Разработка настоящей Концепции обусловлена противоречием между потребностями Воздушно-десантных войск в офицерах, способных уверенно управлять огнём штатных и приданных подразделений и огневых средств в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и существующим состоянием системы обучения управлению огнем. Основным несоответствием остается недостаточный уровень навыков выпускников училища по управлению огнем, что обусловливает необходимость совершенствования и поиска новых подходов к разработке и реализации учебной программы, в части касающейся управления огнем парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений.
Настоящей Концепцией определяются основная цель, задачи, принципы и основные направления реализации совершенствования обучения курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) управлению огнем в целях обеспечения применения навыков по данному направлению подготовки в ходе военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время.
Реализация данной Концепции призвана способствовать увеличению результативности военной деятельности Воздушно-десантных войск в сфере обеспечения безопасности от военных угроз и успешному выполнению боевых задач.
Основной целью совершенствования обучения курсантов управлению огнем, осуществляемой на кафедре вооружения и стрельбы РВВДКУ, является создание условий для последовательного достижения компетенции, обеспечивающей эффективное выполнение профессионально-должностных обязанностей в данном направлении.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
- определение приоритетов обучения курсантов управлению огнём подразделений, содержания и последовательности реализации комплекса мероприятий, которые обеспечат удовлетворение текущих и перспективных потребностей Воздушно-десантных войск, связанных с применением подразделений в различных видах боя;
- совершенствование форм обучения управлению огнем, определение оптимальных параметров длительности, периодичности и содержания занятий с учетом требований к результатам обучения и приоритетов;
- разработка необходимых учебно-методических документов и литературы для обеспечения всех видов занятий по управлению огнем;
- разработка и внедрение системы контроля для осуществления комплексной оценки качества подготовки курсантов по управлению огнем;
- совершенствование учебно-материальной и тренажерной базы с применением новых технологий;
Эффективность обучения курсантов управлению огнем достигается реализацией следующих принципов:
- непрерывность и последовательность – за счет формирования единой траектории подготовки совместно с кафедрой тактики, реализуемой на протяжении всего периода обучения;
- систематичность и регулярность планирования и проведения учебных занятий внутри каждого курса и модуля обучения;
- многоуровневость содержания обучения для последовательного перехода к управлению огнём подразделений более высокого тактического уровня;
- связь подготовки по управлению огнём на всех ее этапах с характером последующей деятельности офицера ВДВ в мирное и военное время;
- обеспечение доступа к учебным материалам для самостоятельной работы по совершенствованию компетенций по управлению огнём;
- широкая опора на использование современных мультимедийных материалов и технических средств обучения с учётом новейших технологий;
- объективный контроль результатов подготовки по управлению огнём на всех ее этапах;
- обеспечение обратной связи между заинтересованными сторонами (включая участников процесса обучения, командования воинских частей и соединений) в интересах ее совершенствования и учета текущих требований.
Компетентностный подход при изучении дисциплины должен реализовываться широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, практикумов психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [1].
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий.
Ведущее место в изучении вопросов управления огнем отводить групповым и практическим занятиям. При формировании компетенций по данному направлению активно использовать знания, полученные при изучении смежных дисциплин. При обучении широко использовать учебно-материальная база, особенно лаборатории, тиры, тренажерные классы, современные учебно-тренировочные средства и другие технические средства обучения.
Макет местности в качестве материального обеспечения целесообразно использовать на этапе получения опыта в управлении огнём отделения. В дальнейшем следует применять интерактивные тренажеры, типа «Вега» [2], «Логос» [3], и отработку вопросов управления огнём с практической стрельбой на оборудованном для этого участке управления огнём. Для получения умений в управлении огнём штатных и приданных средств и получения опыта в управлении огнём подразделения необходимо увеличение количества часов на практические занятия, проводимые в тесной взаимосвязи с изучением дисциплины «Тактика».
При переработке учебных программ и тематических планов изучения дисциплины произвести перераспределение учебного времени на изучение темы «Вооружение боевых машин» (сократить время на изучение непрофильных типов боевых машин) и за счет нее увеличить время на изучение темы «Управление огнем».
Отличительной особенностью концепции совершенствования обучения курсантов РВВДКУ управлению огнем подразделений является максимальная взаимосвязь с занятиями кафедры тактики в объёме комплексных учебно-методических задач в сочетании с применением активных и интерактивных форм проведения занятий.
Профессионально ориентированный подход к обучению управлению огнём подразделений предполагает обучение в профессионально значимых ситуациях с максимально приближенными к реальности сценариями и ролевым поведением обучающихся в должностях различного тактического уровня.
Система оценивания способности курсантов управлять огнём подразделений включает в себя:
- текущий контроль, включающий проверку знаний по управлению огнём в ходе семинара и группового занятия на макете местности с целью выявления готовности курсантов к работе на практических занятиях в должностях командиров отделений;
- текущий контроль, включающий проверку умений по управлению огнём в ходе практических занятий, занятий по практическому выполнению стрельб и тренажей с использованием интерактивного тренажера;
- промежуточный контроль, который проводится по завершении каждого модуля в виде зачета или зачета с оценкой согласно рабочим учебным планам;
- итоговый контроль (комплексный/государственный экзамен).
Концепция обучения курсантов управлению огнём реализуется последовательно до 2017 года в четыре этапа
I этап – во взаимодействии с учебно-методическим отделом переработка учебных планов и учебных программ дисциплины и внесение изменений в тематические планы изучения дисциплины, в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке выпускников РВВДКУ, и перспективами развития вооружения ВДВ, с учётом планирования занятий в комплексе с занятиями кафедры тактики; проведение межкафедральных совещаний по организации и проведению совместных занятий в объеме комплексной учебно-методической задачи и занятий по управлению огнем на базе класса управления боем «Логос», выработка замысла пробных занятий; выработка замысла учебного пособия «Огневая подготовка. Управление огнём парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений», его обсуждение и утверждение на заседании кафедры;
II этап – принятие и установка интерактивного тренажера управления огнём «Вега»; проведение пробных занятий совместно с кафедрой тактики; разработка учебного пособия «Огневая подготовка. Управление огнём парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений»;
III этап – издание учебного пособия «Огневая подготовка. Управление огнём парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений»; внедрение и апробация системы обучения курсантов РВВДКУ управлению огнём подразделений;
IV этап – корректировка и совершенствование содержания системы обучения курсантов РВВДКУ управлению огнем подразделений.
Таким образом, практической целью данной Концепции является достижение курсантами способности самостоятельного управления огнём штатных, приданных, поддерживающих и взаимодействующих подразделений в бою.
Данная концепция обучения управлению огнем призвана обеспечить поэтапное формирование у курсантов РВВДКУ компетенций по управлению огнём подразделений тактического уровня отделение-взвод-рота.
Библиографический список
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 1394 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 290301 Управление персоналом (Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации) (квалификация (степень) «специалист»)».
- Новости ВПК. [Электронный ресурс]. (дата обращения 20.04.2015) URL: http://vpk.name/news/109244_v_vdv_postupyat_noveishie_elektronnyie_trenazheryi_dlya_strelkovoi_podgotovki_vegasv.html
- Красная звезда. Подготовка кадров – фундамент развития Вооружённых Сил. [Электронный ресурс]. (дата обращения 20.04.2015) URL: http://redstar.ru/index.php/newspaper/item/12786-podgotovka-kadrov-fundament-razvitiya-vooruzhjonnykh-sil