УДК 37.013

САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ГОТОВНОСТИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Мошкин Владимир Николаевич
Алтайская академия экономики и права
доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования школьников изложены эмпирические данные об осторожности учащихся при выборе места катания на дороге, о самооценке школьниками их знаний по ПДД для велосипедиста. Сделаны выводы об отсутствии признаков гендерных отличий осторожности школьников при выборе места катания и при самооценке школьниками знаний по ПДД. Выявлены признаки взаимосвязи между осторожностью школьников и возрастом опрошенных учащихся, их самооценкой знаний по ПДД. Выявлены признаки взаимосвязи самооценки знаний по ПДД с возрастом школьников и самооценкой школьниками осторожности.

Ключевые слова: анкетирование, велосипедист, взаимосвязь, воспитание, гендерные особенности, девочки, знание, культура транспортной безопасности, мальчики, обеспечение безопасности, осторожность, ПДД, подготовка, подростки, правила дорожного движения, психологическая готовность, самооценка, старшеклассники, статистические данные, школьники, юноши


SELF-ASSESSMENT SCHOOL STUDENTS READINESS TO ENSURE SAFETY WHILE RIDING THE BIKE

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Altai Academy of Economics and Law
Doctor of Education, Professor, Department of Physical Education

Abstract
On the basis of the survey of schoolchildren presented empirical evidence to be careful when choosing a place of students riding on the road, students self-assessment of their knowledge of traffic rules for cyclists. Concluded that no evidence of gender differences caution students when choosing a place of skiing and self-assessment of students knowledge of traffic rules. The signs of the relationship between care and school age students surveyed, their self-esteem knowledge of traffic rules. The signs of the relationship of self-knowledge of traffic rules with age pupils and students self-esteem caution.

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Самооценка школьниками готовности к обеспечению безопасности при катании на велосипеде // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4299 (дата обращения: 01.10.2017).

В 2014 г. в Алтайском крае ГИБДД на дорогах было зафиксировано 4027 ДТП, погибли 348 человек, ранено 5064 человек. За этот же период в Алтайском крае произошло 458 ДТП с участием детей, 8 детей погибли, 488 ранены. Эти и многие другие фактические данные свидетельствуют о низком уровне культуры транспортной безопасности населения в современной России, что в значительной степени связано с низкой эффективностью педагогических факторов совершенствования готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере. В свою очередь, несовершенство практики подготовки школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере в значительной мере обусловлено недостаточностью достоверных научных сведений о закономерностях воспитания культуры транспортной безопасности различных категорий участников дорожного движения, в том числе об уровне их психологической  и правовой готовности к обеспечению безопасности.

В публикациях по проблеме совершенствования культуры транспортной безопасности Р.Ш. Ахмадиева [1], Л.Г. Ахметшина [2], А.Ф. Белобородов [3; 4], Р.Н. Минниханов [5], М.Л. Форштат [6], А.М. Якупов [7; 8] и другие авторы раскрывают  различные критерии оценки готовности школьников к выполнению правил дорожного движения (ПДД), к обеспечению безопасности в транспортной сфере. К числу таких критериев относится уровень психологической готовности к безопасному поведению на дороге. Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования воспитания психологической культуры безопасности  [9], особенностей психологической культуры школьников [10], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [11], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [12], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [3; 4; 13], следует признать, что до настоящего времени  в педагогической науке к недостаточно исследованным относится психологическая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107,108,83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования нами использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. При статистической обработке полученных эмпирических данных 5-11  классы разделены на группы: 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники). Результаты анкетирования обрабатывались при помощи статистических программ с использованием персонального компьютера.

В изложенных далее фактических данных приводятся как дословные, так и сокращенные варианты утверждений. В связи с этим приведем полные формулировки вопросов и утверждений анкеты, на основе которой подготовлена настоящая статья (в перечне ниже номера вопросов сохранены как в использованной при опросе анкете).

4. Где ты катаешься на велосипеде? 1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей. 2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей. 3. Затрудняюсь ответить.

5. Знаешь ли ты правила дорожного движения для велосипедистов? 1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов. 2. Я знаю правила для велосипедистов. 3. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 4 анкеты касается психологической и правовой готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге. При помощи этого вопроса возможно получение информации об осторожности школьников при катании на велосипеде. Кроме того, место катания школьников определено правовыми нормами, зафиксированными в Правилах дорожного движения (ПДД). Следовательно, данный вопрос дает информацию о правовых аспектах готовности школьников к обеспечению безопасности.  Вопрос 5 анкеты направлен на получение информации о самооценке школьниками их правовой готовности к обеспечению безопасности на дороге (знаний по ПДД).

Для определения оснований для анализа эмпирических данных изложим теоретические положения о психологической и правовой подготовке к обеспечению безопасности. В статье, опубликованной нами в 1999 г. (электронная версия статьи опубликована на сайте www.мирбжд.рф/?page_id=44), раскрыта роль правового воспитания и психологической подготовки в становлении культуры безопасности. Правовое воспитание направлено на усвоение правовых норм, формирование правовых взглядов и убеждений, воспитание готовности к правовой оценке событий, поведению в соответствии с законодательством России и нормами международного права. Формирование правового сознания осуществляется в процессе информирования воспитанников о правовых нормах, источниках права, сферах действия законов, механизмах реализации правовых норм, о последствиях нарушения законов и подзаконных актов. В ходе изучения норм права воспитанники убеждаются в наличии взаимосвязи между уровнем соответствия поведения человека законам и его безопасностью. С учетом психологической структуры деятельности человека в опасных ситуациях важно осуществление следующих направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций, интеллектуальная подготовка к опасным ситуациям, коммуникативная подготовка к личной безопасности, волевая подготовка к опасным ситуациям, формирование готовности к самоконтролю в процессе предупреждения и преодоления опасных ситуаций [22].

В нашей монографии о культуре безопасности 2002 г. издания (книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495) был сделан вывод,  что содержание культуры безопасности человека включает приоритетные направления базовой культуры личности. Приоритетные направления базовой культуры личности включают психологическую, правовую и т.д. культуру. Направления базовой культуры личности содержат компоненты, элементы, реализуют функции, способствующие или препятствующие безопасности жизнедеятельности. Охарактеризуем в психологическом, правовом направлениях базовой культуры компоненты, влияющие на уровень безопасности жизнедеятельности: 1) знания, представления, образы; 2) умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству; 3) взгляды, убеждения; 4) привычки, способности, личностные качества [23].

Психологическая культура. 1. Система знаний о деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (видах, опасных факторах и т.д.), личностных качествах, способствующих безопасности). 2. Опыт успешного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью, материальным интересам и т.д. Владение приемами аутотренинга, ресурсного якорения в опасных ситуациях. 3. Уверенность в готовности к профилактике и преодолению опасных и экстремальных ситуаций. 4. Смелость, осторожность, готовность к разумному риску, уверенность в себе, рефлексия [23].

Правовая культура. 1. Система правовых знаний о безопасности человека и общества в различных сферах (здравоохранении, правосудии, экономике, культуре, бытовом обслуживании и т.д.). 2. Умение применять правовые знания (уголовное право, гражданское право и т.д.) в опасных и экстремальных ситуациях. 3. Законы дают возможность повысить безопасность. Законы – одно из основных средств безопасности. 4. Привычка соблюдать законы [23].

На основе данных об ответах на вопрос 4 выясним, как школьники оценивают свою осторожность при катании на велосипеде. Ответы учащихся 5-11 классов о местах катания на велосипеде представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы школьников о местах их катания на велосипеде

Варианты утверждений и ответов 5-11 классы 1
1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей. 200 2
2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей. 17 3
Затрудняюсь ответить 29 4
Итого: 246 5
Варианты утверждений и ответов 5-11 классы 6
1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей. 81% 7
2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей. 7% 8
Затрудняюсь ответить 12% 9
1 2

Как видим из таблицы 1, большинство (81%) школьников выбирают безопасное место для катания на велосипеде. Меньшая часть опрошенных школьников (7%)  утверждают, что катаются на велосипеде там, где есть движение автомобилей. Затруднились в ответе 12% опрошенных учащихся. Для оценки этих статистических данных необходимо выяснить возрастные и гендерные особенности самооценки школьниками их выбора места катания на велосипеде.

Выясним, имеются ли гендерные отличия в уровне осторожности школьников при выборе места для катания на велосипеде. Для этого используем данные о том, как учащиеся разного пола выбирают место для катания на велосипеде. Ответы мальчиков и девочек о выборе места катания на велосипеде (вопрос 4) представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы мальчиков и девочек о выборе места катания на велосипеде

Варианты утверждений и ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей. 97

103

2

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей.

12

5

3

Затрудняюсь ответить

16

13

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты утверждений и ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

78%

85%

7

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей.

10%

4%

8

Затрудняюсь ответить

13%

11%

9

1

2

3

Как видим из таблицы 2, большинство девочек (85%) и мальчиков (78%) выбирают безопасное место для катания на велосипеде. Не выбирают безопасное место для катания на велосипеде 10% мальчиков и 4% девочек. Иначе говоря, есть признаки более высокой осторожности девочек по сравнению с мальчиками. Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности обнаруженных различий используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.797, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между полом и самооценкой школьниками их осторожности при катании на велосипеде.

Выясним, имеются ли отличия в уровне осторожности школьников разного возраста при катании на велосипеде. Ответы учащихся 5-8 и 9-11 классов о готовности кататься на велосипеде там, где есть движение автомобилей (вопрос 4), представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ответы подростков и юношей о готовности кататься на велосипеде там, где есть движение автомобилей

Варианты утверждений и ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

151

49

2

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей.

8

9

3

Затрудняюсь ответить

17

12

4

Итого:

176

70

5

Варианты утверждений и ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

86%

70%

7

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей.

5%

13%

8

Затрудняюсь ответить

10%

17%

9

1

2

3

Как следует из таблицы 3, процентная доля школьников, положительно оценивающих их готовность кататься на велосипеде там, где есть движение автомобилей, несколько отличается в 5-8 и 9-11 классах (катаются по проезжей части 5%, 13% соответственно). Как видим, есть признаки более высокой осторожности подростков по сравнению со старшеклассниками. В соответствии с ПДД подростки с 14 лет получают право для передвижения на велосипеде по проезжей части дороги. Скорее всего, это и ведет к увеличению при переходе от подростковых классов к старшим классам числа учащихся катающихся на велосипеде в более сложных и опасных условиях. Для проверки достоверности обнаруженных различий используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.34, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между возрастом и самооценкой школьниками их готовности кататься на велосипеде там, где есть движение автомобилей. Однако мы не можем рассматривать полученные фактические данные как свидетельство снижения осторожности старшеклассников на дороге (по сравнению с подростками). Данную взаимосвязь, скорее всего, следует трактовать как проявление возрастания уверенности школьников на дороге при переходе к юношескому возрасту, как один из моментов их социального становления в качестве водителя транспортного средства.

На основе данных об ответах на вопрос 5 выясним, как школьники оценивают свои знания правил дорожного движения для велосипедистов. Результаты обработки данных о самооценке учащихся 5-11 классов их знаний правил дорожного движения для велосипедистов представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Самооценка школьниками знаний ПДД для велосипедистов

Варианты утверждений и ответов 5-10 классы

1

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов. 71

2

2. Я знаю правила для велосипедистов. 142

3

Затрудняюсь ответить 33

4

Итого: 246

5

Варианты утверждений и ответов 5-11 классы

6

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов. 29%

7

2. Я знаю правила для велосипедистов. 58%

8

Затрудняюсь ответить 13%

9

1 2

Как видим из таблицы 4, более половины (58%) школьников считают, что они знают правила дорожного движения для велосипедистов. Почти треть (29%) самокритично дали отрицательный ответ. Значительная часть школьников (13%) затруднились с ответом. Для оценки этих статистических данных необходимо выяснить возрастные и гендерные особенности самооценки школьниками их знаний ПДД для велосипедистов.

Выясним, имеются ли гендерные отличия в самооценке школьниками  их знаний правил дорожного движения для велосипедистов. Для этого используем данные о том, как школьники разного пола ответили на вопрос 5 анкеты. Результаты обработки данных о самооценке мальчиками и девочками их знаний правил дорожного движения для велосипедистов представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Самооценка мальчиков и девочек их знаний ПДД для велосипедистов

Варианты утверждений и ответов Мальчики Девочки 1
1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов. 36 35 2
2. Я знаю правила для велосипедистов. 76 66 3
Затрудняюсь ответить 13 20 4
ИТОГО: 125 121 5
Варианты утверждений и ответов Мальчики Девочки 6
1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов. 29% 29% 7
2. Я знаю правила для велосипедистов. 61% 55% 8
Затрудняюсь ответить 10% 17% 9
1 2 3

Из таблицы 5 следует, что мальчики более высоко оценили свои знания ПДД для велосипедистов (о наличии таких знаний ответили 61% мальчиков и 55% девочек). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 0.401,полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены признаки взаимосвязи между полом и самооценкой школьниками их знаний ПДД для велосипедистов.

Выясним, имеются ли отличия в самооценке школьников разного возраста их знаний ПДД для велосипедистов. Результаты обработки ответов учащихся 5-8 и 9-11 классов об их знаниях ПДД для велосипедистов (вопрос 5) представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Самооценка подростками и юношами знаний ПДД для велосипедистов

Варианты утверждений и ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов.

42

29

2

2. Я знаю правила для велосипедистов.

111

31

3

Затрудняюсь ответить

23

10

4

Итого: 176 70 5
Варианты утверждений и ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов.

24%

41%

7

2. Я знаю правила для велосипедистов.

63%

44%

8

Затрудняюсь ответить

13%

14%

9

1 2 3

Из таблицы 6 следует, что подростки более высоко оценили свои знания ПДД для велосипедистов (о наличии таких знаний ответили 63% подростков и 44% старшеклассников). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.843, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между возрастом и самооценкой школьниками их знаний ПДД для велосипедистов. Оказалось, что старшеклассники более низко (чем подростки) оценили свои знания ПДД для велосипедистов. Как оценивать полученные результаты анкетирования? Сопоставим результаты самооценки школьников знаний ПДД с результатами тестирования знаний по ПДД этих же школьников, опубликованные в2012 г. [3] Тестирование показало, что ни по одному из 29 вопросов теста по ПДД для велосипедистов (всего в тесте 33 вопроса) не обнаружено статистически значимых признаков превосходства знаний старшеклассников по сравнению со знаниями подростков. Таким образом, низкая самооценка старшеклассников их знаний ПДД вполне согласуется с результатами тестирования знаний ПДД данной конкретной группы школьников. Поскольку не обнаружено признаков положительной динамики знаний по ПДД при переходе от подростковых классов к старшим классам, постольку есть основание сделать предположение о низкой эффективности воспитания культуры транспортной безопасности школьников в массовой педагогической практике.

Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи осторожности школьников при выборе места катания на велосипеде и самооценки их знаний по ПДД. Для этого сопоставим самооценку осторожных и не осторожных школьников их знаний по ПДД. Ответы учащихся 5-11 классов  с разным уровнем осторожности на дороге представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Соотношение ответов школьников по поводу утверждения № 4 с ответами по поводу утверждения № 5

Варианты утверждений и ответов

Затрудняюсь ответить

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей. 1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

1

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов.

11

9

51

2

2. Я знаю правила для велосипедистов.

7

5

130

3

Затрудняюсь ответить

11

3

19

4

ИТОГО:

29

17

200

5
Варианты утверждений и ответов

Затрудняюсь ответить

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей. 1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

6

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов.

38%

53%

26%

7

2. Я знаю правила для велосипедистов.

24%

29%

65%

8

Затрудняюсь ответить

38%

18%

10%

9

1

2

3

4

Из таблицы 7 следует, что осторожные школьники более высоко оценивают свои знания ПДД. Среди тех, кто катается в безопасных местах (где не бывает автомобилей), знают ПДД 65% опрошенных (см. данные строки 8). Среди тех, кто катается в опасных местах (где бывают автомобили), знают ПДД 29% опрошенных (см. данные строки 7). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.671, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между осторожностью и самооценкой школьниками их знаний ПДД для велосипедистов. Из рассмотренного следует, что имеются признаки взаимосвязи: осторожные школьники более склонны к изучению ПДД.

Выясним, влияет ли самооценка школьников их знаний по ПДД на осторожность при выборе места катания на велосипеде. Для этого сопоставим уровень осторожности школьников с разной самооценкой знаний по ПДД. Ответы школьников с разным уровнем самооценки знаний по ПДД представлены в таблице 8.

Таблица 8  – Соотношение ответов школьников по поводу утверждения № 5 с ответами по поводу утверждения № 4

Варианты утверждений и ответов

Затрудняюсь ответить

2. Я знаю правила для велосипедистов.

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов.

1

1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

19

130

51

2

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей.

3

5

9

3

Затрудняюсь ответить

11

7

11

4

ИТОГО:

33

142

71

5
Варианты утверждений и ответов

Затрудняюсь ответить

2. Я знаю правила для велосипедистов.

1. Я не знаю правила дорожного движения для велосипедистов.

6

1. Я катаюсь на велосипеде там, где не бывает автомобилей.

58%

92%

72%

7

2. Я катаюсь на велосипеде там, где есть движение автомобилей.

9%

4%

13%

8

Затрудняюсь ответить

33%

5%

15%

9

1

2

3

4

Из таблицы 8 следует, что среди школьников, которые высоко оценили свои знания по ПДД, на 20% больше тех, проявил признаки осторожности (по сравнению с теми, кто не знает ПДД), что следует из данных строки 7. Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.63, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом,  выявлены признаки взаимосвязи между самооценкой знаний ПДД и осторожностью школьников при выборе места катания на велосипеде. Иначе говоря, в соответствии с полученными фактическими данными, школьники, знающие правила ПДД, более осторожны, чем не знающие правила ПДД школьники.

Подводя итоги проведенного анализа статистических данных, сформулируем основные выводы. На основе эмпирического исследования выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между осторожностью школьников при выборе места катания на велосипеде и следующими факторами:

- возраст школьников (подростки показали себя более осторожными);

- самооценка знаний по ПДД (высокая самооценка знаний по ПДД способствует осторожности).

Выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи самооценки знаний по ПДД со следующими факторами:

- возраст школьников (подростки выше чем юноши оценили свои знания ПДД);

- самооценка осторожности (осторожные школьники более высоко оценили свои знания по ПДД).

Не выявлено статистически значимых признаков наличия гендерных отличий осторожности школьников при выборе места катания на велосипеде и при самооценке школьниками знаний по ПДД для велосипедиста.

Полученные в 2009 г. эмпирические данные касаются конкретной группы обследованных школьников г. Барнаула. Важно также учитывать, что изложенные материалы получены при помощи анкеты, которая фиксирует субъективные мнения обследованных учащихся, которые, скорее всего, не склонны проявлять свои отрицательные характеристики (если таковые имеются). Поэтому сформулированные предположения о выявленных взаимосвязях, факторах нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. В последующих публикациях мы планируем изложить и проанализировать имеющиеся у нас эмпирическими данные, раскрывающие иные аспекты формирования у школьников культуры транспортной безопасности.


Библиографический список
  1. Ахмадиева Р.Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
  2. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан: монография / Л.Г. Ахметшина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003. – 160 с.
  3. Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  4. Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  5. Минниханов Р.Н. Стратегия развития транспортных систем в
    г. Казани / Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – № 1 (15). – С. 20-25.
  6. Форштат М.Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 12 . – С. 24-29.
  7. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 9. – С. 48-53.
  8. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 243 с.
  9. Мошкин В.Н., Лапаева А.И. Структура воспитания психологической культуры безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4609.
  10. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
  11. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д. В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  12. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / Под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  13. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  14. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  15. Белобородов А.Ф. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление /  А.Ф. Белобородов  // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  16. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Сущность, структура и функции культуры транспортной безопасности общества // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  17. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Культура транспортной безопасности в содержании образования // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  18. Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  19. Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  20. Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  21. Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  22. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999.- С. 5-59.  (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  23. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с. (Книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: