УДК 372.881.1:376.3:159.9

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Струкова Ирина Александровна
филиал ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки
студентка

Аннотация
В статье раскрываются особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отмечается, что овладение иностранным языком в отношении детей с таким нарушением развития превращается не в цель, а в средство достижения лучшего общего развития. Раскрывается идея, в соответствии с которой введение в урок игровых элементов или игровая подача материала в целом способствует повышению познавательных способностей и работоспособности детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: аудирование, дети с задержкой психического развития, игровая активность, нарушение развития, обучение иностранному языку, развивающее пространство., социальная адаптация, эмоционально-волевая сфера


FEATURES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING CHILDREN WITH IMPAIRED EMOTIONAL AND VOLITIONAL

Strukov Irina Alexsandrovna
Branch Medical University "Stavropol State Pedagogical Institute" in Essentuki
student

Abstract
The article describes the characteristics of foreign language teaching children with impaired emotional and volitional. It is noted that the mastery of a foreign language to children with developmental disability becomes not a goal but a means to achieve a better overall development. Revealed the idea, according to which the introduction to a lesson or game elements play presentation of the material in general contributes to the cognitive abilities and performance of children with mental retardation.

Keywords: children with mental retardation, developing space, developmental disability, emotional and volitional, gaming activity, learning a foreign language, listening, social adaptation


Библиографическая ссылка на статью:
Струкова И.А. Особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4190 (дата обращения: 26.05.2017).

Ежегодно во всем мире отмечается неуклонный рост количества детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Так, в нашей стране в 1981 году было всего 4 средних учебных заведений для детей с задержкой психического развития, в которых проходило обучение менее тысячи детей. В 2002 году число детей с задержкой психического развития, обучающихся в спецклассах, составило более 197 тысяч человек, и с каждым годом эта цифра растет.

Таким образом, обучение и социальная адаптация детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы – это актуальная психолого-педагогическая проблема нашего времени. Так как категория детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы весьма обширна и полиморфна, для удобства исследования в данной работе мы обратим особое внимание на школьников с диагнозом «задержка психического развития».

Задержка психического развития – это первичное нарушение познавательной деятельности, которое связанно с дефицитностью отдельных корковых функций головного мозга. Краткая характеристика детей с задержкой психического развития такова: функциональные и органические повреждения центральной нервной системы минимальны; часто имеет место длительное нахождение в условиях социальной депривации; эмоционально-волевая сфера незрелая и имеет дефектную первооснову. Часто имеют место: эмоциональная неустойчивость; импульсивность; аффективная возбудимость; двигательная расторможенность; вялость, апатичность; обучаемость снижена в значительной степени; познавательная деятельность выражена в недостаточной мере; отмечается незрелость высших психических функций; присутствуют в различной мере нарушения координации движений, слухового и зрительного восприятия; снижена дифференцированность движений кистей рук, что может негативно сказаться на обучении лепке, письму, конструированию, рисованию; слухоречевая память снижена, наблюдается негрубое недоразвитие речи (нарушение произношения, бедность словаря и т.п.)

Способны ли дети с нарушениями в психическом развитии выучить иностранный язык? Несомненно, да, но только на уровне своего развития, с применением коррекционных методик.

Проблема обучения иностранным языкам детей с нарушениями психического развития относится к проблемному полю психологии обучения иностранным языкам [1]. Психология обучения иностранным языкам имеет достаточно длительную историю развития [2, 3]. Исследования показали, что овладение иностранным языком образует особую психологическую реальность, учет которой необходим при построении образовательной практики [4, 5]. В частности, значительные вопросы возникают в связи с необходимостью обеспечения психологической безопасности субъектов овладения иностранным языком [6]. Множество вопросов возникает относительно билингвизма и многоязычия [7]. Авторы подтверждают, что данная проблема остается еще достаточно далека от необходимого уровня исследовательской разработки [8, 9].

Необходимость изучения иностранного языка детьми с задержкой психического развития обусловлена тем, что данный вид деятельности как нельзя лучше развивает память, речь, кругозор, восприятие и мышление. В данном случае приоритетным направлением обучения будут не знания, а развитие личности. При этом явно возрастает значимость учета возрастно-индивидуальных особенностей обучающихся [10]. Овладение иностранным языком превращается не в цель, а в средство достижения лучшего общего развития [11].

Целью данной статьи является анализ методов изучения иностранного языка и разработка рекомендаций для преподавания английского языка в классах, где обучаются дети с задержкой психического развития.

Обучение иностранному языку детей с задержкой психического развития необходимо строить в соответствии с основными принципами коррекционно-развивающего обучения: 1) динамичность восприятия: от простого – к сложному, постепенно; каждый шаг – ступень для следующего; использование доминантных анализаторов: слуха (например, устные ответы и вопросы), зрения (наглядность, таблицы, схемы, картинки), кинестетики (раздача материала, изготовление своими руками карточек, открыток и т.п.); 2) продуктивность обработки информации: задания-загадки; работа по тексту, поиск новых слов, выявление смысла прочитанного; работа над ошибками с ребенком; выполнение аналогичного индивидуального задания (например, в группе читали диалог с другом, составь диалог с мамой и т.п.); 3) коррекция высших психических функций: включение в программу урока упражнений на развитие памяти, внимательности, тренировки произношения и навыков чтения; 4) мотивация к обучению: четкость при формулировке задания (ребенок четко понимает, что он должен в итоге сделать); уверенность ребенка в поддержке учителя (подсказка или опора по схеме забыл – повторю – вспомню – сделаю).

В обучении иностранному языку детей с задержкой психического развития, прежде всего, делается акцент на формирование навыков чтения и работы с текстом (полный охват содержания), так как устная речь у большинства учащихся даже на родном языке имеет различные нарушения, также как и слуховое восприятие.

Необходимо учитывать основные сложности детей с задержкой психического развития в изучении иностранного языка: замедленное усвоение и использование в речи лексики и синтаксических конструкций; затрудненное восприятие и применение грамматики; проблематичное аудирование, особенно диалогов; трудности с освоением письма, его использование целесообразно только в качестве средства обучения.

Аудирование необходимо практиковать на каждом уроке, но прослушиваемый материал должен содержать хорошо знакомые языковые единицы и соответствовать изучаемой теме. Также следует проводить предварительную пояснительную работу и пользоваться зрительными опорами. Контроль аудирования обычно не проводится, так как это особенно проблематично для детей с задержкой психического развития.

При обучении диалогической речи необходимо использовать только доступные для понимания обиходные ситуации, имеющие для детей практическую значимость. После тщательной проработки учебного диалога можно приступить к составлению микродиалогов учащимися.

Хорошие результаты в изучении иностранного языка детьми с задержкой психического развития дают игровые и занимательные упражнения, использование зрительных опор, например, по системе В.Ф. Шаталова Это служит лучшему усвоению лексики, грамматических и синтаксических структур, как при индивидуальной работе, так и при проведении групповых занятий как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте. Оптимально сочетание учебного и игрового вида деятельности, дробление изучаемого материала.

Введение в урок игровых элементов или игровая подача материала в целом способствует повышению познавательных способностей, работоспособности детей с задержкой психического развития [12].

Игровая активность может иметь фронтальный, индивидуальный, парный или групповой характер, а также сочетаться с арттерапией.

Применительно к обучению детей с задержкой психического развития на уроках английского языка игровая деятельность должна выполнять следующие функции: обучающую: развитие навыков владения иностранным языком, памяти, внимания, восприятия информации; воспитательную: хорошее отношение к партнеру по игре, обучение иноязычным фразам речевого этикета, развитие чувства взаимопомощи; развлекательную: урок превращается в занимательное приключение, благоприятный климат; релаксационную: снятие напряжения, возникающего при нагрузке на нервную систему в процессе обучения; коммуникативную: объединение коллектива, тренировка вербального общения на иностранном языке; развивающую: развитие качеств личности, активизация речевых возможностей; психологическую: формирование перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Игра вызывает интерес и активность детей, дает им возможность проявить себя, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Для большинства игр необходимо иметь знание изученного на уроке материала, что повышает мотивацию к обучению, а также побуждает думать, вспоминать пройденное и узнавать новое.

Индивидуальные игры можно проводить в любое время. Коллективные состязания с элементами подвижности – в заключительной части урока. После игры должен последовать анализ, фиксация ошибок и успехов может происходить и в ходе игровой деятельности, если это не отвлекает учащихся.

При разделении учеников на группы следует учитывать их уровень подготовленности (слабых лучше объединить в пару или команду с сильными), а также межличностные отношения.

Учитывая неустойчивость внимания детей с задержкой психического развития, необходимо часто менять задания и вид деятельности, чтобы ученики не потеряли интерес.

На средней ступени обучения, при достижении подросткового возраста детьми с задержкой психического развития игровая активность может принимать несколько иные формы, становясь органичной частью урока, например, в форме ролевых игр. Театрализация диалогов, чтение текста в виде сказки, задавание вопросов облечь в форму интервью корреспондента, перевоплощение в известных личностей и героев и т. п.

Радостная атмосфера благожелательности, интерес к обучению, применение изученного на практике и в жизни – то, что гарантирует грамотно выстроенная игровая деятельность на уроках иностранного языка.

Так как основным видом обучения иностранному языку детей с задержкой психического развития является работа с текстом, начинать работу следует с ввода новой лексики. Здесь важно разделение на блоки, наглядность, многократное повторение. Таким образом, формируется вокабуляр, которым ученики могут пользоваться в долгосрочной перспективе.

Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий. Например: повтори за диктором слова в звукозаписи; расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word); найти новые слов в змейке (word snake); вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word); игра «снежный ком» (snowball).

В каждом новом тексте обычно присутствует около 15% новой лексики. Работу с ним следует проводить в три этапа: 1) рre-reading или введение в ситуацию: подбор заголовка, ответы на наводящие вопросы и т.д. Он характеризуется вялостью учеников, множеством ошибок; 2) активное чтение (while-reading). Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста с цифрового носителя, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким многократным повторением обеспечивается хорошее запоминание материала; 3) послетекстовый этап (post-reading). Послетекстовый этап включает в себя заполнение таблиц, тестовые задания, определение верного/неверного высказывания и т.д.

На основании вышеизложенных принципов и особенностей работы с детьми с задержкой психического развития можно сформулировать следующие общие рекомендации для преподавателей английского языка: необходимо создать комфортный психологический климат на уроке; не допускайте переутомления, делая паузы и чередуя виды деятельности; обеспечьте частую повторяемость изучаемого материала; обязательно присутствие на уроке наглядности, зрительных образов; вводите обучение через игру, что повысит интерес детей к занятиям и снизит уровень тревожности; дробная подача материала; поощрение и вербальная оценка любого успеха; оценивайте не результат, а старание и усилие; не проводите контрольные работы и не задавайте домашних заданий – это воспринимается негативно и обычно бывает безуспешным; составьте собственную программу обучения в классе задержки психического развития, исходя из степени развития детей.

Относительно последнего пункта хотелось бы отметить, что внесение изменений в общеобразовательную программу может состоять в следующем: уменьшение объема изучаемой лексики; выбор для изучения только легко запоминающихся грамматических и синтаксических конструкций; подбор упрощенных текстов; снижение требований и т.д.

Изложенные в настоящей работе приёмы и методы работы создают вокруг ребенка реабилитирующее, развивающее пространство, помогающее ему реализовать себя как полноценную личность в рамках учебного процесса даже такого сложного предмета, как иностранный язык. Задача учителя – проявлять мудрое терпение, быть чутким и принимать детей такими, какие они есть, радоваться успехам каждого.


Библиографический список
  1. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. 2002. № 30. С. 30.
  2. Тылец В.Г. Отечественная психология обучения иностранным языкам: зарождение, становление, развитие: монография. Пятигорск, 2009.
  3. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. Пятигорск, 2010.
  4. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. Таганрог, 2005.
  5. Тылец В.Г. Рефлексивно-ретроспективный подход к исследованию психологии обучения иностранным языкам: итоги и перспективы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 371-374.
  6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. 2013. № 2. С. 140-142.
  7. Тылец В.Г. Рефлексивный анализ психологических концепций овладения иностранным языком (от обучения иноязычной речи к реальному билингвизму) // Прикладная психология и психоанализ. 2013. Т. 4. С. 3.
  8. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: учеб. пособие. Ставрополь, 2004.
  9. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 186-189.
  10. Тылец В.Г. Возрастно-индивидуальные особенности обучения иностранному языку (рефлексивно-психологический аспект) // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 96-101. (http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2472.pdf
  11. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно-ретроспективная реконструкция: монография. Пятигорск, 2011.
  12. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь, 1998.


Все статьи автора «fastom»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: