УДК 37

НЕКОТОРЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ РВВДКУ УПРАВЛЕНИЮ ОГНЁМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Островский Сергей Николаевич1, Старков Роман Валериевич2, Лаврушин Алексей Валентинович3, Думчиков Андрей Александрович4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. военн. наук, профессор кафедры вооружения и стрельбы
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, начальник кафедры вооружения и стрельбы
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, курсант

Аннотация
Данная статья посвящена подготовке специалистов Воздушно-десантных войск. Управление огнём подразделений – один из сложных разделов в изучении учебной дисциплины «Огневая подготовка», требующий повышенного внимания со стороны педагогов. В связи с этим на кафедре вооружения и стрельбы разработана Концепция совершенствования обучения курсантов РВВДКУ управлению огнем подразделений.

Ключевые слова: воинское обучение, знания, навыки, огневая подготовка., специалист ВДВ, умения, управление огнем


SOME EXPERIENCE IN DEVELOPING A CONCEPT TO ENHANCE THE TEACHING CADETS RVVDKU FIRE CONTROL UNITS

Ostrovsky Sergey Nikolaevich1, Starkov Roman Valerievich2, Lavrushin Alexei Valentinovich3, Dumchikov Andrey Aleksandrovich4
1Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, Ph.D., professor of the Department of Weapons and Shooting
2Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, head of the Department of Weapons and Shooting
3Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, head teacher of the Department of Weapons and Shooting
4Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V.F. Margelov, cadet

Abstract
The article is devoted to the experts’ training in airborne troops. Fire control units - one of the most difficult chapters in the study of educational discipline «Fire training», which requires special attention from the teachers. In this regard, the Department of weapons and shooting the Concept of perfection of training cadets RVVDKU fire control units.

Keywords: abilities, an expert of airborne troops, fire control, fire training., knowledge, military training, skills


Библиографическая ссылка на статью:
Островский С.Н., Старков Р.В., Лаврушин А.В., Думчиков А.А. Некоторый опыт разработки Концепции совершенствования обучения курсантов РВВДКУ управлению огнём подразделений // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4219 (дата обращения: 28.05.2017).

Разработка настоящей Концепции обусловлена противоречием между потребностями Воздушно-десантных войск в офицерах, способных уверенно управлять огнём штатных и приданных подразделений и огневых средств в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и существующим состоянием системы обучения управлению огнем. Основным несоответствием остается недостаточный уровень навыков выпускников училища по управлению огнем, что обусловливает необходимость совершенствования и поиска новых подходов к разработке и реализации учебной программы, в части касающейся управления огнем парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений.

Настоящей Концепцией определяются основная цель, задачи, принципы и основные направления реализации совершенствования обучения курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) управлению огнем в целях обеспечения применения навыков по данному направлению подготовки в ходе военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время.

Реализация данной Концепции призвана способствовать увеличению результативности военной деятельности Воздушно-десантных войск в сфере обеспечения безопасности от военных угроз и успешному выполнению боевых задач.

Основной целью совершенствования обучения курсантов управлению огнем, осуществляемой на кафедре вооружения и стрельбы РВВДКУ, является создание условий для последовательного достижения компетенции, обеспечивающей эффективное выполнение профессионально-должностных обязанностей в данном направлении.

Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:

- определение приоритетов обучения курсантов управлению огнём подразделений, содержания и последовательности реализации комплекса мероприятий, которые обеспечат удовлетворение текущих и перспективных потребностей Воздушно-десантных войск, связанных с применением подразделений в различных видах боя;

- совершенствование форм обучения управлению огнем, определение оптимальных параметров длительности, периодичности и содержания занятий с учетом требований к результатам обучения и приоритетов;

- разработка необходимых учебно-методических документов и литературы для обеспечения всех видов занятий по управлению огнем;

- разработка и внедрение системы контроля для осуществления комплексной оценки качества подготовки курсантов по управлению огнем;

- совершенствование учебно-материальной и тренажерной базы с применением новых технологий;

Эффективность обучения курсантов управлению огнем достигается реализацией следующих принципов:

- непрерывность и последовательность – за счет формирования единой траектории подготовки совместно с кафедрой тактики, реализуемой на протяжении всего периода обучения;

- систематичность и регулярность планирования и проведения учебных занятий внутри каждого курса и модуля обучения;

- многоуровневость содержания обучения для последовательного перехода к управлению огнём подразделений более высокого тактического уровня;

- связь подготовки по управлению огнём на всех ее этапах с характером последующей деятельности офицера ВДВ в мирное и военное время;

- обеспечение доступа к учебным материалам для самостоятельной работы по совершенствованию компетенций по управлению огнём;

- широкая опора на использование современных мультимедийных материалов и технических средств обучения с учётом новейших технологий;

- объективный контроль результатов подготовки по управлению огнём на всех ее этапах;

- обеспечение обратной связи между заинтересованными сторонами (включая участников процесса обучения, командования воинских частей и соединений) в интересах ее совершенствования и учета текущих требований.

Компетентностный подход при изучении дисциплины должен реализовываться широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, практикумов психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [1].

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее  30% аудиторных занятий.

Ведущее место в изучении вопросов управления огнем отводить групповым и практическим занятиям. При формировании компетенций по данному направлению активно использовать знания, полученные при изучении смежных дисциплин. При обучении широко использовать учебно-материальная база, особенно лаборатории, тиры, тренажерные классы, современные учебно-тренировочные средства и другие технические средства обучения.

Макет местности в качестве материального обеспечения целесообразно использовать на этапе получения опыта в управлении огнём отделения. В дальнейшем следует применять интерактивные тренажеры, типа «Вега» [2], «Логос» [3], и отработку вопросов управления огнём с практической стрельбой на оборудованном для этого участке управления огнём. Для получения умений в управлении огнём штатных и приданных средств и получения опыта в управлении огнём подразделения необходимо увеличение количества часов на практические занятия, проводимые в тесной взаимосвязи с изучением дисциплины «Тактика».

При переработке учебных программ и тематических планов изучения дисциплины произвести перераспределение учебного времени  на изучение темы «Вооружение боевых машин» (сократить время на изучение непрофильных типов боевых машин) и за счет нее увеличить время на изучение темы «Управление огнем».

Отличительной особенностью концепции совершенствования обучения курсантов РВВДКУ управлению огнем подразделений является максимальная взаимосвязь с занятиями кафедры тактики в объёме комплексных учебно-методических задач в сочетании с применением активных и интерактивных форм проведения занятий.

Профессионально ориентированный подход к обучению управлению огнём подразделений предполагает обучение в профессионально значимых ситуациях с максимально приближенными к реальности сценариями и ролевым поведением обучающихся в должностях различного тактического уровня.

Система оценивания способности курсантов управлять огнём подразделений включает в себя:

- текущий контроль, включающий проверку знаний по управлению огнём в ходе семинара и группового занятия на макете местности с целью выявления готовности курсантов к работе на практических занятиях в должностях командиров отделений;

- текущий контроль, включающий проверку умений по управлению огнём в ходе практических занятий, занятий по практическому выполнению стрельб и тренажей с использованием интерактивного тренажера;

- промежуточный контроль, который проводится по завершении каждого модуля в виде зачета или зачета с оценкой согласно рабочим учебным планам;

- итоговый контроль (комплексный/государственный экзамен).

Концепция обучения курсантов управлению огнём реализуется последовательно до 2017 года в четыре этапа

I этап – во взаимодействии с учебно-методическим отделом переработка учебных планов и учебных программ дисциплины и внесение изменений в тематические планы изучения дисциплины, в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке выпускников РВВДКУ, и перспективами развития вооружения ВДВ, с учётом планирования занятий в комплексе с занятиями кафедры тактики; проведение межкафедральных совещаний по организации и проведению совместных занятий в объеме комплексной учебно-методической задачи и занятий по управлению огнем на базе класса управления боем «Логос», выработка замысла пробных занятий; выработка замысла учебного пособия «Огневая подготовка. Управление огнём парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений», его обсуждение и утверждение на заседании кафедры;

II этап – принятие и установка интерактивного тренажера управления огнём «Вега»; проведение пробных занятий совместно с кафедрой тактики; разработка учебного пособия «Огневая подготовка. Управление огнём парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений»;

III этап – издание учебного пособия «Огневая подготовка. Управление огнём парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений»; внедрение и апробация системы обучения курсантов РВВДКУ управлению огнём подразделений;

IV этап – корректировка и совершенствование содержания системы обучения курсантов РВВДКУ управлению огнем подразделений.

Таким образом, практической целью данной Концепции является достижение курсантами способности самостоятельного управления огнём штатных, приданных, поддерживающих и взаимодействующих  подразделений в бою.

Данная концепция обучения управлению огнем призвана обеспечить поэтапное формирование у курсантов РВВДКУ компетенций по управлению огнём подразделений тактического уровня отделение-взвод-рота.


Библиографический список
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 1394 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 290301 Управление персоналом (Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации) (квалификация (степень) «специалист»)».
  2. Новости ВПК. [Электронный ресурс]. (дата обращения 20.04.2015) URL: http://vpk.name/news/109244_v_vdv_postupyat_noveishie_elektronnyie_trenazheryi_dlya_strelkovoi_podgotovki_vegasv.html
  3. Красная звезда. Подготовка кадров – фундамент развития Вооружённых Сил. [Электронный ресурс]. (дата обращения 20.04.2015) URL: http://redstar.ru/index.php/newspaper/item/12786-podgotovka-kadrov-fundament-razvitiya-vooruzhjonnykh-sil


Все статьи автора «Островский Сергей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: