УДК 376.58

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Казакова Валентина Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
Студентка 3 курса факультета дошкольного и начального образования

Аннотация
Данная статья посвящена особенностям работы с детьми с девиантным поведением в начальной школе. В статье описаны задачи коррекционно-развивающего обучения, этапы психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: девиантное поведение, диагностика, младший школьный возраст, сензитивный период


FEATURES OF WORK WITH CHILDREN – DEVIANT AT ELEMENTARY SCHOOL

Kazakova Valentina Vladimirovna
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch)
Student 3 courses of faculty of preschool and primary education

Abstract
This article is devoted to features of work with children with deviant behavior at elementary school. In article problems of the correctional developing training, stages of psychology and pedagogical maintenance are described.

Библиографическая ссылка на статью:
Казакова В.В. Особенности работы с детьми – девиантами в начальной школе // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3566 (дата обращения: 29.05.2017).

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем.

Данная проблема приобретает еще большую значимость в связи с недостаточным количеством проводимых исследований, которые касаются отклоняющегося (девиантного) поведения ребят с разнообразными нарушениями в развитии.

Особо благоприятным периодом для овладения нравственными и социальными правилами и нормами поведения, для развития моральных показателей, развития общественной направленности личности, является младший школьный возраст [1, c. 61].

К периоду поступления в школу каждый ребенок достигает конкретного уровня социально – нравственного и психологического развития: у него обогащается духовно-нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические психологические свойства и социально-нравственные качества человека, вырабатываются определенные ценности и привычки, которые обусловливают и регулируют его деятельность, поведение и взаимодействие с другими людьми.

Так, наиболее существенными поведенческими характеристиками и личностными качествами, которые формируются у младших школьников, являются отзывчивость, честность, вежливость, ответственность, дружелюбность, заботливость, старательность, доброжелательность, уважительность, дисциплинированность, трудолюбие, эмпатийность [2, c. 37].

По мнению Буговой Г. В., возраст 6-11 лет является одним из наиболее сензитивных (благоприятных) периодов юности в связи с резким изменением физиологического равновесия в организме, с острой перестройкой реактивности, т. е. существуют плодотворные условия как для воздействия, так и для развития патогенных факторов [3, c. 350].

По мнению специальных психологов, педагогов коррекционных классов, социальных педагогов, педагогов-психологов необходимо сосредоточиться на поведении учащихся начальной школы с задержкой психического развития. Психолого-педагогические исследования говорят о том, что такие дети, в отличие от своих сверстников, воспринимают социальное общество и функционируют в нем: некритично, неадекватно, эгоистично, аффективно. Именно поэтому проблема отклоняющегося поведения рябят с задержкой психического развития, приобретает особую значимость.

Исследователи, которые занимаются изучением детей с задержкой психического развития, свидетельствуют о высоком риске возникновения у такой категории ребят разнообразных форм отклоняющегося поведения [4, c. 83].

В настоящее время изучение особенностей таких детей в основном ограничивается исследованием их эмоционально-волевой и по¬знавательной сфер, тогда как поведенческие и личностные характеристики данной категории детей описываются недостаточно.

Под задержкой психического развития понимаются синдромы временного отставания развития психики человека в целом и отдельных ее функций (сенсорных, эмоционально- волевых, моторных, речевых), замедленный темп реализации закодированных в генотипе свойств данного организма. В этиологии таких задержек играют роль конституциональные особенности, наследственные факторы, психологические и социально-средовые детерминанты, хронические соматические заболевания, а также органическая недостаточность центральной нервной системы.

Проблема задержек психического развития является одной из главнейших в педагогике, так как она напрямую связана со школьной неуспеваемостью. Среди ребят, которые отстают в начальных классах массовой школы, довольно значительную часть (приблизительно половину) составляют ученики с задержкой психического развития.

Соколова Е.В. пишет в своей работе о том, что дети с задержкой психического развития выделяются среди неуспевающих учащихся школ тем, что характеризуются «своеобразием» взаимодействия и поведения с окружающими, «специфическими» трудностями овладения школьными знаниями и стереотипностью [5, c. 72].

Важнейшими задачами коррекционно-развивающего обучения детей-девиантов являются:

•          мотивация познавательной сферы учащихся;

•          повышение уровня умственного развития детей;

•          упорядочение учебной деятельности;

•          коррекционная работа по недостаткам эмоционально-личностного развития;

•          социально-трудовое адаптирование.

К этапам психолого-педагогического сопровождения относятся:

1.        Диагностика (подготовительная работа – это формирование базы данных об учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи различными специалистами; комплексная диагностика ученика). На данном этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности условий воспитания в семье путем наблюдения за учащимся в разных видах деятельности (во внеклассной деятельности и на уроках), эмоционально-волевой и познавательной сферы, состояния здоровья. Изучением должен заниматься педагог, и только после этого к работе привлекается педагог-психолог (он ведет наблюдательную карту). Особенности развития ребенка рассматриваются на общешкольном консилиуме. Он принимает решение, направить или нет ребенка на медико-психолого-педагогическую комиссию. После комплексной диагностики комиссия ставит ребенку диагноз.

2.        Консультирование родителей (о перспективах и дальнейшем маршруте воспитания и обучения). Педагогу-психологу необходимо проводить консультирование родителей учащихся по вопросам дальнейшего обучения и воспитания, затем ему надо более подробно разъяснить необходимость специального коррекционного обучения. Учитель может использовать различные формы взаимодействия с родителями – анкетирование, беседы, проведение совместных с детьми мероприятий, открытые уроки и др.

3.        Педагогическое консультирование. На данном этапе оказывается методическая помощь учителям, которые работают в коррекционных классах (здесь подготавливается пакет документов, который необходим для работы с детьми-девиантами, также подготавливаются и предлагаются рекомендации педагогам).

4.        Коррекционно-развивающая деятельность. На этом этапе обеспечивается коррекция недостатков развития, она реализуется педагогом-психологом совместно с учителем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Корректировка девиантного поведения происходит с учетом потенциальных возможностей ребенка, создаются коррекционно-развивающие малокомплектные группы на основе данных диагностики и наблюдений за учащимися. Для работы с детьми с задержкой психического развития педагог составляет групповой или индивидуальный план работы.

5.        Психологическое просвещение. Для создания благоприятных условий преодоления возникающих проблем в развитии учеников с задержкой психического развития организуются и проводятся круглые столы, семинары и консультации для педагогов коррекционных классов.

6.        Организация промежуточной и итоговой диагностики учеников с целью выявления дальнейшей работы по ликвидации девиантного поведения. На этом этапе педагог проводит психолого-педагогическую диагностику учащихся. Она может включать в себя: изучение внутреннего состояния детей в условиях школы – у каждого ученика своя продолжительность адаптации, также как и степень тяжести ее протекания анализ освоения программы по разнообразным предметам (контрольная работа, пересказ произведения, диктант, контрольное списывание и т.д.). В среднем длительность привыкание ребенка к школе или к новому классу составляет от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет [6, c. 69].

Работа по коррекции недостатков в развитии учащегося начинается, прежде всего, с качественной диагностики, с правильного подбора методик, их проведения и подведения результатов.


Библиографический список
  1. Воспитательный  процесс:  изучение  эффективности.  Методические    рекомендации / Под  ред., Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Бугова Г.В. Интеллектуальная продуктивность школьников и способы ее коррекции [Текст] / Г.В. Бугова , А.А. Зайцев. – В кн.: Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – Калининград, 2006. – Вып.5: сер. Педагогические науки.
  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.:ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
  5. Колесникова Г.И. Байер Е.А., Девиантное поведение: учебное пособие, 2007.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.


Все статьи автора «kvv-valia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: