УДК 004.9

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Евдокимова Вера Евгеньевна
ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт"
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики информатики

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки. Выделяются компоненты информационно-коммуникационной компетентности. Описываются этапы обучения информатики, направленные на формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей.

Ключевые слова: информатика, учитель


THE FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE LEARNING PROCESS INFORMATICS

Evdokimova Vera Evgenievna
FGBOU VPO "Shadrinsk state pedagogical Institute"
Candidate of pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and methodology of Informatics

Abstract
This article considers the problem of formation of information and communication competence of future teachers during their professional training. Highlighted components of information and communication competence. Describes the stages of learning, Informatics, aimed at the formation of information and communication competence of future teachers.

Keywords: teacher


Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова В.Е. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей в процессе обучения информатике // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4102 (дата обращения: 01.10.2017).

Современный уровень становления общества характеризуется динамично развивающимся процессом информатизации, который предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалистов любого профиля в области использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ). В условиях информатизации возрастает роль информационных коммуникационных технологий во всех сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования, что находит свое отражение в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями и умениями в области информатики и ИКТ, способных грамотно и осознанно использовать данные технологии и средства для эффективного решения практико-ориентированных задач, готовых к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня.

Информационные коммуникационные технологии в школе, это не только использование технических средств на уроках, но и новый подход к процессу обучения, включающий формы и методы преподавания, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала обучаемого. ИКТ позволяют разрабатывать и применять новые средства информационного взаимодействия между учителем, учениками и средствами коммуникации, обогащают процесс обучения и позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент учащегося.

По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, учитель должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, в том числе и информационно-коммуникационной компетентностью (ИКТ-компетентностью).

Анализируя профессиональный стандарт педагога [1] можно сказать, что ИКТ-компетентность является одной из основных компетентностей будущего учителя и рассматривается, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать, организовывать, представлять, передавать нужную информацию учащимся; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать учебные проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ.

ИКТ-компетентность учителя (в данной статье – бакалавра направления подготовки «Педагогическое образование») можно рассматривать как совокупность когнитивно-деятельностного и личностного компонентов [2].

Когнитивно-деятельностный компонент состоит из набора общепользовательских, базовых, инструментальных информационно-коммуникационных компетенций, которые формируются в процессе обучения информатике в вузе. Данные компетенции выражаются в понимании студентами сущности и значения информации в образовательной сфере; владении основными способами работы в локальной и/или сетевой среде для обеспечения информацией своей деятельности и деятельности учеников; применении программных продуктов для создания дидактических, мультимедийных материалов.

Личностный компонент ИКТ-компетентности будущих учителей рассматривается как совокупность ценностно-мотивационной и рефлексивно-проектировочной составляющих, которые включают ценностные установки и ориентации на использование возможностей информационных коммуникационных технологий для оптимизации своей профессиональной деятельности, мотивацию применения ее элементов для создания информационного продукта, рефлексию собственной деятельности, активизацию волевых усилий, направленных на преодоление трудностей в профессиональной деятельности, связанных с использованием ИКТ. Личностный компонент во многом определяет успешность профессиональной деятельности учителя.

Необходимым условием формирования ИТК-компетентности будущего учителя является приобретение положительного опыта деятельности с информационными технологиями, которое начинается у студентов в вузе и продолжается в дальнейшем при осуществлении профессиональной деятельности.

ИКТ-компетентность будущего учителя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Обучение информатике, направленное на формирование ИКТ-компетентности бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» целесообразно разделить на два этапа: базовый и предметно-ориентированный.

Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей начинается на базовом этапе обучения информатике и предполагает формирование практических умений планировать, организовывать свою деятельность с помощью различного программного обеспечения. На этом этапе начинают формироваться общепользовательские, базовые, инструментальные информационно-коммуникационные компетенции когнитивного компонента ИКТ-компетентности.

Базовый этап формирования ИКТ-компетентности направлен на изучение программных комплексов, используя которые будущий педагог в образовательном процессе будет заниматься ведением различной документации, так как педагогу часто приходится сталкиваться с созданием различных текстовых документов: учебно-методические комплексы, конспекты уроков, консультации, отчеты, грамоты, благодарственные письма, буклеты, памятки для родительских собраний и пр.

Использование в текстовых документах сложных интерактивных механизмов (ссылок, гиперссылок, указателей, закладок, оглавления, списков литературы) позволяет учителю эффективно организовывать свою работу с документами большой сложности. Создавая и используя текстовые и графические шаблоны, применяя электронные таблицы с функциями, ускоряющими производительность труда, учитель освобождает себя от каждодневной рутинной работы и больше времени отводит на подготовку к урокам.

Предметно-ориентированный этап направлен на разработку информационных продуктов, образовательных проектов в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета (создание наглядных пособий, цифровых образовательных ресурсов, систем, контролирующих знания). На этом этапе продолжают формироваться компетенции когнитивного компонента ИКТ-компетентности и формируются составляющие ее личностного компонента.

Предметно-ориентированный этап формирования ИКТ-компетентности направлен на создание информационных продуктов, которые будущие учителя смогут использовать во время практики в школе. Информационные продукты, используемые учителями в процессе обучения, условно разделим на два направления: дидактические печатные материалы, электронные учебные пособия. Рассмотрим данные направления более подробно.

Создание наглядных средств. Наглядность обучения является существенным фактором, влияющим на характер‏ усвоения учебного материала, поэтому многие учителя, используя средства ИКТ, создают собственные иллюстративные материалы, повышающие дидактические возможности урока.

К средствам наглядности, активизирующим учебную и познавательную деятельность учащихся можно отнести различные дидактические материалы.

1. Карточки (с заданиями, таблицами, кроссвордами, ребусами, графиками, структурно-логическими схемами и пр.) часто используются в качестве средства снятия умственной нагрузки для активизации учебной и познавательной деятельности учащихся, создания положительного эмоционального фона. Эти материалы применяются при закреплении материала, так как они позволяют вспомнить какое-либо понятие или процесс.

Дидактические карточки, созданные и подобранные учителем по различным темам, помогают учащимся легче воспринимать изучаемый материал, а учителю – проверить результат. Подобные материалы можно создать в программах MS Word, Corel Draw, Adobe Photoshop и др.

2. Используя растровые и векторные графические редакторы, будущие учителя могут создать плакаты или серию плакатов по своей дисциплине. Плакаты используются как при изучении нового материала, так и для повторения, закрепления пройденного.

Создание электронных образовательных ресурсов (презентаций, электронных учебников, сайтов, блогов). В последнее время учителя все чаще используют в образовательной деятельности электронные учебники, презентации, так как интерактивная подача материала повышает уровень восприятия темы, помогает ученику получать навыки самостоятельной работы.

В процессе обучения информатике в вузе будущие учителя создают интерактивные мультимедийные презентации, которые основаны на использовании гиперссылок и управляемых кнопок. В отличие от линейной интерактивная презентация может состоять из одного или нескольких слайдов, в зависимости от поставленной на уроке дидактической задачи. Интерактивные мультимедийные презентации позволяют удобно и эффектно представлять информацию. Они сочетает в себе динамику, звук и изображения, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащихся.

Большое значение на предметно-ориентированном этапе формирования ИКТ-компетентности уделяется основам Web-дизайна и технологии создания блогов, сайтов. Создавая свой сайт, будущие учителя в процессе обучения в вузе заполняют его созданными образовательными материалами (карточками, электронными учебниками, презентациями, тестами и пр.) и в дальнейшем могут представить его работодателю как свое электронное портфолио.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности будущих учителей – это непрерывный процесс, берущий начало в школьном курсе информатики, продолжающийся развиваться при обучении в вузе, и не прекращающийся, а, наоборот, совершенствующийся в ходе становления профессионального мастерства специалиста за счет повышения квалификации и самообразования. Процесс обучения информатике в вузе, построенный в два этапа, обеспечивает формирование у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» ИКТ-компетентности как обязательного компонента профессиональной деятельности учителя.


Библиографический список
  1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] : федеральный портал «Министерство образования и науки Российской Федерации». – М., 2013. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf. – 05.08.2014.
  2. Евдокимова, В.Е. Формирование информационно-технологической компетентности будущих специалистов туристической сферы в процессе обучения информатике [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / В.Е. Евдокимова. – Шадринск, 2012. – 189 с.


Все статьи автора «evdokimovavera»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: