УДК 37.013.43

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Борейко Лилия Дмитриевна1, Юрнюк Святослава Васильевна2, Букатару Юлиана Сергеевна3, Семененко Светлана Богдановна4
1Буковинский государственный медицинский университет, г.Черновцы, Украина, к.мед.н., доцент кафедры ухода за больными и высшего медсестринского образования
2Буковинский государственный медицинский университет, г.Черновцы, Украина, асcистент кафедры судебной медицины и медицинского права
3Буковинский государственный медицинский университет, г.Черновцы, Украина, асcистент кафедры фармакологи
4Буковинский государственный медицинский университет, г.Черновцы, Украина, к.биол.н., асcистент кафедры нормальной физиологии

Аннотация
В статье раскрывается сущность понятий “компетентность”, “компетентностный подход” в системе высшего профессионального образования и роль преподавателей в подготовке компетентного специалиста.

Ключевые слова: компетентносный подход


IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH INTO THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS

Boreiko Liliya Dmytrievna1, Yurnyuk Svyatoslava Vasilevna2, Bukataru Juliana Sergeevna3, Semenenko Svetlana Bogdanovna4
1Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, PhD in internal medicine, Associate professor, Department of Nursing and Higher Nursing Education
2Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, Assistant, Department of Forensic Pathology and Medical Jurisprudence
3Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, Assistant, Department of Pharmacology
4Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, PhD in Biological Science, Assistant, Department of Physiology

Abstract
The article reveals the essence of the notions of “competence” and “competence approach” in the system of higher professional education and the role of teachers in training competent professionals.

Keywords: competence approach


Библиографическая ссылка на статью:
Борейко Л.Д., Юрнюк С.В., Букатару Ю.С., Семененко С.Б. Реализация компетентносного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3592 (дата обращения: 02.10.2017).

Компетентностный подход в образовании, в котором системообразующей образовательной целью признают формирование у молодого поколения способности к эффективному действию, основанной на общечеловеческих этических нормах, сегодня приобретает в мире все большее распространение. Наиболее значимыми задачами национальных систем образования по компетентностной концепции определены следующие: “научиться жить вместе”, “научиться познавать”, “научиться делать” и “научиться быть”. Этими системообразующими образовательными целями определяются жизненно важные компетентности, на формирование которых должно направляться современное образование: переход от теоретических знаний к профессиональной компетентности [1, 1-2].

Вопросы применения компетентностного подхода основательно рассмотрены в учебных работах Г. Зайчука, Е. Зеера, Д. Заводчикова, Н. Мурованной, А. Пометун, М. Пустового, М. Соснина, Н. Тобечик, М. Филатова, А. Хуторского, Ю. Швалб и др. Основы современной дидактики высшей школы исследует Г. Атанов. Компетентностную модель образовательной программы – В. Болотов. Рассмотрению содержания, структуры, формирования компетентности будущих специалистов посвящены труды И. Драч, Г. Ельниковой, И. Зимней, А. Овчарук, В. Маслова и др. Сущность педагогики высшей школы и организации учебного процесса в педагогических университетах раскрываются в работах А. Кузьминского, А. Мороза [3, 12; 4, 155].

Целью этой работы является рассмотрение роли компетентностного подхода в организации учебного процесса профессиональной подготовки будущих медицинских работников.

Основной целью высшего образования является подготовка квалифицированного медицинского работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, который свободно владеет профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, умеет трансформировать полученные знания в инновационные технологии и работать в команде, имеет навыки самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, является способным к эффективной деятельности на уровне мировых стандартов [2, 64].

Одним из путей решения данной проблемы является обновление высшего образования, перенос внимания с процесса обучения на его результат, ориентация содержания и организации обучения на компетентностный подход и поиск эффективных механизмов его внедрения.

Компетентностный подход переводит акцент с процесса накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков в плоскость формирования и развития у студентов способности практически действовать и творчески применять полученные знания и опыт в различных ситуациях. Это требует от преподавателя сместить акценты в своей учебно-воспитательной деятельности с информационной на организационно-управленческую плоскость. То есть, преподаватель когда-то играл роль «ретранслятора знаний», а теперь – организатора образовательной деятельности. Меняется и поведенческая реакция студента – от пассивного усвоения знаний к активной исследовательской, самостоятельной и самообразованию. Таким образом, усваиваются не готовы предложенные знания, а студент сам определяет понятия, необходимые для решения поставленных задач. Считаем, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-превращающий характер и становится предметом усвоения [5, 25-26].

Для улучшения качества подготовки студентов в учебный процесс внедрено дистанционное обучение в среде Moodle на сайте университета. Это позволяет внедрять интерактивные технологии изложения материала. Электронные учебные курсы содержат необходимую информацию: методические материалы, ситуационные задачи, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, видео- и аудиоинформацию, презентации. Это обеспечивает внутреннюю мотивацию студента к познавательной деятельности, способствует повышению его эффективности.

Особое внимание следует уделять роли самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Умение правильно организовывать свою самостоятельную работу позволит будущим медицинским работникам (врачам, медицинским сестрам) при выполнении различных профессиональных задач, при прохождении практики: рационально распределять время и силы, оценивать информационное обеспечение для собственной интеллектуальной подготовки, творчески мыслить при выполнении различных задач, а также искать эффективные методы решения проблем не только в процессе обучения, но и на профессиональном уровне.

Преподаватели играют важную роль в подготовке будущих медицинских работников, способных к принятию самостоятельных решений, ответственных за свою профессиональную деятельность. В нынешних условиях повышаются требования и к самому преподавателю: он должен иметь высокую профессиональную компетентность, быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству со студентами, к использованию инновационных педагогических технологий, ориентироваться в современных достижениях науки и техники, владеть методами научного исследования, средствами и методиками профессионально творческого развития и саморазвития, руководствоваться высоконравственными жизненными принципами. То есть, быть и педагогом, и консультантом, и советчиком, и менеджером. Постоянно осуществляется мониторинг профессиональной компетентности преподавателей, который включает организацию посещений занятий опытными преподавателями с последующим их анализом и оценкой уровня профессиональной компетентности и проведением необходимой коррекции. Показателем педагогической компетенции преподавателя является оценка качества знаний студентов, уровень их воспитанности, сформированность ценностных жизненных ориентиров.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качества продуктивной деятельности по отношению к ним.

Термин “компетенция” является показателем интегрированной характеристики качества выпускника, категории результата образования в виде опыта четырех типов: опыта познавательной деятельности, зафиксированного в форме знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Таким образом, общим для компетенции является понимание ее как свойства или качества личности, потенциальной способности человека справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности человека, которые взаимосвязаны между собой, необходимых для осуществления качественной продуктивной деятельности и заданные по отношению к определенному кругу предметов и процессов. При этом наблюдается взаимодействие когнитивных и аффективных навыков, наличие мотивации и соответствующих ценностных установок [5, 27-29].

Компетентность – совокупность знаний и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности: умение анализировать, предвидеть последствия профессиональной деятельности, использовать информацию. Профессиональная компетентность состоит из определенных компетенций и является результатом освоения соответствующими компетенциями.

В существующих определениях подчеркиваются следующие сущностные характеристики компетентности: эффективное использование способностей позволяет плодотворно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии требованиям рабочего места; владение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитие сотрудничества с коллегами и профессиональной межличностной средой; интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современном производственном среде; способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды [5, 28-31].

Итак, под компетенцией понимается заранее заданное требование (норма) к образовательной подготовке студента, а под компетентностью – уже сформированное его личностное качество (совокупность качеств) и опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Компетентностный подход – это направленность учебного процесса на формирование и развитие в личности системы базовых (профессиональных, социальных, общекультурных, гражданских, информационных, здоровьесберегающих) и профессиональных (обще и специально-профессиональных, которые моделируются на основе государственных стандартов каждой специальности) компетенций, а потому позволяет использовать студенту усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе его профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов на основе компетентностного подхода предусматривает обновление содержания, форм и методов профессионально-ориентированного обучения, координацию учебно-воспитательной деятельности, направленной на формирование рыночных ценностей, конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда, его адаптацию к современным условиям деятельности, готовность к решению реальных профессиональных задач и проблем. Компетентностный подход расширяет и усложняет цели образовательного процесса, конкретизирует учебно-воспитательные задачи, активизирует использование новых педагогических технологий.

Современная медицина располагает большим арсеналом новых лабораторных и технических средств обследования больного, а задача будущего медицинского работника – быть профессионально / профессионально компетентным в соответствии с европейскими стандартами. Именно поэтому значительное внимание уделяется обучению студентов основным принципам организации практической работы в терапевтических отделениях, а также умению выявлять и диагностировать функциональные и органические реакции человека на существующие и потенциальные проблемы здоровья, умению оказать больному квалифицированную медицинскую помощь и обеспечить соответствующий профильной патологии медицинский уход больным с острой и хронической патологией, а также осуществлять научную работу по проблемам медицины.

Важной в развитии профессиональных компетенций является участие будущих медиков в научных исследованиях. Привлечение студентов к научным исследованиям свидетельствует о наличии определенных личностных качеств, склонностей и способностей, которые сформировались еще в процессе довузовской подготовки и закрепляются специальной подготовкой в университете. Участие в научно-исследовательских работах формирует научную направленность личности, развивает у них самостоятельность, уверенность, раскрывает профессиональные качества будущего специалиста, создает творческий подход к организации своей работы. Опытные преподаватели передают приобретенные за долгие годы своей практической деятельности знания студентам, направляют их работу на обработку литературы, проводят консультации, помогают обобщить и систематизировать полученные результаты, чтобы в будущем они стали высококвалифицированными специалистами. При этом студенты совершенствуют или овладевают навыки компьютерных форм изложения материала в форме обычных или презентационных докладов. Результаты научно-исследовательских работ докладываются на научно-практических конференциях учебного заведения, международных конгрессах или симпозиумах.

Внедрение компетентностного подхода требует таких ключевых компетенций у будущего медицинского специалиста как коммуникативность, адаптируемость, мобильность, собранность, коллегиальность, самостоятельность, ответственность, конкурентоспособность, толерантность, самосознание, самооценка [2, 67-68].

Использование компетентностного подхода усилит эффективность обучения за счет деятельностной сущности обучения, акцентирования внимания на способах и характера действий, укрепления взаимосвязи между мотивационной и ценностно-ориентационной сферами личности [1, 23].

Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов предполагает осознание всеми субъектами образовательного процесса конечной цели своей деятельности: подготовку специалиста, владеющего как ключевыми, так и специальными профессиональными компетенциями, способного решать различные задачи профессиональной практики, готового к инновационной деятельности в профессиональной сфере, обладающего высокой мотивационной направленностью на высокопроизводительный труд, осознающего общественную значимость своей профессии [6, 54-55].

Выводы. Компетентность студентов является одним из важных показателей качества образования и педагогического процесса в высшем учебном заведении. Формирование профессиональных компетенций студентов должно происходить с учетом компетентносной модели выпускника.


Библиографический список
  1. Головань М. С. Компетентностный подход в процессе профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях // Материалы III межвузовской научно-практической конференции “Научная деятельность как путь формирования профессиональных компетенций будущего специалиста”. Сумы: СумГПУ им. А. С. Макаренко. 2012. С. 21-23. [на укр. языке]
  2. Заблоцкая А. С. Компетентностный подход как образовательная инновация: сравнительный анализ // Вестник Житомирского государственного университета. Педагогические науки. Выпуск 40, 2008. С. 63-68. [на укр. языке]
  3. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы: Библиотека по образовательной политике / Под общ. ред. О.В.Овчарук. Киев: “К.И.С.”. 2004. 112 с. [на укр. языке]
  4. Лунячек В. Компетентностный подход как методология профессиональной подготовки в высшей школе / Публичное управление: теория и практика: сборник научных трудов Ассоциации докторов наук государственного управления. – Харьков: “ДокНаукДержУпр”. Выпуск 1 (13). 2013. С. 155-162. [на укр. языке]
  5. Побирченко Н. С. Компетентностный подход в высшей школе: теоретический аспект // Образование и педагогическая наука. 2012. № 33 (152). С. 24-31. [на укр. языке]
  6. Трубачева С.Е. Условия реализации компетентностного подхода в учебном процессе // Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы. Киев: “К.И.С.”. 2004. С.53-56. [на укр. языке]


Все статьи автора «Борейко Лилия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: