УДК 330.322.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Антамошкина Елена Николаевна
ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет
канд. экон. наук, доцент

Аннотация
В статье идет речь о современной модели интерактивного обучения в высших учебных заведениях. Характеризуются современных образовательные технологии, определены задачи реализации интерактивных методов и форм обучения.

Ключевые слова: деловые игры, дискуссии, интерактивные образовательные технологии, кейсы, мотивация обучающихся, мультимедийные лекции, образовательный процесс


REALIZATION OF INTERACTIVE MODEL OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION

Antamoshkina Elena Nikolaevna
Volgograd State Agrarian University
Candidate of Economic Sciences

Abstract
The article deals with the modern model of online learning in higher education. Characterized by modern educational technology, set tasks realization of interactive methods and forms of education.

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина Е.Н. Реализация интерактивной модели обучения в высшем образовании // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/3601 (дата обращения: 29.05.2017).

Одной из тенденций развития образовательного процесса в современных условиях является использование интерактивных информационно-образовательных технологий, которые не только повышают эффективность процесса обучения и мотивацию, но и способствуют активизации познавательной сферы и позволяют использовать их в качестве средства самообразования.

Уровень развития информационных технологий, современные концепции высшего образования, необходимость постоянного развития и самообразования – все это способствует более активному использованию интерактивных технологий в образовательном процессе, поскольку они не только повышают эффективность системы обучения, но и обеспечивают более высокий уровень мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Формирование навыков самостоятельного, критического мышления обучающихся – одна из главных задач, которая продиктована общими целями современного образования. Смысл сводится к умению студентов применять полученные теоретические знания для анализа различных типов организационных систем: хозяйственных, социальных, общественных. Практика неотрывна от целеполагающей и целенаправленной деятельности человека, потому выступает целью познания. С этих позиций в учебном процессе все активней используется технология «обучения действием», стимулирующая познавательную активность студентов, процесс усвоения полученных знаний, а также направленная на выработку навыков и опоры на собственный опыт.

Современные образовательные технологии обучения позволяют визуализировать теоретический материал. В одном программном продукте могут быть интегрированы разнообразные виды информации – текст, таблицы, иллюстрации, графики, а также анимация. Такие технологии реализуют новый уровень интерактивного общения. Конечно, степень усвояемости материала можно значительно увеличить, если внимание будет сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как скорее и точнее отобразить его слова в своих записях.

Обучение это не только получение новых знаний, знакомство обучающегося с новыми явлениями и процессами. Процесс обучения связан с изменением человека. Обучаясь, люди меняются, меняется их видение мира, отношение к окружающим предметам и явлениям. Важным результатом обучения является развитие умений и навыков. Этому во многом способствует применение современных образовательных технологий.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнять различные практические задания – виртуальное посещение музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и т.д. Текущий контроль уровня усвоения различных дисциплин удобно проводить с использованием современных систем тестирования

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения – 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации [1]. Благодаря мультимедийным средствам стало возможным представлять материал лекции, информацию в различной форме: текстовой, графической, звуковой. В результате этого, любая информация становится наглядной, материал лучше запоминается обучающимися. Работа с мультимедийными технологиями, как раз и позволяет за счет использования иллюстративного материала предоставлять студентам информацию, в наглядном и удобном для запоминания виде, например, в форме блок-схем, рисунков, таблиц, в графическом виде.

В современных условиях значимое место принадлежит разнообразным формам и методам интерактивного обучения: дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций, кейс-технологии, деловые игры, разработка проектов, мастер-классы, «круглые столы» [2]. Целью применения интерактивных методов обучения является более эффективная организация процесса приобретения знаний и умений, по сравнению с традиционной системой обучения.

Основными задачами, на решение которых направлено применение интерактивных методов обучения являются:

-   формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов студентов;

-   воспитание системного мышления обучающихся;

-   обучение коллективно-творческой мыслительной и практической деятельности;

-   формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

-   воспитание самоорганизованности и ответственности за выполнение поставленных заданий;

-   овладение методами моделирования и социального проектирования [3].

Применение активных форм и методов обучения является серьезным подспорьем при изучении дисциплин, закрепленных за кафедрой «Социально-культурного сервиса и туризма» ВолГАУ. С учетом специфики дисциплин кафедры предусматриваются следующие формы реализации активных методов обучения: лекция-ситуация, кейс-технологии, деловые игры, семинары-дискуссии, мультимедийные лекции.

Так, альтернативой по отношению к традиционной лекции, является лекция-ситуация, которая предусматривает рассмотрение отдельных тем курса на основе анализа практических ситуаций, выбора возможных альтернатив решения. Содержание лекции-ситуации следует конструировать по принципу:

– изложение общих теоретических проблем обработки различных видов информации (информация выдается преподавателем);

– подробное изложение примера систематизации информации в виде конкретной ситуации (приводит преподаватель);

– постановка задачи и решение подобной ситуации (анализируют и решают студенты).

Практические занятия также позволяют применять интерактивные технологии. Интерактивность может быть основана на различных технологиях, например, просмотр видеороликов, позволяющих после первого предъявления многократное их прокручивание для детального усвоения материала. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс допускает реализацию групповых форм обучения, позволяющих развить умение работы в команде, в коллективе, важных для дальнейшего профессионального развития, например, за счет разработки совместных проектов в малых группах.

Повышение интереса студентов к изучаемым дисциплинам, раскрытие и развитие их творческих способностей – является очень важной задачей современной системы обучения. В условиях роста информационных потоков традиционные методы обучения, такие как лекции и практические занятия, все больше уступают место инновационным формам, основанным на последних достижениях техники, педагогики и психологии.

Таким образом, использование информационных технологий делает процесс обучения более современным, интересным и эффективным. Сейчас образовательный процесс немыслим без электронных носителей информации. Внедрение компьютерных технологий позволяет повышать познавательный интерес, мотивацию обучающихся, развивать их творческое мышление, коммуникативные умения, повышает интенсивность учебного процесса.


Библиографический список
  1. Зайцев Р.В. Внедрение мультимедийных технологий в высшем образовании // Психология, социология и педагогика. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/11/2596 (дата обращения: 19.02.2014)
  2. Елистратова Н.Н. Мультимедийный метод обучения в ВУЗе в системе открытого образования // Современная педагогика. – Декабрь 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2012/12/796 (дата обращения: 21.02.2014).
  3. Антамошкина Е.Н. Об использовании интерактивных технологий обучения в системе высшего гуманитарного образования // Современная педагогика. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2173 (дата обращения: 18.02.2015).


Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: