УДК 378.147:744

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ныщак Иван Дмитриевич
Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, г. Дрогобыч, Украина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики трудового и профессионального обучения и декоративно-прикладного искусства

Аннотация
В статье очерчивается возможность проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам будущих учителей технологий с учетом основных научных положений деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Ключевые слова: деятельностный подход, инженерно-графические дисциплины, личностно-ориентированный подход, учитель технологии


FUNCTIONAL AND PERSONALLY ORIENTED APPROACHES TO DESIGNING OF METHODICAL SYSTEM OF TEACHING ENGINEERING GRAPHIC DISCIPLINES OF A FUTURE TEACHER OF TECHNOLOGIES

Nyshchak Ivan Dmitrievich
Drohobych state Ivan Franko pedagogical university, Drohobych, Ukraine
Ph.D in pedagogy, Assistant Professor, Department of methodics of labour and professional education and applied-decorative art

Abstract
The article considers the possibility of designing methodological system of teaching engineering graphic disciplines of future teachers of technology with account of basic scientific statements of functional and personally oriented approaches.

Keywords: engineering graphic disciplines, functional approach, personally oriented approach, teacher of technologies


Библиографическая ссылка на статью:
Ныщак И.Д. Деятельностный и личностно-ориентированный подходы к проектированию методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам будущих учителей технологии // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4188 (дата обращения: 27.05.2017).

Проектирование методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам будущих учителей технологий обусловливает предварительный анализ, сравнение и отбор основных методологических подходов, которые составляют теоретическую основу реализации учебно-познавательного процесса.

Общенаучный уровень методологических знаний предопределяет учет общенаучных принципов и подходов, обеспечивающих связь и оптимальное взаимодействие философии и специально-научного знания (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и др.) [6].

Важными общенаучными подходами, принципы которых широко используются в педагогическом проектировании, являются деятельностный и личностно-ориентированный. Обозначим возможность основных положений деятельностного и личностно-ориентированного подходов в процессе проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам будущих учителей технологии в педагогическом вузе.

Обучение является одной из основных форм человеческой деятельности, благодаря которой человек усваивает опыт предшествующих поколений, получает информацию для всестороннего познания внешнего мира. В процессе учебной деятельности формируется личность человека.

В общем философском понимании деятельность определяется как специфически человеческая форма активности, содержанием которой является целенаправленное преобразование окружающей действительности [13]. Деятельность бывает материальная и духовная, а по форме проявления – предметная и умственная. Умственная деятельность индивида – целенаправленное порождение идей, представлений и понятий. Она объясняет действительность, ее новое содержание и формы; осуществляет сложный процесс целеполагания, выбор оптимального решения из числа всевозможных альтернатив и планирования [10].

Обучение как деятельность исследовали известные ученые, в частности А. Брушлинский [2], Л. Выготский [3], П. Гальперин [4], Д. Эльконин [15], А. Леонтьев [7], Н. Талызина [12] и др.

В психолого-педагогической теории деятельность рассматривается с позиции ее функциональных составляющих (содержательная, операционная, мотивационная), связей между ее элементами (цели, средства, задачи, продукты) и способов организации. Процесс деятельности, по мнению А. Леонтьева [7], одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, а единицей деятельности выступает предметное действие. Деятельностный подход предполагает синтезированное отношение к студенту как объекта педагогического воздействия и как субъекта самостоятельной познавательной деятельности, является основой для становления личности и профессионального соответствия будущего специалиста.

В деятельности выделяют субъект, процесс, предмет, условие, способы и результаты действия. Процесс деятельности начинается с постановки целей, их конкретизации в задачах с последующим описанием плана, установок, схем будущих действий. После этого субъект приступает к предметным действиям, использует определенные средства и приемы, выполняет необходимые операции, соотносит промежуточные результаты и поставленные цели, корректирует процесс деятельности [14].

Специфическими характеристиками деятельности выступают [8]:

– целенаправленный характер, то есть источником любой деятельности является цель, постановка целей, без которых деятельность не может начаться;

– алгоритм деятельности – последовательность действий, набор средств, объективные процессы, ведущие к достижению поставленной цели;

– осознанность – характеризует деятельность с позиции сознания, всегда опирается на разум, логику, способность к планированию и прогнозированию;

– единство сторон деятельности – внутренней (цель, анализ ситуации, схема действий, выбор средств) и внешней (физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом деятельности, результат);

– структура деятельности – предполагает специфический набор действий и последовательность их осуществления;

– характер деятельности – определяет соответствие действий принципам мышления (рациональный, нерациональный);

– результат деятельности – характеризует конечный продукт, полученный в процессе выполнения действий.

Инженерно-графическая деятельность учителя технологии как психологический феномен является составляющей более фундаментальных категорий деятельности в целом и профессиональной деятельности в частности. Деятельностный подход в обучении инженерно-графическим дисциплинам способствует развитию познавательной активности студентов, что обусловлено преобразовательным отношением к объекту деятельности; овладению целостной учебно-познавательной деятельностью; созданию дидактических и психологических условий осмысления обучения и включения в него студентов на уровне субъекта учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход направлен на формирование познавательной активности, самостоятельности, готовности к самообразованию, что позволяет очертить модель методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам студентов с позиции будущей профессиональной инженерно-графической деятельности учителя технологии.

Таким образом, в процессе проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам целесообразно учитывать следующие основные положения деятельностного подхода:

1) обучение инженерно-графическим дисциплинам должно проходить в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов; предметное содержание обучения должно усваиваться в строгой последовательности, поэтапно и базироваться на активности студентов;

2) формирование графических знаний, умений и навыков должно происходить за счет обеспечения осознанного и управляемого овладения содержанием инженерно-графических дисциплин;

3) деятельность преподавателя должна быть направлена ​​на максимально полное раскрытие потенциала студентов, способность самостоятельно создавать ориентировочную основу действий при решении инженерно-графических задач.

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на разных этапах проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам целесообразно опираться на деятельностный подход, в частности при определении целей обучения, отборе содержания и способов представления учебного материала, выборе форм и средств обучения, организации педагогического контроля.

Деятельностный подход находится в тесном диалектическом единстве с личностно-ориентированным подходом, поскольку личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, определяет личностное развитие индивида.

Теория личностно-ориентированного обучения нашла отражение в научных трудах В. Андрущенко [9], И. Беха [1], И. Зязюна [5], А. Савченко [11], И. Якиманской [16] и др.

Под личностно-ориентированным подходом понимают такую ​​организацию обучения, которая обеспечивает развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика (студента), что осуществляется с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности [1].

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая через опору на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий позволяет обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности, развитие неповторимой индивидуальности [9].

Личностно-ориентированное обучение, по мнению И. Зязюна [5], предполагает такую ​​организацию учебного процесса, при которой приоритетным становится не преподавание, а учебно-познавательная деятельность студента, которая является ведущей в взаимоотношениях учитель-ученик. А. Савченко [11] выделяет важные признаки личностно-ориентированного обучения: многовариантность методик преподавания; умение организовывать учебный процесс на разных уровнях сложности; пробуждения у студентов внутренней мотивации к обучению.

В процессе обучения инженерно-графическим дисциплинам личностно-ориентированный подход предполагает учет мотивационных и возрастных особенностей студентов, стимулирование активности личности. Особый интерес, по мнению И. Якиманской [16], представляет изучение мотивационной готовности первокурсников к обучению, поскольку профессиональная мотивация оказывает решающее влияние на эффективность обучения студентов и будущей профессиональной деятельности.

В процессе обучения инженерно-графическим дисциплинам личностно-ориентированный подход позволяет:

– осуществить переоценку взглядов преподавателя и студента на собственную роль и позицию в учебном процессе;

– организовать межличностное взаимодействие студента и преподавателя на основе партнерства;

– предложить пути повышения уровня инженерно-графической подготовки через учет индивидуальных особенностей студентов и поиск средств самореализации личности в профессиональном становлении.

Итак, личностно-ориентированный подход к обучению инженерно-графическим дисциплинам в педагогическом вузе способствует осуществлению дифференцированного отбора средств, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их интеллектуальной, ценностно-мотивационной готовности к обучению.

Таким образом, на общенаучном уровне методологическую основу методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам должен составлять комплекс общенаучных подходов, особое место среди которых занимает деятельностный и личностно-ориентированный подходы.


Библиографический список
  1. Бех І.Д. Виховання особистості. Особистісно орієнтований підхід: теоретико-технологічні засади: [наук. видання] / І.Д. Бех. – Кн. 1. – К.: Либідь, 2003. – 280 с.
  2. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А.В. Брушлинский // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 28–40.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  4. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. – 52 с.
  5. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн. – К.: Вища шк., 1987. – 207 с.
  6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник [для высших учебных заведений] / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 340 с.
  8. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
  9. Особистісно орієнтовані технології навчання і виховання у вищих навчальних закладах: [колективна монографія] / В. Андрущенко, Н. Дівінська, Б. Корольов [та ін.]; за заг. ред. В. Андрущенка, В. Луго­вого. – К. Педагогічна думка, 2008. – 256 с.
  10. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика, 1999. – 438 с.
  11. Савченко О.Я. Ознаки особистісно-орієнтованої підготовки майбут­нього вчителя / О.Я. Савченко // Творча особистість вчителя: проблеми теорії і практики. – 1997. – С. 3–5.
  12. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологи­ческие основы / Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1984. – 345 с.
  13. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
  14. Шабанов Г.И. Методическая система обучения общетехническим дисциплинам на основе комплексной информационно-образовательной базы при подготовке инженерных кадров: дис. … док. пед. наук: 13.00.02 / Шабанов Геннадий Иванович. – Москва, 2005. – 462 с.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин / Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
  16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.


Все статьи автора «ivan1978»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: