боеприпасов: для автомата с ПБС – патронов 7.

Положение для стрельбы: стрельба ведётся по выбору обучаемого, с обязательным с использованием укрытий (маскирующих свойств местности).

Оценка:

– «отлично» - поразить четыре мишени;

– «хорошо» – поразить три мишени, в том числе часового;

– «удовлетворительно» - поразить две мишени, в том числе часового.

Особенности выполнения упражнения. В исходном положении руководитель стрельбы на участке в роли командира разведывательной группы ставит задачу на обеспечение действий подгруппы захвата (уничтожения). С рубежа открытия огня разведчик скрытно выдвигается к заранее назначенному укрытию. За 20-25 м от рубежа открытия огня из-за маски появляется на 2-3 сек. часовой. Последующее расстояние разведчик преодолевает переползанием. После уничтожения часового разведчик обнаруживает секрет и поражает его. Стремительным броском выдвигаясь к объекту, разведчик уничтожает внезапно появившийся парный патруль.

При выполнении упражнения ночью часовой и патруль освещаются рассеянным электрическим светом. Секрет ночью не поражается.

Используя файл с докладом обучаемого руководителю стрельбы, создать шаблон для доклада по упражнению 9 УУС, в которое вставлены следующие элементы управления:

-          раскрывающийся список – для  выбора воинского звания руководителя стрельбы (лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник);

-          обычный текст – для записи фамилии стрелявшего;

-          раскрывающийся список – для выбора названия цели (часовой за насыпью, секрет, парный патруль);

-          раскрывающийся список – для выбора дальности;

-          раскрывающийся список – для выбора  прицела;

-          раскрывающийся список – для выбора итога по цели (поражена, не поражена, поражена при втором появлении);

-          раскрывающийся список – для выбора итога по боеприпасам (израсходованы полностью, осталось);

-          обычный текст – для записи количества оставшихся боеприпасов;

-          раскрывающийся список – для выбора  оценки за упражнение.

Шаблон сохранить в своей папке,  назвать Фамилия_шаблон.

Составить различные варианты доклада при выполнении упражнения, сохранить в своей папке.

Выполняя эти задания обучаемые, используя средства информационных технологий, осваивают не только работу с ними, но и выполнение профессионально значимых задач, учатся понимать специальные военные сведения, тем самым осваивая и информатику, и военно-специальные дисциплины, а также выясняют способы решения специальных заданий с использованием информационных технологий.


Библиографический список
  1. Гужвенко, Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: практикум / Е. И. Гужвенко. – Рязань : РВВДКУ, 2015. – 286  c.
  2. Гужвенко, Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Гужвенко. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 236 с.


Все статьи автора «elena_guj»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: