Проектирование методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам будущих учителей технологий обусловливает предварительный анализ, сравнение и отбор основных методологических подходов, которые составляют теоретическую основу реализации учебно-познавательного процесса.
Общенаучный уровень методологических знаний предопределяет учет общенаучных принципов и подходов, обеспечивающих связь и оптимальное взаимодействие философии и специально-научного знания (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и др.) [6].
Важными общенаучными подходами, принципы которых широко используются в педагогическом проектировании, являются деятельностный и личностно-ориентированный. Обозначим возможность основных положений деятельностного и личностно-ориентированного подходов в процессе проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам будущих учителей технологии в педагогическом вузе.
Обучение является одной из основных форм человеческой деятельности, благодаря которой человек усваивает опыт предшествующих поколений, получает информацию для всестороннего познания внешнего мира. В процессе учебной деятельности формируется личность человека.
В общем философском понимании деятельность определяется как специфически человеческая форма активности, содержанием которой является целенаправленное преобразование окружающей действительности [13]. Деятельность бывает материальная и духовная, а по форме проявления – предметная и умственная. Умственная деятельность индивида – целенаправленное порождение идей, представлений и понятий. Она объясняет действительность, ее новое содержание и формы; осуществляет сложный процесс целеполагания, выбор оптимального решения из числа всевозможных альтернатив и планирования [10].
Обучение как деятельность исследовали известные ученые, в частности А. Брушлинский [2], Л. Выготский [3], П. Гальперин [4], Д. Эльконин [15], А. Леонтьев [7], Н. Талызина [12] и др.
В психолого-педагогической теории деятельность рассматривается с позиции ее функциональных составляющих (содержательная, операционная, мотивационная), связей между ее элементами (цели, средства, задачи, продукты) и способов организации. Процесс деятельности, по мнению А. Леонтьева [7], одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, а единицей деятельности выступает предметное действие. Деятельностный подход предполагает синтезированное отношение к студенту как объекта педагогического воздействия и как субъекта самостоятельной познавательной деятельности, является основой для становления личности и профессионального соответствия будущего специалиста.
В деятельности выделяют субъект, процесс, предмет, условие, способы и результаты действия. Процесс деятельности начинается с постановки целей, их конкретизации в задачах с последующим описанием плана, установок, схем будущих действий. После этого субъект приступает к предметным действиям, использует определенные средства и приемы, выполняет необходимые операции, соотносит промежуточные результаты и поставленные цели, корректирует процесс деятельности [14].
Специфическими характеристиками деятельности выступают [8]:
– целенаправленный характер, то есть источником любой деятельности является цель, постановка целей, без которых деятельность не может начаться;
– алгоритм деятельности – последовательность действий, набор средств, объективные процессы, ведущие к достижению поставленной цели;
– осознанность – характеризует деятельность с позиции сознания, всегда опирается на разум, логику, способность к планированию и прогнозированию;
– единство сторон деятельности – внутренней (цель, анализ ситуации, схема действий, выбор средств) и внешней (физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом деятельности, результат);
– структура деятельности – предполагает специфический набор действий и последовательность их осуществления;
– характер деятельности – определяет соответствие действий принципам мышления (рациональный, нерациональный);
– результат деятельности – характеризует конечный продукт, полученный в процессе выполнения действий.
Инженерно-графическая деятельность учителя технологии как психологический феномен является составляющей более фундаментальных категорий деятельности в целом и профессиональной деятельности в частности. Деятельностный подход в обучении инженерно-графическим дисциплинам способствует развитию познавательной активности студентов, что обусловлено преобразовательным отношением к объекту деятельности; овладению целостной учебно-познавательной деятельностью; созданию дидактических и психологических условий осмысления обучения и включения в него студентов на уровне субъекта учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход направлен на формирование познавательной активности, самостоятельности, готовности к самообразованию, что позволяет очертить модель методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам студентов с позиции будущей профессиональной инженерно-графической деятельности учителя технологии.
Таким образом, в процессе проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам целесообразно учитывать следующие основные положения деятельностного подхода:
1) обучение инженерно-графическим дисциплинам должно проходить в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов; предметное содержание обучения должно усваиваться в строгой последовательности, поэтапно и базироваться на активности студентов;
2) формирование графических знаний, умений и навыков должно происходить за счет обеспечения осознанного и управляемого овладения содержанием инженерно-графических дисциплин;
3) деятельность преподавателя должна быть направлена на максимально полное раскрытие потенциала студентов, способность самостоятельно создавать ориентировочную основу действий при решении инженерно-графических задач.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на разных этапах проектирования методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам целесообразно опираться на деятельностный подход, в частности при определении целей обучения, отборе содержания и способов представления учебного материала, выборе форм и средств обучения, организации педагогического контроля.
Деятельностный подход находится в тесном диалектическом единстве с личностно-ориентированным подходом, поскольку личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, определяет личностное развитие индивида.
Теория личностно-ориентированного обучения нашла отражение в научных трудах В. Андрущенко [9], И. Беха [1], И. Зязюна [5], А. Савченко [11], И. Якиманской [16] и др.
Под личностно-ориентированным подходом понимают такую организацию обучения, которая обеспечивает развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика (студента), что осуществляется с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности [1].
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая через опору на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий позволяет обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности, развитие неповторимой индивидуальности [9].
Личностно-ориентированное обучение, по мнению И. Зязюна [5], предполагает такую организацию учебного процесса, при которой приоритетным становится не преподавание, а учебно-познавательная деятельность студента, которая является ведущей в взаимоотношениях учитель-ученик. А. Савченко [11] выделяет важные признаки личностно-ориентированного обучения: многовариантность методик преподавания; умение организовывать учебный процесс на разных уровнях сложности; пробуждения у студентов внутренней мотивации к обучению.
В процессе обучения инженерно-графическим дисциплинам личностно-ориентированный подход предполагает учет мотивационных и возрастных особенностей студентов, стимулирование активности личности. Особый интерес, по мнению И. Якиманской [16], представляет изучение мотивационной готовности первокурсников к обучению, поскольку профессиональная мотивация оказывает решающее влияние на эффективность обучения студентов и будущей профессиональной деятельности.
В процессе обучения инженерно-графическим дисциплинам личностно-ориентированный подход позволяет:
– осуществить переоценку взглядов преподавателя и студента на собственную роль и позицию в учебном процессе;
– организовать межличностное взаимодействие студента и преподавателя на основе партнерства;
– предложить пути повышения уровня инженерно-графической подготовки через учет индивидуальных особенностей студентов и поиск средств самореализации личности в профессиональном становлении.
Итак, личностно-ориентированный подход к обучению инженерно-графическим дисциплинам в педагогическом вузе способствует осуществлению дифференцированного отбора средств, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их интеллектуальной, ценностно-мотивационной готовности к обучению.
Таким образом, на общенаучном уровне методологическую основу методической системы обучения инженерно-графическим дисциплинам должен составлять комплекс общенаучных подходов, особое место среди которых занимает деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Библиографический список
- Бех І.Д. Виховання особистості. Особистісно орієнтований підхід: теоретико-технологічні засади: [наук. видання] / І.Д. Бех. – Кн. 1. – К.: Либідь, 2003. – 280 с.
- Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А.В. Брушлинский // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 28–40.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. – 52 с.
- Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн. – К.: Вища шк., 1987. – 207 с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник [для высших учебных заведений] / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 340 с.
- Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
- Особистісно орієнтовані технології навчання і виховання у вищих навчальних закладах: [колективна монографія] / В. Андрущенко, Н. Дівінська, Б. Корольов [та ін.]; за заг. ред. В. Андрущенка, В. Лугового. – К. Педагогічна думка, 2008. – 256 с.
- Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика, 1999. – 438 с.
- Савченко О.Я. Ознаки особистісно-орієнтованої підготовки майбутнього вчителя / О.Я. Савченко // Творча особистість вчителя: проблеми теорії і практики. – 1997. – С. 3–5.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы / Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1984. – 345 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
- Шабанов Г.И. Методическая система обучения общетехническим дисциплинам на основе комплексной информационно-образовательной базы при подготовке инженерных кадров: дис. … док. пед. наук: 13.00.02 / Шабанов Геннадий Иванович. – Москва, 2005. – 462 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин / Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.