УДК 378

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Царан Александр Александрович
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации

Аннотация
Статья посвящена вопросу о нравственном аспекте умственного труда, а именно: содержанию этого аспекта, критериям оценки, его детерминантам. В статье упомянута роль философии, культурологии, социологии и психологии в исследовании данного аспекта; раскрыт нравственный смысл умственного труда; описаны пути развития нравственных основ у субъектов этого труда в образовательном процессе учреждений профессиональной подготовки специалистов; охарактеризована модель нравственного становления личности в умственной деятельности; выделены проблемы нравственности в проекции на умственный труд современного человека, его деление на труд самого человека и совместный труд человека с техническими интеллектуальными системами.

Ключевые слова: нравственность, педагогика развития нравственности в культуре мышления и умственного труда., умственный труд


THE MORAL ASPECTS OF MORAL WORK

Tsaran Alexander Alexandrovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
Ph.D., assistant professor of Foreign Languages for Professional Communication Department

Abstract
The article focuses on the moral aspect of mental work , namely the content of this aspect , the evaluation criteria , its determinants. The article says about the role of philosophy, cultural studies, sociology and psychology in the study of this aspect; discloses a moral sense of intellectual labor; describes the development of the moral foundations of the subjects of this work in the educational process of professional training institutions; characterized model of moral formation of personality in mental activity; highlighted the problem of morality in the projection on the mental work of modern man, his division of labor of the individual and joint work of human technical intelligence systems.

Keywords: education of morality in the culture of thinking and mental work, mental work, morality


Библиографическая ссылка на статью:
Царан А.А. Нравственные аспекты умственного труда // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4199 (дата обращения: 27.05.2017).

Общеизвестно, что умственный труд – это работа мысли, способность человеческого сознания отражать действительность, ясно что-либо понимать. Его идеальными свойствами являются: созидание, воссоздание, творение.

Умственный труд может быть рационально-логическим и эмоционально-образным. Реализуется он в учебной и профессиональной, духовной и материально-практической, изобретательской, творческой, проектной, исследовательской деятельности.

Умственная деятельность, уровень умственного труда не фиксированная величина. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не является тем, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудится. Так, если студент живет в среде, богатой источниками стимуляции и возможностями для развития, то его интеллект будет развиваться быстро.

Современные формы умственного труда отражаются в активном взаимодействии человека и интеллектуальной «машины». Замечено, что эта связь бывает эффективной и общественно полезной, но также небезопасной, нецелесообразной, неблагоразумной, словом «порочной».

В организации умственного труда, в оценке его процесса и результатов можно увидеть немало проблем. Одна из них – именно нравственный аспект, а именно его этичность, способность субъекта соотнести изобретение, идею или текст, проект, технологию и проч. с критериями здравого смысла, общественного требования, этапа развития государства, культурных и технических, а также научных и проч. достижений его народа.

Проблема, связанная с профессиональным становлением и развитием личности студентов, постоянно находится в центре внимания педагогов и психологов. В настоящее время в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, нравственный аспект в профессиональной деятельности приобретает особую актуальность [1].

Причинами проблемного состояния вопроса о нравственности в умственном, как собственно и в любом другом, виде труда являются:

- индифферентное или даже порой враждебное отношение части современного человечества к понятию об Общем, вопреки безусловного признания ценностью Личного;

- недопонимание опасности интеллектуальных войн, безудержной гонки за инновациями, неконтролируемости в пропаганде тех или иных  идей.

Проблема нравственности студентов, обладающих при выпуске из вуза не только профессиональными компетенциями, но и нравственным потенциалом, является одной их актуальных, имеющих судьбоносное значение для России [2].

С нашей точки зрения, изучению нравственного аспекта умственного труда посвящено недостаточно научных работ. Нельзя с уверенностью сказать, что в этом аспекте умственный труд раскрыт вполне в современной философии, культурологии, социологии, психологии. Можно только отметить, что нравственный аспект умственного труда в работах соответствующих ученых рассматривается:

- как явление, лежащее в точке пересечения феноменов культуры и цивилизации [3];

- как явление, имеющее социальную природу, ценностную направленность и классовую окраску, выраженное степенью моральной зрелости индивида или общественной группы, обусловленное поиском смыслов жизни [4, с. 170; 175; 211; 213].

Чтобы понять и обосновать содержание нравственного аспекта умственного труда, обратимся к понятию о  нравственности, нравственном отношении, нравственном настрое человека или группы лиц.

«Идеальным нравственным отношением можно считать отношение личности к общественному благу… Только при наличии такого внутреннего настроя его поведение и поступки могут служить установлению отношений солидарности и коллективизма, добросовестности в работе, патриотического служения на благо отечества, доброжелательности, гостеприимства, а также дружбы и любви», – пишет В.А. Кондрашев [4, с. 236-237]. Добавим к сказанному: не исключение – отношение личности к умственному труду, который, также как и любой другой труд, связан (должен быть связан) с общественным благом, с пониманием и признанием общественного блага в качестве ведущей своей цели и ценности, в качестве критерия нравственной оценки труда.

Некоторый (на наш взгляд, более полный) опыт исследования нравственного аспекта умственного труда все же имеется в классической  современной педагогике. Основные выводы ученых-педагогов можно свести к тезисам:

- нравственная сторона умственного труда человека это результат его воспитания, активной и ответственной работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений, школьных учителей, преподавателей ссузов и вузов, колледжей и техникумов;

- в основе нравственной стороны умственного труда – воспитанная личность, личность с богатым внутренним миром, высоким уровнем духовности, избирательности по отношению к моделям жизнедеятельности, т.е. правилам и нормам жизни, поступкам и делам;

- главные нравственные показатели умственного труда – разумные идеи, полезные государству и обществу изобретения, освоенные и приумноженные знания, продуктивные интеллектуальные взаимодействия.

В работах Е.Б. Плотниковой отмечено, что актуальной и приоритетной образовательной, в особенности воспитательной задачей профессиональных учреждений сегодня является формирование специалиста и человека как носителя нравственно окрашенного интеллекта, иначе говоря, носителя ума, очевидно значимого для государства, общественной группы или отдельной личности, для сектора культурного, экономического, технического и проч. развития. Интеллектуальная деятельность, умственный труд будущих специалистов, по ее мнению,  должны иметь: а) признаки культуры, т.е. быть регламентированы различными ценностями; б) нравственную основу, т.е. демонстрировать достаточный уровень социализации и моральной устойчивости обучающихся. Такая деятельность и такой труд должны быть реализованы субъектом с целями: личностно-преобразующей; трансляционно-канонизирующей ценности; регламентирующей поведение своего субъекта; стимулирующей достижение субъектом уровня эффективности этой деятельности и этого труда; коммуникативной, обеспечивающей продуктивные умственные взаимодействия [5, с. 105]. Во всем этом выражен запрос общества на необходимость возвести в культ пользу и корректность, теоретическую и практическую значимость умственного труда, ответственность за его результаты. Если деятельность, например, студентов вуза нравственно окрашена, соответственно культурна, то она ориентирована одновременно и на технические, и на социальные проблемы человечества; в ней проявлены патриотические чувства, гражданственность, высокий профессионализм субъекта, мотив развития человечества по пути безопасного прогресса и т.п. [6, с. 225; 228-229].

У Е.А. Ракитиной и В.Ю. Лысковой мы встречаем высказывание о важности освоения информационной среды, информационного поля для осмысления человеком фактов, событий, ситуаций окружающей действительности [7]. Информационное пространство, утверждают ученые, субъективно, оно существует в сознании конкретного индивида. Однако, это и результат деятельности всего человечества, поэтому оно должно быть регулируемо объективными оценками, проявляться в воспитанных поступках людей, иначе говоря, в нравственном отношении к информации, в аккуратном и осторожном ее использовании при обращении к ней в познавательной, социальной и проч. деятельности.

У Рахимова есть определенное разъяснение – в основе нравственного аспекта любой, в том числе умственной, работы лежат социальные и познавательные мотивы, стремление личности к идентификации и социальному самоопределению, к экспериментированию и творчеству, наряду с постижением мира и себя в нем [8]. На основании чего можно сделать вывод – без нравственного отношения к себе (желания себе блага) не может быть нравственного отношения к Другим (желания блага им); без познания себя в этом мире, своего места и предназначения нельзя приступать к выполнению каких-либо функций (социальных, профессиональных, умственных или физических).

Итак, нравственность, интеллект, физическое здоровье, физические силы – ключевые подсистемы общей системы конкретного Человека и в целом Человечества. Соответственно, нельзя отделить нравственность от умственного труда, в умственном труде не увидеть физическую составляющую, а в физическом теле – важность нравственного поступка и наличие силы мысли.


Библиографический список
  1. Царан А.А. Моделирование процесса нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – Кострома, 2012. – Т. 18. № 2. – С. 156-160.
  2. Царан А.А. Методика реализации педагогических условий нравственного самоопределения будущего менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – М, 2013. – № 6; URL:  http://www.science-education.ru/113-11393.
  3. Михайлова Л.И. Социология культуры: учебное пособие. – М., 2006. – 344 с.
  4. Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных направлений. – Ростов н/Д, 2004. – 544 с.
  5. Плотникова Е.Б. Развитие интеллектуальной культуры студентов: монография. – Магнитогорск, 2011. – 305 с.
  6. Плотникова Е.Б. Психология и педагогика: от индивида к субъекту культуры. – Магнитогорск, 2007. – 269 с.
  7. Рактитина Е.А., В.Ю. Лыскова. Информационные поля в учебной деятельности //Информатика и образование. – 1999. – № 1. – С. 19-25.
  8. Рахимов  А.З. Нравология: учебно-методическое пособие по нравственному воспитанию. – Казань, 2006. – 596 с.


Все статьи автора «Царан Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: