УДК 373.1

«SCRATCH» СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Векслер Виталий Абрамович
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении

Аннотация
В статье рассморен вопрос о повышении мотивации школьников младших и средних классов общеобразовательных школ к изучению информатики при помощи использования в образовательном процессе объектно-ориентрованной среды "Scratch".

Ключевые слова: дошкольное образование, информатика и ИКТX мотивация, образовательная среда, среда программирования, школьное образование


«SCRATCH» PROGRAMMING ENVIRONMENT FOR CHILDREN

Wexler Vitaly Abramovich
National Research Saratov State University. NG Chernyshevsky
Ph.D., assistant professor of information systems and technologies in education

Abstract
The article rassmoren question of motivating schoolboys younger and middle classes of secondary schools to the study of computer science through the use in the educational process of object-orientrovannoy environment "Scratch".

Библиографическая ссылка на статью:
Векслер В.А. «Scratch» среда программирования для детей // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4251 (дата обращения: 27.05.2017).

При изучении информатики и ИКТ, насущным вопросом становится вопрос о повышении мотивации школьников, особенно это касается «скучных» тем изучения основ алгоритмизации и программирования.

Для разрешения данного вопроса можно порекомендовать использование на уроках среды «Scratch».

Scratch — это бесплатная для использования, визуальная объектно-ориентированная среда с элементами программирования для обучения школьников 5-7 классов основам современных информационно-комуникационным технологиям в школе и дома, в том числе и с помощью дистанционных форм получения образования. Данное название произошло от слова «scratching» — технологией, применяемой  хип-хоп-диджеями, вертящими  грампластинки взад-вперёд руками с целью смешивания различных музыкальных тем и получения особых эффектов..

Scratch был создан как реализация идей предложенных в языке Лого и конструкторе Лего и написан  на языке программирования Squeak. Scratch стал разрабатываться совершенно небольшой командой специалистов в Массачусетском технологическом институте. История данной среды начинается в 2003 году, когда группа программистов «Lifelong Kindergarten» (что переводится как «детский сад на всю жизнь»), во главе с руководителем Митчелам Резником из компании MIT Media Lab поставили своей целью создать общедоступную среду программирования для школьников младших и средних классов. Обучать программированию, считали они, нужно как можно раньше. Через несколько лет и появилась уникальная среда Scratch . Создавать в нем компьютерные программы смогли даже дошкольники. Последний  релиз — 2.0, был выпущен 9 мая 2013. Наиболее популярным релизом является версия  1.4.

Программы на Scratch состоят из ряда графических блоков (блоки собраны в специализированные разделы – описывающие общее поведение блоков), подписи к которым изменяются от выбранного внутри интерфейса языка. Существует возможность выбора одного из 50 языков интерфейса, в том числе и русского. Для переключения интерфейса на новый язык можно использовать шаблонные gettext файлы.

Секрет в том, что в Scratch нет слов – ключевых операторов, синтаксис которых нужно знать и уметь записать в программных модулях-скрипах без ошибок. Программы в Scratch, по сути дела, не пишут вообще. Программы-скрипты собираются с помощью мышки из уже существующих кубиков-блоков-команд, внешне схожих с блоками известно в детской среде конструктора Лего. Каждый блок имеет свой неповторимый характер.

Из  независимых блоков, по определенным правилам, собирают последовательности действий объектов-спрайтов.  При этом в любой момент в программу можно вносить разнообразные изменения. Визуально ребенок  сразу увидит, как его изменения отражаются на работе проекта.

Scratch - инструмент создания разнообразных программных проектов: анимационных фильмов, разнообразных по сути и содержанию игр, рекламных роликов,  музыкальных фильмов и произведений,  “оживших” рисунков, полностью интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, тренажеров, обучающих программ для решения проблем: обучения, обработки и отображения данных, проектирования, моделирования, управления устройствами и развлечения.

Для создания программных проектов Scratch имеет все необходимые средства: полноценный язык программирования высокого уровня объектно-ориентированного типа,  движок (интерпретатор) языка, графический редактор, систему оказания помощи пользователю, большой набор примеров готовых проектов по разнообразным тематикам, каталоги рисунков и звуковых файлов.

Все можно сделать здесь – в самой программе, и сейчас – сразу, без установки дополнительных программ. В программе нашел свое место и полноценный графический редактор позволяющий создавать спрайты, в том числе и анимационные, для проектов.

В Scratch возможно изучение и основ музыкальной грамотности, программа имеет в своем арсенале 128 звуков и 128 инструментов музыкального синтезатора, который реализован внутри любого современного компьютера. Звуки обозначены числами от 0 (самый низкий звук) до 127 (самый высокий звук). Каждый инструмент тоже имеет свое числовое обозначение. Кроме звуков и групп, существуют 16 групп мелодических инструментов, которые можно использовать для игры мелодий, есть еще 47 различных барабанов, при помощи которых можно создавать ритмы.

Спрайты могут выполнять огромное количество действий, взаимодействовать друг с другом, реагировать на ситуации. Школьник может создать интерактивный фильм, игру с участием спрайтов, так как они могут взаимодействовать так же и с пользователям, реагируя на нажатия клавиш и перемещения указателя мыши.

Программа распространяется совершенно бесплатно, существует ряд сообществ на которые можно выгружать готовые проекты. Найти программу в интернете можно по следующему адресу: http://scratch.mit.edu/ - это сайт программы Scratch. Необходимо найти на этом сайте кнопку-гиперссылку “Download Scratch” и загрузить на свой персональный компьютер последний релиз программы.

Таким образом, данная среда повышает мотивацию дошкольников и школьников к изучению информатики и ее можно порекомендовать к изучению на уроках информатики и ИКТ в 5-7 классах общеобразовательных школ при изучении тем: «Проектирование», «Основы программирования», «Алгоритмы», «Языки и программы», «Музыка и ЭВМ».


Библиографический список
  1. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем / Р.И. Баженов, Д.К. Лопатин Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
  2. Баженов Р.И. Интеллектуальные информационные технологии -Биробиджан, 2011.
  3. Векслер В.А. Принципы регулирования рынка образовательных услуг// В.А.Векслер, Л.Б. Рейдель –  Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 36-41.


Все статьи автора «Векслер Виталий Абрамович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: