УДК 378.12.147.356

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ПОГРАНИЧНОГО ВЕДОМСТВА

Тушко Клавдия Юрьевна
Национальная академия Государственной пограничной службы Украины им. Б. Хмельницкого
кандидат педагогических наук, факультет иностранных языков и гуманитарных дисциплин, доцент кафедры социально-экономических дисциплин

Аннотация
В представленной статье автор рассматривает проблемы социально-экономического компонента профессиональной подготовки будущих специалистов пограничного ведомства. Проведен обобщенный теоретический анализ научной литературы по проблеме оптимизации учебного процесса. Проведен анализ понятия "оптимизация учебного процесса". Выделены особенности общественных учебных дисциплин в высшей школе, а также - соответствующие особенности в учебном заведении пограничного ведомства.

Ключевые слова: будущие специалисты, общественные науки, оптимизация


FEATURES OF TEACHING SOCIAL SCIENCES IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION BORDER AGENCY

Tushko Klaudia Yrievna
National Academy of State border service of Ukraine named. B. Khmelnitsky
candidate of pedagogical Sciences, faculty of foreign languages and Humanities, Professor of social and economic disciplines

Abstract
In the article the author examines the problems of socio-economic component of the training of future specialists border agency. The generalization of the theoretical analysis of the scientific literature on the problem of optimization of the training process. Presents research known blighty and foreign scientists and educators. An analysis of the concept of "optimization of the educational process." The features of social disciplines in higher education, and - relevant features in the school's border agency.

Keywords: and social sciences, future professionals, optimization


Библиографическая ссылка на статью:
Тушко К.Ю. Особенности преподавания общественных дисциплин в высшем учебном заведении пограничного ведомства // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3846 (дата обращения: 28.05.2017).

Постановка проблемы в общем виде. Современные социально-экономические тенденции развития общества требуют формирования высокопрофессиональных специалистов любого направления. Трансформационные процессы в украинском обществе коснулись также и профессиональной подготовки будущих специалистов правоохранительных органов, в частности пограничного ведомства. Общественная практика нуждается в профессионально компетентных офицерах-пограничниках, которые могут осуществлять диагностический, консультативный, организационный, просветительский, служебный и другие виды работы в профессиональной деятельности [1, 10].

В связи с вышеуказанным, перед современной образовательной парадигмой стоит задача сформировать высоко компетентных специалистов пограничного ведомства. Современные проблемы высшего образования является многоаспектными. Среди таких аспектов важно непостоянство объектов общественных наук в связи с динамичной общественной жизнью. Большинство общественных наук, социология, политология, экономическая теория, логика, непосредственно реагируют на вызовы общественного развития. На сегодня более актуальной становится проблема методики преподавания общественных дисциплин в высшей школе, в частности в высшей военной школе, где упомянутые дисциплины не являются профильными [4, 7].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассмотрено решение данной проблемы и на которые опирается автор. Обобщение результатов анализа литературы по представленной проблемы, позволило установить, что ее изучали такие ученые: Л. Боголюбов, В. Дияк, В. Николко, В. Овсянников, Л. Сумаркова, В. Титов, А. Щербина и др .. Вопрос повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, его оптимизации и интенсификации были в центре внимания таких ученых: А. Алексюка, В. Андреева, Ю. Бабанского Л. Занкова, А. Макаренко, П. Пидкасистого, В. Лозовая, В. Шаповаленко и др . [1].

Целью статьи является изложение результатов исследования психолого-педагогических особенностей оптимизации процесса преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства.

Изложение основного материала исследования. Неотъемлемой частью педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс, поэтому важными задачами являются его оптимизация и интенсификация [11].

Современный этап развития науки сделал теоретическое обоснование сущности оптимизации обучения на основе системного подхода [2].

Развитие принципа системности связано с общими принципами построения системных объектов и определения их свойств, а также – с выделением нескольких аспектов системного подхода и направлением соответствующего анализа:

- системно-элементным, который дает ответ на вопрос, из каких составляющих (элементов и компонентов) состоит система;

- системно-структурным, который раскрывает внутреннюю организацию системы, способы взаимодействия ее элементов;

- системно-функциональным, проявляющий функции, которые реализует система и ее компоненты;

- системно-интегративным, который раскрывает источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

- системно-процессуальным, который указывает на процессы (операции, процедуры), которые происходят в системе с целью сохранения ее целостности, совершенствования и развития;

- системно-коммуникационным, который раскрывает взаимосвязь этой системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

- системно-историческим, который рассматривает вопросы возникновения системы, этапы ее развития и историческую перспективу [6, с. 7].

В то же время, системный подход предполагает соблюдение следующих условий:

- установление всех составляющих элементов исследуемого педагогического процесса или явления;

- изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех, и на этом основании определения основных элементов с ведущими связями, отношениями;

- построение модели, характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

- раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;

- описание конкретного элемента в неразрывной целом с этой системой, с описанием его общих и специфических функций внутри единого целого;

- свойства изучаемого процесса, явления вытекают не только из суммы свойств его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой структуры системы [15, с. 31-32].

Особого внимания заслуживает мнение В. Семченко о том, что процедура выделения системы, определения ее состава (компонентного и элементного), структурных особенностей (иерархии, способов связи отдельных составляющих, системообразующего фактора) представляет собой создание своего рода «теоретического гештальта», который позволяет в определенных пределах, с определенной позиции в ограниченных параметрах отобразить свойства исходного системного объекта. Такая процедура является обязательным моментом отделения явления от фона, ограничение круга параметров, учитываемых разделение качеств объекта и его связей с окружающей средой на основные и второстепенные формализации, которые составляют арсенал науки и реализуются в явном или скрытом виде в любом научном исследовании [13].

Учитывая вышеуказанные терминологию и особенности системного подхода, в дальнейшем изложении, оптимизацией является система средств, которая обеспечивает: положительные результаты в обучении (на уровне учебных возможностей, которые не являются ниже требования государственных стандартов); предотвращения неуспеваемости субъектов учебного процесса; рациональные затраты времени представителей научно-педагогического состава [12].

Обобщение результатов анализа литературы по представленной проблеме исследования позволило установить, что методика преподавания общественных дисциплин в высшей военной школе является многоуровневой. Методика преподавания – это наука, которая имеет свою собственную теоретическую и практическую составляющие, а также методологию. Некоторые ученые считают, что методика преподавания определенной дисциплины – это одновременно средства, способы, организационные формы и нормативные требования к преподавательской деятельности [4].

Основными особенностями преподавания общественных дисциплин, которые считаются непрофильными в высших учебных и высших военных учебных заведениях являются:

- обеспечение идейной направленности дисциплины, которая преподается;

- сочетание познавательной и воспитательной функций;

- высокий научный уровень информативности материала учебных занятий;

- доказательность и убедительность учебного материала;

- сочетание информативности и проблемности изложенного материала;

- четкость и логичность изложения учебной информации;

- активизация внимания обучаемых;

- развитие их профессионального мышления;

- ясность и четкость речи изложения материала;

- учебно-методическое обеспечение занятий;

- активизация творческой деятельности обучаемых [5, 14].

Представлены особенности преподавания общественных дисциплин в высшем образовании, не являются окончательными, поскольку современные общественные науки представляют собой гигантскую систему социальных, философских, экономических, политологических и т.д. знаний, исследовательских технологий, методик, с помощью которых они охватывают объективную реальность, все процессы и явления жизни, а также его сферы [8].

Основными особенностями оптимизации процесса преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства являются:

- учет специфики реализации основного подхода в учебно-воспитательном процессе (компетентностного, контекстного, деятельностного, интегративного и т.п.);

- учет специфики средств контроля, активизации познавательной деятельности, закрепление полученных знаний и тому подобное;

- степень владения приемами педагогического мастерства;

- уровень владения соответствующей педагогической технологии обучения;

- четкость формулировки целей и задач учебной деятельности в зависимости от формы ее организации;

- целесообразность выбранных методов обучения;

- повышение эффективности связи подготовки и профессиональной деятельности (взаимосвязь теории и практики);

- соответствующий научный уровень управления учебным процессом;

- систематический мониторинг учебной деятельности с целью дальнейшей ее корректировки [14].

Таким образом, указанные выше особенности преподавания общественных наук позволяют оптимизировать процесс обучения курсантов-пограничников, дают возможность каждому курсанту проявить себя, способствуют улучшению взаимодействия субъектов процесса обучения между собой и с окружающим миром, что, в свою очередь, способствует формированию высокого уровня профессиональной компетентности будущих офицеров-пограничников.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного теоретического исследования свидетельствуют о том, что теоретический подход к оптимизации преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства объединяет методологические, дидактические, психологические, организационные и методические аспекты, в свою очередь, дает возможность качественно повысить уровень преподавания упомянутых общественных наук.

Перспективы дальнейших исследований. Выделенные в статье особенности оптимизации преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства являются минимальными, поскольку процесс оптимизации может предвидеть изменения любой составляющей дидактической системы: цели обучения, методов и средств обучения, результата деятельности, диагностики и контроля результатов обучения, организации учебного процесса. Указанные вопросы могут быть основой для дальнейших научных исследований в представленной проблеме.


Библиографический список
  1. Актуальные проблемы преподавания и изучения социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе: опыт и новации. Сб. науч. тр. − Воронеж, 1994. − 183 с.
  2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. – М. : Высш. шк, 1980. – 268 с.
  3. Блауберг, И. В. Целостность и системность / И. В. Блауберг // Системные исследования : ежегодник. – М., 1977. – С. 5‑28.
  4. Загвязинский, В. И. Дидактика высшей школы / Загвязинский В. И. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  5. Кожевников, В. Оптимізація навчальної діяльності // Рідна школа. – 1995. – № 2–3.
  6. Методика преподавания общественных наук в высшей школе / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2000.
  7. Николко, В. Н. Об одной модели многоуровневой системы логического образования в Украине // Логіка та багаторівнева система освіти: Методологія та методика викладання: Міжнародна наукова конференція: Матеріали доповідей та виступів. − К.: ВПЦ «Київський університет», 2006. − С. 94−96.
  8. Про вищу освіту : Закон України від 17 січ. 2002 р. № 2984 − ІІІ // Відом. Верхов. Ради України. – 2002. ‑ № 29. – Ст. 134. – Зі змінами ; ост. ред. 19 січ. 2010 р.
  9. Педагогіка вищої школи : навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Е. І. Хмелюк, А. В. Семенова [та ін.] ; за ред. З. Н. Курлянд. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К. : Знання, 2005. – 399 с.
  10. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. – М. : Пед. о-во России, 1998. – 640 с.
  11. Семиченко, В. Системно-структурне моделювання складних об’єктів у психолого-педагогічних дослідженнях / В. Семиченко // Післядипломна освіта в Україні. – 2003. – верес. – С. 26‑30.
  12. Сумаркова, Л. М. Логіка в юридичному вищому закладі освіти // Проблеми викладання логіки і дисциплін логічного циклу: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. Київ, 13 – 14 травня 2004 року. − К.: Вид.-полігр. центр «Київський університет», 2003. – С. 103 – 104.
  13. Боголюбов, Л. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал − 1997. − N 3. − С. 104−119.
  14. Овсянников, В. К новой парадигме социально-гуманитарных наук // Alma mater − 1997. − N 2. − С. 18−25.
  15. Хазова, Л. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социально-политический журнал − 1997. − N 3. − С. 81 − 90.


Все статьи автора «Klaudia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: