УДК 373.1.02:372.8

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ – КЛЮЧ К НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНИКОВ

Галактионова Е.В.1, Рачкаускене Е.В.2
1Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, старший преподаватель кафедры «Общая биология»
2Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, магистр биологических наук, преподаватель кафедры «Общая биология»

Аннотация
Данная работа посвящена использованию комнатных растений в реализации натуралистической компетенции современных учеников. Кроме того, в работе представлен список растений, которые необходимы не только для озеленения учебных аудиторий, но и для практического использования.

Ключевые слова: биология, комнатные растения, компетенции, наблюдение, опыт, урок, учебный процесс


ROOM PLANTS ARE THE KEY TO THE NATURALISTIC COMPETENSE OF MODERN STUDENTS

Galaktionova Elena Vladimirovna1, Rachkauskene Elena Vladimirovna2
1North Kazakhstan state university named after M. Kozybayev, a senior teacher of department is "General biology"
2North Kazakhstan state university named after M. Kozybayev, master's degree of biological sciences,a teacher of department is "General biology"

Abstract
Hired sanctified to the use of room plants in realization of naturalistic competense of modern students. In addition, the list of plants, that is needed not only for planting of greenery of educational audiences but also for the practical use, is in-process presented.

Библиографическая ссылка на статью:
Галактионова Е.В., Рачкаускене Е.В. Комнатные растения - ключ к натуралистической компетенции современных учеников // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4412 (дата обращения: 27.05.2017).

В наше время актуальность комнатных растений не снижается, а наоборот –  возрастает. Учреждения образования, работа, дом – это то пространство, в котором мы проводим большое количество времени, оно организовано так, чтобы было интересно учиться, работать и жить. Зелень и свежесть растений всегда придают уют, вносят яркую живую ноту в любой интерьер, который без них кажется скучным, однообразным, лишенным индивидуальности. Правильно подобрать растение и создать для него подходящие условия – задача не из легких. Озеленение помещения требует определенных навыков и знаний, приложения немалых усилий и затраты времени.

Изучению подлежали комнатные растения следующих порядков: Полиподиевые, Схизейные, Перцевые, Гвоздикоцветные, Мальвоцветные, Молочайноцветные, Тыквоцветные, Верескоцветные, Камнеломкоцветные, Рутоцветные, Гераниецветные, Кисличноцветные, Розоцветные, Зонтикоцветные, Ясноткоцветные, Лилиецветные, Спаржецветные, Амариллисоцветные, Злакоцветные, Коммелиноцветные, Осокоцветные, Имбирецветные, Арекоцветные, Пальмоцветные, Аронникоцветные и др. [1, с. 313-315].

Комнатные растения не только служат украшением кабинетов, учебных аудиторий, но и являются практическим материалом для изучения биологии и биологических дисциплин. Использование живых объектов необходимо при проведении  лабораторных работ и демонстрации некоторых биологических закономерностей.  При правильном  использовании натуральных объектов в сочетании с прочими средствами обучения происходит активизация детей.

В таблице 1 представлены темы уроков и примеры растений, которые необходимо использовать при их изучении. Учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Проведение этих опытов способствуют углублению знаний о клеточном строении органов растений, а также выработке умений и практических навыков приготовления микропрепаратов и изучения их под микроскопом.

 Таблица 1 – Комнатные растения, используемые на уроках биологии при изучении строения растительных клеток и тканей

Тема урока Растение, орган, часть органа Цель использования
Клеточное строение растительного организма зебрина (Zebrina), традесканция  (Tradescantia) – кроющие и железистые волоски листа, приготовление микропрепаратов
Органоиды растительной клетки, движение цитоплазмы (циклоз) гемантус (Haemanthus)  и дримиопсис (Drimiopsis) – клетки эпидермиса листа,

элодея канадская (Elodea canadensis), традесканция (Tradescantia), пеларгония (Pelargonium), элодея (Elodea) – клетки эпидермиса листа, бальзамин комнатный (Impatiens sultanii)

приготовление микропрепаратов
Запасные вещества и включения растительной клетки бегония (Begonia), купена (Polugonatum) приготовление микропрепаратов
Особенности строения клеток растительных тканей бальзамин комнатный (Impatiens sultanii), пеларгония  крупноцветковая (Pelargonium grandiflorum), алоэ древовидное (Aloe arborescens), бегония королевская (Begonia coralline), молочай ребристый (Euphorbia obesa) приготовление микропрепаратов

Также при изучении вегетативных органов растений применение комнатных растений просто необходимо – это позволит учителю активизировать учебный процесс и через систему методических приемов способствовать усвоению учащимися сложного теоретического материала, пониманию его практической значимости.

Комнатные растения, используемые на уроках биологии при изучении вегетативных органов растений:

1) тема урока: «Корень», для изучения корневого чехлика и корневых волосков можно использовать черенки традесканции, укорененные в воде или влажном песке;

2) тема урока: «Корневое давление» для изучения корневого давления используются черенки пеларгонии, бальзамина, плюща;

3) тема урока: «Видоизменения корней», воздушные корни удобно изучать на воздушных корнях монстеры, клубневидные корни демонстрируют, использую хлорофитум;

4) тема урока: «Типы корневых систем», мочковатая корневая система рассматривается с использованием таких видов комнатных растений, как гаворция шахматная, эухарис обыкновенный, гиппеаструм гибридный, стержневая – фикус, плющ, комнатный перец;

5) тема урока: «Лист», простые листья изучают на растениях: колеус, эписция, сложные -  ройциссус;

6) тема урока: «Строение листа», фикус, бегония, пеларгония, бальзамин, аспидистра – черешковые листья, сидячие у амариллиса и кливии, влагалищные – у традесканция, алоэ, лист с прилистниками – бегония;

7) тема урока: «Формы листа», линейные:листья драцена, кливия, амариллис, овальные листья- фикус, калатея, ланцетные листья- сансевьера, лигуструм, яйцевидные листья – фуксия, пальчатолопастные листья – плющ, абутилон, инжир, перистораздельные листья – пеларгония душистая, непарноперистосложные листья – финиковая пальма, роза;

8) тема урока: «Видоизменение листьев», вайи – аспарагус, щитовник мужской, эхинопсис, акантокалициум – колючки;

9) тема урока: «Листорасположение», очередное: традесканция, пеларгония, супротивное: бриофиллум, жасмин, фуксия, мутовчатое – элодея; листовая мозаика- плющ, колеус;

10) тема урока: «Жилкование листа», сетчатое: колеус, фикус, дуговое – аспидистра, традесканция, параллельное -  драцена, амариллис, циперус, юкка,  кливия, гиппеаструм, перистое – диффенбахия, аукуба;

11) тема урока: «Внутреннее строение листа», хорошими объектами для изучения являются: амариллис, традесканция, кливия, пеларгония, фикус, монстера;

12) тема урока: «Стебель. Видоизменение побега», прямостоячие стебли у фуксии, бальзамина, фикуса, ползучие стебли у традесканции,  сциндапсуса, цепляющиеся – циссус, пассифлора, усы – камнеломка, хлорофитум, валлиснерия, травянистые стебли – бегония, катарантус, одревесневающие стебли – гибискус, фикус, клубни имеются у глоксинии, хлорофитума, аспарагуса, луковицы – у амариллиса, эухариса,  гемантуса, кливии, корневище характерно для – нефролеписа, аспидистры, сансевьеры, драцены.

Комнатные растения необходимы при изучении процессов, происходящих в растительном организме, в раскрытии механизмов изменений, которые могут иметь место быть под воздействием окружающей среды (таблица 2).

Таблица 2 – Использование комнатных растений при изучении физиологических процессов у растений

Тема урока Название  растения
Транспирация пеларгония, колеус, фуксия,монстера, алоказия, плектрантус, аралия
Листопад инжир, бальзамин, фуксия, лигуструм, молочай
Фотосинтез и дыхание пеларгония, фуксия, элодея
Водообмен и минеральное питание бальзамин, колеус, плектрантус

В таблице 3 представлена информация об использовании комнатных растений при изучении особенностей размножения.

Таблица 3 – Использование комнатных растений при изучении  размножения растений

Тема урока Название растения, способ размножения
Вегетативное размножение растений размножение стеблевыми черенками: фуксия, зигокактус, традесканция, пеларгония,бальзамин, колеус, монстера, циперус, бегония, фикус, алоэ, абутилон, жасмин, драцена
размножение отводками: плющ, традесканция
размножение усами: хлорофитум, камнеломка
размножение отпрысками: гавортия, кала, хлорофитум, алоэ
размножение делением куста: циперус, аспарагус, аспидистра, хлорофитум
размножение листовыми черенками: глоксиния, бегония, сансевьера, сенполия
размножение листовыми выводковыми почками: бриофиллум, костенец живородящий, толмия
размножение луковицами: амариллис, гемантус, панкрациум, эухарис, зефирантес
прививка: разные виды кактусов, сирень к лигуструму
Семенное размножение растений плоды и семена: лимон, гранат, финиковая пальма, амариллис, кактус
Искусственное опыление растений опыление растений: амариллис, гемантус, кливия, бегония

Наиболее часто комнатные растения применяются при изучении тем «Прорастание пыльцы», «Цветок и его строение», «Соцветия» – таблица 4.

Таблица 4 – Использование комнатных растений при изучении генеративных органов

Тема урока Название растения Примечания
Прорастание пыльцы Кливия, амариллис опыт ставится за 1-1,5 ч до урока
Строение цветка зефирантес обыкновенный, панкрациум, кливия, амариллис поперечные разрез пыльника, поперечный и продольный срез семяпочки
Соцветие бегония, пеларгония, кливия, колеус, камнеломка, спатифиллум, зигокактус, гиппеаструм, диффенбахия разнообразие соцветий

Комнатные растения широко применяются на уроках в старших классах, при изучении ботаники и общей биологии. Живой объект вызывает интерес у учащихся, активизирует их познавательную деятельность, а старшеклассникам позволяет закрепить теоретические знания и развивать практические умения и навыки. Ниже представлены темы уроков и растения, которые необходимо применять при их изучении, а также даны примечания:

1) тема урока: «Эволюционное учение», растения, которые впервые описал К.Линней: иглица колючая, камнеломка отпрысковая, валлиснерия спиральная,агава американская,  алоэ расписное, лавр благородный;

2) тема урока: «Вид. Критерии вида», морфологический критерий можно изучать на таких примерах, как – традесканции виргинская, приречная, сеткрезия, каллизия, хлорофитум;

3) тема урока: «Изменчивость ненаследственная», бальзамин, традесканция, пеларгония выращиваются в разных условиях из черенков;

4) тема урока: «Изменчивость комбинативная», бальзамин – изучение окраски листьев, цветков;

5) тема урока: «Искусственный отбор», многообразие сортов рассматривается на примере амариллиса, пеларгонии, сенполии, бальзамина;

6) тема урока: «Внутривидовая борьба за существование», колеус, бальзамин, пеларгония;

7)  тема урока: «Гомологичные органы», видоизменения побегов и листьев – циссус (усики), иглица (филлокладии) аспидистра (корневище), амариллис (луковицы) кактусы (колючки, стебель);

8) тема урока: «Аналогичные органы»,  циссус, плющ (видоизмененные корни, видоизмененные листья);

9) тема урока: «Рудиментарные органы», аспидистра, иглица;

10) тема урока: «Биогенетический закон», проростки кактусов –  у проростков кактусов развиты две семядоли;

11) тема урока: «Экологическое видообразование», зефирантес – засушливые местообитания, имеется период покоя, эухарис – растет в пойме р. Амазонки, не имеет периода покоя;

12) тема урока: «Географическое видообразование», родина Амариллиса – Африка, родина кливии – побережье юга Африки, ареалы отделены горами;

13) тема урока: «Конвергенция», класс двудольные, семейство кактусовые, рипсалис; класс двудольные, семейство  молочайные, молочай, агавы, алоэ;

14) тема урока: «Дегенерация», у спаржевых (иглица, аспарагус) листья редуцированы, а функцию фотосинтеза выполняют филлокладии – видоизмененные листья.

Если обобщить перечень комнатных растений необходимых для организации лабораторных работ, то наиболее универсальными оказались: пеларгония, традесканция, кливия, алоэ. Лабораторные работы имеют большое значение, как в учебном и воспитательном процессах, так как позволяют осуществить деятельностный подход и гуманизацию  процесса обучения. Комнатные растения в школьном курсе позволяют ученикам освоить важные приемы и трудовые навыки по уходу за ними. При выполнении лабораторных работ школьник совершенствует свои умения и навыки работы с растениями, которые используются как демонстрационный материал для постановки опытов, а также служат средством наглядности при изучении тем урока.


Библиографический список
  1. Рычкова Ю., Бердников О. Новейшая энциклопедия комнатных растений. М., 2012.


Все статьи автора «galaktionova7272»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: